Фрагменты. Сеннеджем и Загробный мир
Сеннеджем-художник жил с женой Юнеферти в Дейр-эль-Медине, что на западном берегу Нила, на территории Фивы-некрополь. Напротив, на восточном берегу Нила, был Фивы-город. Сеннеджем работал в Долине царей сначала на фараона Сети I (конец Среднего царства), и ещё одиннадцать лет - на Рамсеса II (начало Нового царства, Рамессидов).
От жены Юнеферти у Сеннеджема было по крайней мере десять детей, многие из которых похоронены в гробнице отца. Сеннеджем носил титул «Служитель Маат» (богиня Маат - место Истины). Маат - покровительница ремесленников, кто копал и украшал царские усыпальницы. Сеннеджему разрешили создать и украсить свою собственную гробницу. Мастерство росписи и её сохранность неповторимы.
Финансовое положение потомков Сеннеджема ухудшилось или другая причина, но они не могли себе позволить отлельную гробницу. Подобная ситуация складывалась при XX династии у многих жителей Фив — египтяне не имели возможности обеспечить себя отдельными усыпальницами и прибегали к оборудованию угла существующих гробниц или повторно использовали готовые гробницы в некрополе. Зачастую даже саркофаги использовались по два-три раза.
Геродот о времени правления фараона Шепсескафа писал нечто похожее: «в правление этого царя деньги почти исчезли, торговые отношения сократились и был издан закон, по которому деньги можно было брать под залог мумии собственного отца» (под залог гробницы и её содержимого). «К этому закону было добавлено условие, по которому заимодавец вступал во владение всей семейной усыпальницей должника, и в случае неуплаты долга должника ожидала вот какая кара: сам он после кончины лишался погребения в семейном или в каком-либо другом склепе, равно как и его потомки». Этот закон позволял брать деньги в долг под залог усыпальниц с мумиями. Кто долг не возвращал, терял усыпальницу и навсегда лишался права захоронения в гробнице.
Мумии часто переносили из именной гробницы, особенно если она была недостроена, в другую родственную, что требовалось для сохранения мумии предшественника, если гробницу занимал последователь.
Гробница ТТ1
Сеннеджем был похоронен вместе со своей женой Юнеферти, детьми и внуками и в гробнице TT1 в Дейр эль-Медине, рядом с родителями.
Сеннеджем был сыном Хабехнета из династии художников и госпожи Тахену, гробница их семьи (TT2) расположена рядом с гробницей семьи сына (ТТ1).
Усыпальница состоит из капеллы, увенчанной пирамидой, и подземного сооружения. Шахта, которая спускается на 6 м под землю, ведет к подземному комплексу, состоящему из четырех камер. Все помещения сводчатого склепа украшены сценами из "Книги мертвых".
Например, восточная стена иллюстрирует изречение номер 110 из "Книги мертвых" и виньетку самого изречения. Венчает композицию бог Ра в своей ладье Миллионов Лет.
Под его благодатным светом - Сеннеджем и Юнеферти сеющие семена и жнущие урожай.
Для замены умершего на работах, если его попросят выполнять работу, есть маленькие фигурки шабти, которые часто держат в руках мотыгу и кирку, а на спине у них через плечо перекинута одна или две корзины. На них также обычно надписывается версия главы 6 "Книги мертвых". Это заклинание призывает ушебти (шабти) действовать вместо умершего.
Юнеферти
Юнеферти, жена Сеннеджема, была довольно пожилой по древнеегипетским меркам — семидесяти пяти лет или старше — на момент ее смерти. Она была похоронена в антропоидном деревянном гробу, который изображает ее в виде мумифицированной фигуры.
Ее руки скрещены на груди. На ее животе изображена богиня неба Нут, распростершая крылья в защитном объятии. Сцены, нарисованные на передней части крышки, показывают, что она поклоняется богам и почитается двумя ее сыновьями, Хонсу и Рамосом. Стороны гроба покрыты строками заупокойных текстов и изображениями Четырех Сынов Гора (божеств, связанных с отдельно мумифицированными внутренностями).
На тело была наложена деревянная крышка, которую иногда называют "доской для мумий". Её доска для мумий вырезана и раскрашена так, чтобы изображать умершую, как если бы она была живой и одетой в длинное белое плессированное платье.
Элегантная маска была надета на голову мумии Юнеферти. На ней длинный плетеный парик с декоративными лентами чуть ниже уровня подбородка и цветочная повязка, увенчанная цветком лотоса, символизирующим возрождение.
Хонсу
Хонсу, сын Сеннеджема и Юнеферти, был похоронен в могиле своего отца (ТТ1). Его мумия, покрытая маской и уложенная в деревянный внутренний гроб, была вложена во внешний гроб. На момент смерти ему было от пятидесяти до шестидесяти лет.
