Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 40

           Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге

Очередной сюжет храмовой росписи. Встречается не часто. Но своей известностью обязан апостолу Луке и известной гравюре французского графика Гюстава Дорэ.

Послушаем апостола Луку:

Спаситель учил в синагогах иудейских, и люди его прославляли. И вот пришёл Иисус в город Назарет, где рос и воспитывался. В субботу, по традиции, он пришёл в синагогу и начал читать. Ему принесли книгу пророка Исайи, где он нашёл место, в котором говорилось: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

Дальше Спаситель перестал читать и закрыл книгу, и когда сел, то увидел, что все в синагоге устремили глаза только на Него в ожидании, что он скажет далее.

И тогда Иисус сказал людям ещё несколько слов о том, что вот сейчас они услышали пророчество, написанное в этой книге, которое сегодня исполнилось.
И народ в синагоге согласился с ним, и удивлялся словам благодати, вместе с тем спрашивая друг друга: не сын ли это Иосифа-плотника?

Увидев недоверие людей, Спаситель сказал всем им: «Конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай здесь, в Твоём отечестве, то, что, мы слышали, сделал в Капернауме».

И продолжил Иисус: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Никакой пророк не принимается в своем отечестве».

Услышав такие слова Спасителя, народ в этой синагоге пришёл в ярость. Тогда взяли Иисуса и, выгнав из города, повели на самую вершину горы, на которой и был построен город Назарет, чтобы сбросить Его вниз. Но Иисус, освободившись от них, чудесным образом прошёл среди толпы и удалился.

Евангелие от Луки. Глава 4 (15-30)

Достаточно подробное изложение дал святой Лука пророчеству в синагоге, показывая особенное значение этому эпизоду. Богословы дают разные характеристики этому сюжету, но сходятся в одном: «Нет пророка в своём Отечестве». Чужое всегда лучше, чем родное, своё.
 
Спаситель открытым текстом объявляет народу о приходе Мессии, которым Иисус и являлся. Но народ жаждал чудес. И исцелений. Люди готовы были слушать и воспринимать кого угодно со стороны, только не из своих. Не верили ни Илии, ни Елисею. Слова Иисуса нравились толпе, но тут же люди стали вспоминать, кто его отец. Иосиф – бедный плотник. Спаситель поймал эту волну неверия, поэтому и высказал обличительные слова толпе, на которые она сразу с яростью и отреагировала.

Французский гравёр и живописец Гюстав Доре. Гравюра «Христос в синагоге Назаретской» из «La Grande Bible de Tours (Большая Турская Библия)», выпуск 1866 года.

Изображение находится:

Ярославская область, Красново. Церковь Богоявления Господня (1870 г.), храмовая роспись начала 20-го века.

Корректура М. Зуйкова

Фото автора

Русавкино, июль 2024 г.


Рецензии