Сказка о работе Р. Левицкий
СКАЗКА О РАБОТЕ Р.Левицкий (перевод с чешского)
Кто ищет, тот часто меня находит. Но тот, кто ищет меня - дурак.- Так говорит одна из детских загадок. Каков ответ?
- Ничего!
- Тот, кто ищет, часто ничего не находит, но тот, кто ищет "ничего", - дурак.
Вот что-то похожее происходит с загадкой под названием "Работа". Все признают, что она необходима, но подсознательно почему-то к ней не стремятся. К сожалению, не для всех работа необходима как для трудоголиков и многих энтузиастов труда. Например, старые чешские и словацкие мастера, так бывали заняты своей любимой работой, что порой забывали взять за неё деньги.
Но большая часть народа с нетерпением ждёт вечера пятницы, когда сможет хорошо провести время и радуется двум выходным дням, за которые, наконец, сможет организовать свою жизнь в соответствии со своими представлениями и интересами. Одни выезжают за город, другие заняты конурой для собаки, а третьи мечтают хорошенько выспаться, измученные недельным темпом работы.
Да, работа заставляет нас делать то, что мы сами, по крайней мере, делали бы по-другому, в соответствии с другими идеями или, по крайней мере, с другой интенсивностью. При случае мы бы вообще её не делали, а занялись чем-то другим. Также нам хотелось бы радоваться встрече с нею и быть ей благодарными. И не только потому, что она приносит в нашу семью деньги на хлеб с маслом, на жилье и на бензин; это, конечно, необходимо и правильно. И не только потому, что работа создает ценности и облагораживает наше окружение. Но для нас работа - это также и прежде всего момент истины, встреча нашего внутреннего мира, то есть идей и предполагаемых способностей, с реальным миром, в котором мы родились и в котором нам предстоит проявить себя. Только в процессе работы становится ясно, насколько верны наши представления о собственных ценностях.
- Но знаете что? Давайте оставим мудрые нотации – как насчет сказки? Вот послушайте:
Жил-был молодой человек, его звали... его звали Георгий, собственно говоря, это о нашем Иржике. Этот молодой человек целыми днями бродил по берегу моря, предаваясь мечтам. Он мог себе это позволить, потому что его родители были богаты; у них было так много денег, что им приходилось постоянно заботиться о них, и ни на что другое у них не оставалось времени.
Однажды Георгий услышал сказку о Златовласке, и в ней говорилось, что как только Иржик попробовал чудесную рыбу, с тех пор он начал понимать речь всех животных. Может быть, даже речь всех людей и вообще всех существ. Георгию это очень понравилось и он решил, что найдёт такаю рыбу и тогда будет всех понимать без всякого труда. И вот, в своих мечтательных странствиях, он начал искать не прибило ли случайно такую рыбу к берегу моря. Только море избавляется от того, что ему не нужно, поэтому он находил только пустые раковины моллюсков, водоросли и куски дерева. Тогда ещё не было пластиковых пакетов.
- Ну, хорошо, с досадой сказал Георгий, но я эту рыбу поймаю. Он купил самую лучшую удочку в лучшем магазине города и отправился на рыбалку. Но он не знал – на самом деле он ничего не знал, потому что никогда ничего не делал. Он не знал, какая нужна наживка, в какое время суток, в какую погоду, в каком месте и на какую глубину ему следует закидывать удочку, и поэтому он поймал лишь немного мелкой рыбёшки.
- Так я никогда не поймаю свою волшебную рыбу, - разочаровался Георгий и твёрдо решил: завтра я встану до рассвета, надену непромокаемую одежду и пойду к рыбакам, которые готовятся отплыть в море. Предложу им свою помощь.
