Фрагменты. Египет. Мифы о богах и героях
Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определённых местностях.
Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным (сфинкс). У богини Селкет на голове стилизованный скорпион. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.
Жизнь богов представлена мифологией египтян.
Миф о тяжбе Гора и Сета
Исида тайно родила от Осириса сына Гора на плавучем острове Хеммис (в папирусовых зарослях фараона Нижнего Египта). Для египтян расположение его не считалось важным и понималось как некое уединение в священном месте. Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не возмужал («надел пояс в густых зарослях») и тогда открыл себя миру.
Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца». Он идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения ему наследства Осириса, незаконно присвоенное Сетом.
У него нашлись союзники: Исида выступила на стороне сына Гора в его противостоянии с Сетом за трон, но также из добрых сестринских чувств иногда приходила на выручку брату Сету. Однажды Исида освободила пленника Гора, и тот так разгневался, что отрубил матери голову. Тоту удалось предотвратить её смерть, но остальные боги отвернулись от Гора.
Особенно дорого война стоила людям, потому что именно они были в армиях, которые Гор и Сет направили друг против друга. Гор напал на Нубию, в которой правил Сет, и одержал практически полную победу над его войском. Тогда Сет сам вступил в бой. Его битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла к Гору.
В пылу схватки Сет вырвал левый глаз Гора, а Гор отсёк Сету гениталии. Исида исцелила сына; иногда также спасителем считают Тота. Лунный глаз Гора (Уаджет) стал символом исцеления и защиты от опасности и со времён Древнего Царства использовался как амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.
Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали к богине мудрости Маат. Она указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис и заставил богов принять совет Маат.
После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет (по одному из вариантов мифа), Гор признаётся «правогласным» (полноправным) наследником Осириса и получает царство; Тот записывает решение суда богов. Мир разделён: Гору досталась чёрная земля Египта, Сету — красная земля пустыни.
Победив Сета, Гор воскрешает отца, дав ему проглотить своё око, но тот не желает оставаться на земле и становится повелителем мёртвых в Дуате. Земной трон занимает Гор.
Мифологическая история Осириса и Сета прослеживается в сюжете древнеегипетского литературного произведения «Повесть о двух братьях» (1200—1194 г. до н.э.) и сказке «Правда и Кривда» (1292—1191 г. до н.э.).
Селкет - супруга Гора, помощница Менеса
Селкет или Серкет (Серкет-хетит) — древнеегипетская богиня, покровительница мёртвых, дочь Ра, помогающая ему поражать врагов. Особенно почиталась в Нижнем Египте.
У богини Селкет на голове стилизованный скорпион.
Указания на культ Селкет встречаются уже в эпоху Первой Династии в дельте Нила. Также как одна из божественных матерей она упоминается в Текстах пирамид Древнего Царства, где её называют матерью бога-змея Нехебкау и в связи с этим «вскармливающей царя». Она является богиней-покровительницей целителей, так как отводит и исцеляет укусы ядовитых животных и насекомых, в особенности скорпионов. Селкет также сражается со змеем Апопом.
Дальнейшие упоминания Селкет встречаются также в мифологическом повествовании о рождении бога Гора, где она вместе с Нефтидой помогают богине Исиде после того, как бога-ребёнка укусил скорпион.
Вместе с Исидой, Нейт и Нефтидой она является одной из четырех богинь-покровительниц сыновей Гора. Она защищает канопу Кебехсенуфа, в которой хранится кишечник умершего и, в связи с этим, Селкет упоминается в древнеегипетском тексте как «Хозяйка прекрасного дома» или «Дома благоустройства», как называлось место бальзамирования.
Культ Селкет прочно связан с историей о великом воине Менесе. Под покровительством Богини скорпионов, Менес выиграл множество войн и стал её верным жрецом. Фараон любил и уважал богиню настолько, что носил герб с изображением скорпиона и называл себя "Царём - скорпионом". После смерти воина Селкет взяла его к себе во служение на небо.
Найденный в Верхнем Египте, в некрополе Иераколя, рельеф царя со скорпионом, назван Скорпион ll и отнесён к царям Древнего царства. О его связи с Менесом или Нормером данных нет.
