Похвала литературному порталу Стихи. ру
Эссе на тему электронной архивации поэзии и прозы.
Легче всего подвергнуть осмеянию, шельмованию и хуле ту или иную новацию, дерзкий и смелый осуществлённый в реальность замысел, и стократ трудней увидеть в нём огромную общественную пользу, от всей души порадоваться за авторов и/или авторский коллектив успешно действующего проекта. Давно известно, что новое не всегда лучше старорежимного, а старорежимное не всегда хуже нового, но в новом для молодых поколений людей много запретного, смелого, обещающего, привлекательного, искушающего го и соблазнительного.
Отсюда мнительная ревность и агрессивная зависть культуртрегеров-консерваторов ко всем нововведениям и смелым культурно-просветительным проектам. Трудно тогда приходится новоявленным культурным героям и демиургам, когда лютая зависть нестерпимо гложет души престарелых жрецов-идеологов и придворных пророков — обязательно кто-нибудь из новаторов-энтузиастов будет брошен в темницу, обезглавлен или окажется висящим на кресте.
Новое не всегда безжалостно сбрасывает старое и ветхое с парохода современности. Чаще всего новое несёт в себе образ совершенно иного мира, образ иной высшей Идеологии, и на наследие прошлого не претендует по принципу: «Пусть мертвые хоронят своих мертвых — не будем им мешать». Это больше относится к религиям, религиозным учениям и возникающим идеологиям, наконец, к политической антропологии, к наукам о человеке. Классическим примером разночтений между новым и старым являются Ветхий Завет и Новый Завет (Благая Весть). Евангелие не отрицает Ветхий Завет — оно вытекает из него и является его продолжением и своеобразным эпилогом в свете богочеловечности.
В Ветхом Завете речь идет о Законе, о договоре народа со своим Богом, в Новом Завете — о личных, сакральных отношениях отдельного человека с Богом. На этом мучительно трудном взаимоотношении тварного, смертного человека с Богом-Отцом и Пантократором построена вся человеческая культура и искусство, музыка, живопись и поэзия многих стран и народов.
Договор народа с Богом впервые был зафиксирован на каменных скрижалях косноязычного Моисея, а Благая Весть для человека одинокого и грешного провозглашена самим Сыном Божьим, а позднее многократно зафиксирована — на пергамине, папирусе, хлопковой и рисовой бумаге. Все беседы человека с Богом в молитвах, в псалмах и стихотворной форме сохранились до наших дней в письменных источниках, в рукописных и печатных книгах, в библиотеках и архивохранилищах, которые, как известно, не вечны.
Иногда они горят и сгорают дотла вместе с городами или умышленно уничтожаются оккупантами, правителями-узурпаторами или крайними фанатиками-ортодоксами. Мало создать (возродить, пополнить) культурные ценности, их надо ещё сохранить как можно дольше и в первозданном виде передать потомству. Не будем забывать о том, что «вечное хранение» письменного памятника культуры (штамп «Хранить вечно») весьма условно, как и весьма условен сам штамп «Совершенно секретно». Здесь смертный самоуверенный человек явно переоценил свои возможности в масштабах Вечности.
В стремительном беге времени по холмам мирового пространства, в природных и социальных катастрофах гибнут не только «мысли, мечты и корабли», но и летописи на каменных страницах — на мраморе, песчанике, на гнейсе и граните. А посему проблема «вечного хранения» трудов человеческой души и высоких помыслов для грядущих поколений остаётся сегодня (накануне ядерной мировой войны) весьма острой. Особенно в нашей стране, после гибели библиотеки во время пожара в здании ИНИОН РАН. (см. Анатолий Апостолов. Где летопись на каменных страницах? — ПРОЗА.РУ)
С появлением новых цифровых технологий, в том числе компьютеров нового поколения, с их мощными и устойчивыми квантовыми блоками памяти и голографии, возможности длительного хранения информации значительно расширились. Компьютер с его выходом в Интернет позволяет авторам создавать свои произведения, бесплатно публиковать их на литературных порталах не выходя из дома, получать отзывы и оценку читателей, и, наконец, не создавая свой домашний архив, определять (отправлять) свои труды на «вечное хранение» в Единый электронный архив.