– Ну, вы не видели как смеялись эти рыбаки, когда к ним пришёл Георгий, который никогда в жизни ни к чему не притрагивался, проситься в помощники. Старый Альфонсо, который смеялся больше всех, упал в воду, и лодка сильно придавила ему ногу. Рыбаки засмеялись ещё больше, потому что были крутыми ребятами, но потом они перестали смеяться, потому что рана оказалась серьёзной и они вынесли Альфонсо на берег и позвали к нему доктора, то есть врачевателя ран. И Георгия, представьте себе, они взяли с собой, потому что им не хватало одного в паре, и потом, им очень хотелось посмеяться над этим увальнем. Тем более что Георгий ничего не хотел за работу, только одну рыбу, которую он сам выберет.
Ну, вначале они действительно на нём отыгрались, потому что у Георгия обе руки были левые и силы как у пёрышка, и когда он работал, то двигался, как рыба, пойманная в сеть. Время от времени он обо что-то спотыкался, на что-то натыкался, и что-то у него падало. Но, несмотря на это надо признать, что он был упорным парнем, поэтому не сдавался. И когда он в уме рассчитал диаметр круга для рыбаков, чтобы они смогли развернуть разложенные сети, они впервые посмотрели на него немного по-другому.
И вот мечтательный Георгий стал приходить ежедневно и работать вместе с рыбаками. И поскольку он был упорным парнем, то не сдавался. Так как ему всё было интересно, и он был внимательным, с головой уходил в работу, то со временем ему стали платить как довольно приличному помощнику. Лучше всего он умел сортировать пойманную рыбу: ни одна из них не ускользнула от него, он тщательно изучил их всех и всё о них знал. Он также был хорош в починке сетей, у него были очень хорошие руки для завязывания узлов, и едва прикоснувшись, он уже знал прослужит ли узел долго или его придётся чинить.
Так прошёл год. Георгий стал опытным рыбаком. Он знал, что оливковое масло лучше всего помогает при напряжении в спине, знал, что существует много степеней усталости: от внезапной сонливости, от которой достаточно поспать всего четверть часа и до длительной, затяжной усталости, которой можно не поддаваться долгое время, но потом требуется длительный отдых. Георгий всё это знал. Он также знал, что при восточном ветре рыба уходит на большую глубину... это он всё знал.
Однажды он снова шёл по берегу... Нет, он встретил не рыбу, а старого Альфонсо. Альфонсо ходил опираясь на палки, хромал, он состарился и больше не выходил в море. Георгий почтительно с ним поздоровался.
– А, Георгий, сегодня прекрасный день, не так ли? Сказал старик добродушно:
- Прекрасный, Альфонсо, - согласился Георгий, глядя в небо.
- Но вон там, над Монте-Видео собираются серые облака с волнистыми краями, а у волн фиолетовые гребни, и они двигаются не в том направлении, куда дует ветер. И я видел, как овцы спустились со скал в лощину, а с утра я не слышал крика пересмешника в лесу. Я бы многое отдал за то, чтобы подул хороший ветер, как тогда, когда у Джузеппе рухнула крыша.
- Разве ты не слышал?- усомнился старик, - что же это был за птичий крик утром в лесу?
- Это был пиччио, - сказал Георгий. Я не знаю, откуда он тут взялся, потому что именно он издает такой жалобный крик, хотя никто не делает ему никакого вреда. На днях кот Пепе попытался залезть в его гнездо за птенцами, так он его довольно сильно клюнул, и теперь он лежит на кухне у Кристины и зализывает раны.
- Послушай, Георгий, - внезапно сказал Альфонсо, глядя на молодого человека, - скажи мне одну вещь: почему ты на самом деле работаешь у Франческо на лодке, когда вместо этого мог бы просто сидеть весь день и пить "Шатонеф-дю-Пап" или, по крайней мере, "Кампетто Ламбруско"?
Георгий, то есть Иржик, сначала колебался, а потом рассказал Альфонсо, зачем он пошёл к рыбакам: потому что хотел поймать замечательную рыбу, чтобы с тех пор понимать язык всех животных, возможно, даже язык всех людей и всех существ.
И тогда Альфонсо долго смотрел на него, молчал, наконец, поднял свою палку и обвел дугой всё вокруг:
- Георгий, - мягко сказал он, - разве ты не знаешь, что ты уже поймал эту рыбу?
Свидетельство о публикации №224072601286