Воин из Верхнего Египта, Менес, мог быть при дворе царя Скорпиона ll. Он был опытен в войнах и политике. Бытует мнение, что он подчинил Нижний Египет (хотя нет данных о такой войне) и царствовал на всей территории, завершив длительный процесс централизации Египта. Но так ли это, неизвестно. Он мог обойти царя, занять его трон и присвоить его военные завоевания. Но прославляется, по традиции,
мудрая политика воина Менеса, а не царя Скорпиона ll, по умиротворению Нижнего Египта. Сохранилась запись о строительстве храма в Саисе, посвящённого богине Нейт, которая была покровительницей Севера (Нижнего Египта), а не Селкет, жрецом которой он стал. Была это ошибка или подмена, сокрыто временем. Но ясно, что объединение двух частей Египта в одно царство с центром в Мемфисе, было делом рук не одного человека. Это согласуется и с идеей извечного соперничества Гора и Сета, перенятого от богов героями.
Родным городом Менеса был Тин (Тинис), в Верхнем Египте (рядом с Абидосом), но он не годился для резиденции - лежал далековато от Дельты. Геродот сделал вывод, что Менес построил в центре, между бывшими царствами, резиденцию. Он накопал большую насыпь, она отклонила течение Нила, и полученный выступ он огородил крепостью. «Белые стены» (Инебу-хедж), известный Мемфис, К югу от стены было сооружено святилище местному богу Птаху,
чтобы у места был бог-покровитель.
В день открытия храма Менес ритуально соединенил папирус (символ севера) и лотос (символ юга). Он увенчал себя красно-белой короной, титулом «царь Верхнего и Нижнего Египта» и в торжественной процессии обошёл "Белую стену". До конца египетской цивилизации фараоны, включая носивших соответствующий титул Птолемеев, повторяли этот ритуал при своей коронации.
Надо отметить, что на рельефе Скорпиона ll есть символы папируса и лотоса, но он, видимо, был убит, а его историю переписали на Менеса.
Предание, высеченное на каменной стеле в храме Амона в Фивах по приказанию Тефнахта, отца Бокхориса (XXIV династия), проклинало Менеса за то, что он изменил жизнь египтян в худшую сторону, окружил себя роскошью и блеском. По другому преданию Менес установил порядок богопочитания и храмовых обрядов. С его именем связывалось также представление о первом законодателе, установителе культов (особенно Аписа и крокодилов).
Согласно Диодору, царь, охотясь в Файюме (известном древним грекам как Крокодилополь), был внезапно атакован собственными же охотничьими собаками и спасся только потому, что бросился в озеро, где оказался
нильский крокодил, который и вынес его на противоположный берег. Дабы отметить это сверхъестественное спасение, он построил в том месте город, а озеро посвятил крокодилу. Диодор сообщает также, что царь построил себе пирамиду (на самом деле, пирамидальную архитектурную форму изобрёл визирь Имхотеп четыре столетия спустя) в его окрестностях и что египтяне впервые узнали от этого царя, как поклоняться богам и жить на культурный лад; последнее, возможно, является своеобразным отзвуком его деятельности по умиротворению страны после долгого периода анархии и кровопролития во время борьбы за объединение. Джордж Стэнли Фабер в 1816 году на основании этого рассказа Диодора дал трактовку слова campsa как «ковчег» вместо «крокодила» и отождествил египетского Менеса с Ноем и историей Всемирного потопа.
Согласно Манефону, процитированному Африканом, великий царь умер на 63-й год своего правления от ран, нанесённых ему бегемотом во время охоты. Вот эта история уже не кажется столь же невероятной, как предыдущая, ибо мы знаем, что охота на гиппопотамов была популярным развлечением, которое позволяли себе древнеегипетские цари. Не исключено, однако, что этот рассказ и история Диодора являются всего лишь двумя вариантами одного и того же легендарного сюжета.
Из-за неправильного перевода энтузиастом истории Лоуренсом Уодделлом появилась легенда о гибели Менеса от укуса пчелы. Эта история долгое время преподносилась как первое в письменной истории упоминание об аллергической реакции на укус насекомого, что таковым не является.
Лекарь Псамметихсенеб, живший при XXVI династии (664—525 гг. до н.э.), носил среди прочих титулы "заклинатель скорпионов" и "сын Селкет", которые также высечены на его саркофаге.
Свидетельство о публикации №224072600014