Возможность размещать свои произведения в социальных сетях и на платформах, а также открывать свой сайт, не требующий денежный вложений, поэтический блог на Дзен-платформе, значительно упрощают творческую жизнь инвалидов войны и труда, по слуху и зрению. Так, давний мой знакомый по работе в Университете Российской академии образования слепоглухой учёный, доктор психологических наук Александр Васильевич Суворов (1953-2024) стал известным поэтом благодаря Интернету с его литературными страницами poembook.ru/contest/342/;https://45parallel.net/ и специальному домашнему компьютеру с приставкой — бегущей лентой Брейгеля. (см. Анатолий Апостолов. Рыцарь Ордена милосердия. — Проза. ру)
В XXI веке у людей творческих и социально гиперактивных появились небывалые возможности оставлять свой литературный (культурный) след в истории отечественной культуры, «навсегда» фиксировать своё имя на электронном сайте в стремительном беге времени. Но, как известно — «ничто не вечно под луной», и слово «навсегда» не всегда равнозначно слову «Вечность».
Носители информации в любом виде и исполнении остаются крайне недолговечными даже в масштабах человеческой письменной истории. Кто долго жил, тот помнит, что «электронная летопись» в эпоху Смутного времени конца 90-х и нулевых годов в России начиналась с магнитных дискет Imation 2HD, 2MB Verbatim DataLifePlus, MF 2HD ibm format; и магнитных дисков TDK CD-RW и CD-RW/ 700 mb 80 min/ 4x-12-x HIGH SPEED, которые как быстро появились в издательском деле, так же быстро исчезли, морально устарели как носители текстовой и видеоинформации. Сегодня у большинства пользователей нет такой техники, с помощью которой можно скачать информацию с дискет Imation 2HD, например, записанную в 1998-2000 годах.
С приходом в наш мир новых технологий по хранению историко-культурной информации бумажные носители (рукописные и печатные документы) продолжают уступать место электронным носителям информации почти во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и литературно-художественной. Таким образом, для авторов отпадают многие организаторские проблемы и заботы, связанные с судьбой своих сочинений. Отпадает надобность напрямую контактировать («дружить») и сотрудничать с разными литературно-общественными и политическими изданиями и организациями, редакторами издательств, газет и журналов, альманахов и и коллективных сборников, примыкать на время к литературным группам и сообществам.
Традиция публиковать свои стихи в специальных общественно-политических газетах и журналах, к юбилейным датам, в разделах «Литературная страничка» или «Поэзия», после развала СССР стала анахронизмом, а сама гражданская и военная, имперская лирика утратила своё былое идеологическое значение. Вместе с советской идеологией ушла в прошлое и советская литература, великая, маргинальная, идеологизированная, тоталитарная и мещанская.
Русская поэзия, с её романтизмом и мечтательностью, грёзами о неведомом, нездешнем и несбыточном, претерпела за XX век значительные метаморфозы. Не будем забывать, что романтизм русской поэзии изжил окончательно себя после Отечественной войны 1812 года и завершения Заграничного похода в Париже. «Исчезнули при свете Просвещенья поэзии ребяческие сны!» — сокрушался по этому поводу поэт Евгений Боратынский. Чистый дух романтизма в эпоху союза стали и угля был осквернён угарным дымом парохода и паровоза.
Серебряный век русской поэзии давно стал историей русской литературы, Декаданс до самой смерти Сталина был под негласным запретом, а воскреснув в «оттепель» новых ростков в тенетах социалистического реализма и партийности литературы не дал. Высокий стиль литературы утонул в трясине повседневности в эпоху стагнации советского социума. Большой стиль начал выдыхаться на излёте ХХ века, ему на смену пришла массовая культура, идеи глобализма, цифрового коммунизма, гедонизма и монетаризма.