На внешнем гробу изображен покойный, одетый в трехчастный парик и держащий в правой руке символ джед, означающий "стабильность", и тет, означающий "защиту", - в левой.
Деревянный внутренний гроб Хонсу изображает умершего в двойном парике и с короткой бородкой.
Кроме магических заклинаний, саркофага изображает фигуры Хонсу и его жены, преклоняющих колени перед Анубисом, Осирисом, Исидой и Нефтидой.
Маска Хонсу была надета на голову и плечи его мумии. Она сделана из дерева и картонажа - материала, изготовленного из гипса и льна.
Шкатулка для каноп, изготовленная для Хонсу, сделана в форме святилища и имеет типичный "египетский карниз" (cavetto) по верхнему краю. Шкатулка опирается на символические полозья.
Внутри шкатулки четыре отделения для хранения каноп для четырёх внутренних органов. Крышка украшена двумя изображениями Анубиса в образе шакала, а по бокам шкатулки изображены богини Исида и Нефтида, Селкет и Нейт, а также Четыре Сына Гора - хранители внутренних органов. Надписи заверяют Хонсу в их защите.
Гробница была обнаружена местным жителем из Курны (Луксор) и задокументирована египтологом Гастоном Масперо в 1886 г. Во время взлома гробницы (или раньше) над гробницей была сломана Часовня для подношений. В момент обнаружения гробница буквально была набита двойными деревянными гробами с мумиями, предметами погребального инвентаря и мебелью, принесённой из дома Сеннеджема, которой художник пользовался при жизни, а значит она ему и принадлежала. Сводчатый потолок, стены были богато украшены многоцветными росписями о загробной жизни в Иару. Там есть всё, чего можно себе пожелать: жать богатый урожай полбы и льна, играть в сенет, но нет ни одного художника. Нарисовал он фараону и себе тот загробный мир, который их окружал при жизни, но беззаботнее и веселее.
Представления о загробной жизни египтян
Дуат (Туат, Туаут или Аккерт, Аментес, Аменты или Нетер-Хертет) — ад Древнего Египта, загробный мир.
Додинастический период
Дуат находился на небе. А души умерших в то время, вселялись в звёзды. Души в Дуат перевозит бог-покровитель Дуата, Тот, на серебряной ладье.
Древнее царство
Дуат находится в восточной части неба. Одновременно загробный мир локализовали на западе, в Западной пустыне, и его покровителем выступал Ха.
Главный бог Дуата - Анубис,
Позже статус главы загробного мира и некоторые функции Анубиса переходят к богу Осирису, а Анубис начинает исполнять лишь роль проводника в Царство мёртвых.
Начало Среднего царства
Египтяне Дуат локализовали в подземном мире. В "Текстах пирамид" Дуат отождествлялся с Полями Иалу (Иару). Это «поля камыша» или «поля тростника») — часть загробного мира Дуата, в которой праведники (или их Ка) обретают вечную жизнь и блаженство после суда Осириса. Умершего, прошедшего суд Осириса, в поля Иалу проводит бог-хранитель Шаи, но путь к ним лежит во вратах Тота. Чтобы их отворить, следовало произнести заклинание: "Я вас знаю. Дайте путь мне. Я знаю имя бога-хранителя вашего. Имя врат: «Владыки страха, чьи стены высоки <…> Владыки гибели, произносящие слова, которые обуздывают губителей, которые спасают от гибели того, кто приходит». Имя вашего привратника «Тот, кто ужас».
Пройдя врата Тота, в полях Иалу покойный получал жизнь, какую он вёл на земле, но обильнее и богаче. Умершего должны были замещать на работах шебти, оставляемые в гробнице. От имени покойного над шебти произносили или записывали на них заклинания с перечислением всех работ. В 109-й главе «Книги мёртвых» говорится, что Иалу окружают стены из бронзы, ячмень растёт высотой в 4 локтя (1 локоть - 0,5 м), полба высится на 9 локтей. Виньетка одной из глав «Книги мёртвых» изображает поля Иалу прорезанными полноводными каналами.
Во времена «Текста пирамид» понятия о полях Иалу и Дуате, по верованиям Древнего царства, практически не отличаются.
Конец Среднего царства
С укреплением культа Ра, с эпохи Среднего царства египтяне Поля Иалу переместили с небес под землю, на западе. К концу Среднего царства с Осирисом отождествляется уже любой умерший, а не только фараон. Поля Иалу представляются как «оазис» в Дуате, куда попадают прошедшие суд Осириса. Согласно древнеегипетской мифологии, ящик с телом Осириса его жена Исида обнаружила в зарослях камыша в Дельте Нила.
Олицетворявший модель мира храм по архитектурным канонам символизировал определённые религиозные представления древних египтян: потолок означал небо, стены — поля Иалу, пол — загробное царство.
Красиво жили и умирали... в городе мастеров.
Свидетельство о публикации №224072601233