Сегодняшний Урановый век, с его динамикой жизни и войной всех против всех, породил особую культуру межличностных отношений и свой особый поэтический язык, иронический, сжатый, скептический, нигилистический, эпатажный. Это ярко отразилось, прежде всего, в социально-экономической сфере, в культуре повседневности, в искусстве и литературе. Вместо писателей появились составители текстов, блогеры и колумнисты, а вместо читателей-книгочеев — грамотные потребители и пользователи. С широким распространением в начале нулевых годов, в быту и частной жизни персональных компьютеров и ноутбуков, писателем уже смог стать любой грамотный читатель, а читателем любой самодеятельный составитель текста, прозаик и поэт. Вместе с этим резко изменилась и читательская аудитория, она стала стремительно сокращаться и редеть, стала уходить в угрюмое пространство выживания и доживания на биологическом уровне.
Хотим мы этого или нет, но прежний вдумчивый любитель русской изящной словесности сегодня стремительно уходит из постсоветского культурного пространства, а у нового читателя не хватает времени читать на досуге и в тиши хорошие стихи и прозу. Возник парадокс — оказалось, что компьютер не только потребляет много электроэнергии (на биткоины), но заодно и отнимает у человека много веремени, вместо того, чтобы его экономить. У читателя не хватает времени на добычу денег, и ему сегодня, увы не до чтения печатных книг. (см. Анатолий Апостолов. Читатель, дорогой, не уходи!» — ПРОЗА. РУ).
В постсоветском социуме произошел очередной (седьмой по счёту) «великий перелом» славянской души, массовая деформация сознания и ломка человеческой психики. Смыслом жизни молодых людей стала не радость Познания и приобретение знаний, а добыча больших денег, личный успех и гедонизм. Не книги, не поэзия, не великая музыка, не высокое искусство стали радостью жизни, а углеводороды страны — такие дорогие сердцу и душе, личному карману и военному бюджету.
Но говорить сегодня об упадке в нашей стране литературы преждевременно, ибо русско-советская литература начинает сегодня преобразовываться, уходить в малотиражье, в легальное подполье, в интернет, на такие, например, крупные литературные русскоязычные официальные сайты Союза писателей России как Стихи. ру и Проза. ру, на которых продолжает размещаться великое множество произведений прекрасных поэтов, прозаиков, публицистов, эссеистов и непредвзятых литературных критиков.
Литературные порталы Стихи.ру, и Проза.ру — самые крупные русскоязычные официальные сайты Союза писателей России, где бесплатно публикуются стихи и проза самых разных авторов. В отличие от других популярных литературных сайтов литературные порталы Стихи.ру и Проза.ру, по оценке "Россиийской газеты" от 29 сентября 2020 года, давно занимает первое место в рейтинге литературных сайтов Rambler и Mail.ru.
На этих двух порталах никому из авторов гонорар не предусмотрен, даже за самое гениальное произведение. Литература после развала СССР перестала быть средством добычи денег и прочих социальных льгот и привилегий. Эти сайты созданы для тех, кто пишет стихи и прозу просто для души от всего сердца, не пытаясь на них заработать и тем более прославиться. Не перевелись еще и никогда, видимо, не переведутся на Руси-матушке светлые люди с чистой душой, бескорыстно любящие русскую литературу. И, нигде в мире они не переведутся, потому что человеку свойственно мечтать и думать о благе и благодати. А юные душой продолжают, как и прежде, видеть цветные сны и пишут стихи, которые дополняют собой волшебные песни небес, горних высот и равнинной земли. Возможность выставлять на обозрение огромной читательской аудитории свои тексты здесь и сейчас, в сию минуту (и навсегда) — что может быть лучше для начинающего и маститого писателя?
Возможность находить себе единомышленников, общаться со своими собратьями по творчеству и, наконец, наслаждаться душевной и прекрасной поэзией и мудрой прозой, гуляя по страничкам других самодеятельных и профессиональных авторов, — не это ли для писателя превыше всего — превыше всяких гонораров, званий, наград и премиальных выплат?
На сайте Стихи.ру стараниями друзей-единомышленников и верных служителей русской культуры публикуются стихи давно и недавно умерших поэтов и прозаиков, в результате чего на этом портале возникает сам по себе виртуальный, коллективный творческий Союз Благодатной Памяти.
Среди авторов порталов Стихи.ру и Проза.ру много самодеятельных писателей, любителей истории и поэзии, хорошо знающих, как географию страны, так и тайную формулу своего Отечества: «Россия = Русское Пространство + Русское Слово». Много и тех, кто занимается литературой не ради денег и славы, и понимает, что вдохновение не покупается и не продаётся, для таких авторов ценней всего — это чувство сопричастности, осознание того, что они часть истории русской культуры и отечественной истории.
Среди самодеятельных авторов Стихи. ру есть и такие, которые в духе поэтов эпохи романтизма пушут стихотворения-подражания тому или иному поэту-кумиру прошлого или своему поэту-современнику. Много и тех, кто пишет и публикует стихи-посвящения коллегам по перу, используют в виде эпиграфов к своим прозведениям фрагменты стихотворений поэтов-классиков, малоизвестных (забытых) и вообще неизвестных поэтов и прозаиков, и таким своеобразным образом осуществляют популяризацию среди своих читателей-пользователей глубинных, никем ещё неисследованных, пластов русской поэзии и прозы. Они, самодеятельные и профессиональные поэты, каждый по-своему, отразили и продолжают отражать в своём творчестве свою эпоху, мир, который становится всё более безумным и диким. У них на глазах, на стыке двух веков, происходила драма деформированного монетаризмом прогресса. И портал Стихи.ру это публикует, фиксирует и по возможности хранит в своих электронных недрах эти отражения живых зеркал до востребования.
Авторы порталов Стихи.ру и Проза.ру — живые свидетели тому, где мудрый разум уступает натиску властительного невежества, простоты и дикости, гедонизму и зооморализму. Они сами — герои того сумеречного времени, где цивилизация отступает перед страстью и сумасбродством, а закон бесстыдно сдаётся на милость победителя-узурпатора и беззаконника. Они — члены того самого человейника, где сила жизни (инстинкты и рефлексы) подчиняет себе всё, где животная, слепая, всесокрушительная сила не на стороне трезвомыслия и логики, а на стороне неуёмной пещерной алчности, зависти и ревности. Среди поэтов Уранового века есть и такие, которые своим литературным бескорыстным подвижничеством вдохновляют начинающие юные дарования беззаветно служить русской Поэзии, стимулируют чужую творческую способность — запускает благотворный нарративный импульс в творческий процесс. (см. Анатолий Апостолов. Дмитрий Шеваров: память благодатная. — Проза.ру.)
Пожалуй, только одно это достоинство порталов Стихи.ру и Проза.ру вполне заслуживает благодарных и похвальных Слов, самой глубокой признательности со стороны всех любителей отечественной изящной словесности..
У сайтов Стихи.ру и Проза.ру достоинств намного больше, чем недостатков, на нём есть сервисы, которых нет и не может быть ни в одном печатном литературном журнале.
Это старейшие сайты в интернете, где любой российский гражданин может завести свою страничку и писать все, что хочет, не нарушая правила. Правила стандартные — отсутствие мата, порно и призыва к расизму. Нужно сказать, что польза от этого сайта большая. Эти порталы легко читаемые, духоподъёмны и философичны, по числу читателей они превзошли всю печатную литературно-художественную федеральную и региональную периодику страны. Здесь представлены авторы из всех городов и весей нашей огромной страны — от Финского залива до Тихого океана, от Белого моря и Хибин до Черного моря и гор Кавказа, от вымирающей Воркуты до процветающего Сочи, от заброшенных леспромхозов Медвежьегорска до горнорудных (урановых) посёлков Чукотки.
На эти сайты может выкладывать свои произведения любой человек, никаких вступительных взносов не требуется, регистрация простая. На каждое произведение, публикуемое на портале Стихи.ру, выписывается свидетельство о публикации, защищающее авторские права. После публикации выдается номер депонирования произведения в электронном реестре, плагиат исключается.
У автора на сайтах Стихи.ру и Проза.ру появляется отдельный кабинет, через который можно осуществлять связь с коллегами по перу, выражать своё мнение об их творчестве и миропонимании, делиться иногда своими горестями и радостями.
Авторы Стихи. ру могут оставлять друг другу комментарии, писать рецензии (бесплатно), за плату выводить на главную страницу анонсы своих произведений, могут приглашать читателей на свои страницы (услуги платные).
На портале Стихи. ру практикуется система призовых баллов, внутренних расчётных единиц, отражающих меру активности каждого члена литературного сообщества. За призовые баллы автор может воспользоваться услугами портала по продвижению своего литературного творчества, и вправе получить информационные услуги портала, предоставляемые за призовые баллы. В этом случае стоимость предоставленных услуг в баллах списывается с его личного счета. За счет начисленных баллов автор может поместить своё имя на главной странице «Авторы приглашают». Или оплатить услугу со своего рублевого счета на портале, стоимость — 2000 баллов или 400 рублей. Но лучше всего, уместней и этичней, это делать не за счёт денег, а за счёт честно заработанных автором баллов. За проведение пропаганды современной поэзии, за счет частой публикации на портале и в других сетях своих самых удачных произведений и за бескорыстную, добровольную рекламу творчества своих одарённых и талантливых коллег по перу, за счет беспристрастной, искренней, объективной и честной критики и оценки их стихов и прозы.
Сайт Стихи. ру не просто дает площадку начинающим поэтам и прозаикам, но и, помогает им утвердиться в ипостаси «Поэт года», «Золотое перо Московии», стать лауреатами многих конкурсов, обладателями почетных грамот и литературных медалей, получить звания члена-корреспондента и даже… действительного члена Академии Поэзии (sic!).
Для этого портал под эгидой СП России проводит конкурсы и платную публикацию произведений конкурсантов в разных поэтических альманахах, в том числе в пресловутом альманахе «Академия поэзии». Таким незамысловатым образом сайт зарабатывает деньги на ярмарке тщеславия на начинающих поэтах. Пожалуй, только этот не совсем красивый факт может являться главным недостатком портала Стихи.ру. Всё остальное — по доброму, по честному и человечному.
На сайтах Стихи.ру и Проза.ру имеется своя Ярмарка Тщеславия. Среди авторов сайта проводится отбор на национальную премию «Поэт года». Существует издательский отдел сайта (где авторам предлагаются платные услуги за публикацию их произведений от 500 до 1000 руб. за страницу) — издательство «Авторская книга», выпустившее более 200 книг.
С 2012 года действует совместный литературно-критический проект портала и газеты «Вечерняя Москва» Он представляет собой телевизионный интернет-проект, в котором принимают участие приглашенные поэты и критики. Конкурс проходит в несколько этапов. В рамках каждого из них в студию приходят три поэта, которые по очереди выходят на сцену и читают свои стихи, после чего критики высказывают свое мнение. В финале сезона участники проекта борются за звание «Народный поэт». В 2013 году проект получил диплом «За сохранение традиций отечественной литературы и русского языка» от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
На портале ведётся рейтинг произведений на основании оценок читателей-пользователей. К наиболее интересным сервисам сайта относится так называемый электронный «Помощник поэта». Программа «поможет» начинающему поэту подобрать рифму к любому слову, а также сочинить стихотворение, написать целый цикл, даже венок сонетов на заданную философскую тему. Стихи, написанные ИИ (Искусственным интеллектом) сайта по форме будут безупречны, но в духовно-эмоциаональном плане будут скупыми на чувства, беспристрастными, равнодушными и холодными. Интересно, что с помощью этой программы журналист телеканала «Россия» Борис Соболев написал сборник стихотворений «Вещь не в себе», приписанный вымышленному поэту Б. Сивко (аббревиатура от «бред сивой кобылы»). За сборник «Вещь не в себе» Московская городская организация Союза писателей России наградила Б. Сивко дипломом литературно-общественной премии «Золотая осень» имени С. А. Есенина с вручением одноимённого ордена «За верное служение отечественной литературе». Этому событию был посвящён телевизионный сюжет «Страна героев». При этом необходимо отметить, что литературный портал Стихи. ру к этой литературной мистификации никакого отношения не имеет, ибо его задачи совершенно иные — фиксировать то или иное литературное событие на своих сайтах в разделе «Литературная критика»
Правомочно ли, и этично ли сегодня использовать ИИ в написании классических сонетов и терцин, чтобы потом, слегка подредактировав и немного «очеловечив» текст эмоциями, выносить их на суд читательской аудитории, решать уже не нам, уходящему поколению, а читателям середины XXI века.
Им решать, в какой мере смогут искусственные стихи-суррогаты заменить вдохновенные. "натуральные" плоды настоящего, порой мучительного творчества. Станут ли стихи такого рода стимулом для восхождения к пайдее, к доблести и славе, к совершенству человеческой «струящейся души», станут ли они духовной пищей для независимого сознания и трезвого разума — вопрос времени и определённых сложившихся обстоятельств. Именно поэтому отцы-основатели портала Стихи. ру и публикуют такого рода стихотворную продукцию, производителями которой является ИИ-машина, а её скромным соавтором живой человек с конкретным именем или псевдонимом.
Надо признать, что стихотворные тексты, написанные при помощи Искусственного Интеллекта, на первый взгляд, мало чем отличаются от стихотворений многих весьма одарённых версификаторов, таких, например, как Валерий Брюсов. По своей холодной логике и правилам математического стихосложения «машинные стихи» напоминают нам рифмованную прозу писателей-авангардистов, или отдельные фрагменты стихотворной прозы Василия Аксёнова из его мрачного фантасмагоричного романа "Ожог" (М.: Изограф, 2000).
Трудно назвать стихами, то, что не волнует, не тревожит и не греет душу, например такое: «Мой муж вернулся из похода, израненный своей тоской... всё позади — загулы, годы... полёты пьяного удода, и в бочке дёгтя ложка мёда...Арбат в преддверии восхода... всё впереди твердит природа... но жив ли Боже над Москвой?» Или, например, такой текст: «Была жива Принцесса Грёза... В берёзках девичья игра... Жива Россия и берёза... В "Берёзках" водка и икра...»
Не могут вызывать светлых чувств в душе читателя и такие строки белого стиха: «Всем недодали что-то. Горожане сушили порох, отливали пушки. Князья ярились, булыжник корчевал пролетарьят. Казалось русским: леса недодали, надули с электричеством, с гражданскими правами мухлюет государство... На самом деле недодали мохнатым мужепёсам итальянку, мажорную стожарную сюитку, дрожащую от страсти в кружевах… Я потерял доверие к пространству. Я — таракан—карабкаюсь по шторам, по оперным карнизам, слежу Розину, а она в излучинах парчи теряет слёзы...».
На первый взгляд, это мало похоже на поэзию и на стихотворную прозу, но каждый читатель волен считать такой текст художественным и даже искать в нём двойной смысл. Один читатель видит перед собой бред убеждённого русофоба, другой — набор бессмысленных случайных фраз опытного и запойного компилятора, или очередного жуликоватого соавтора текста, созданного нейросетью. Но уже это позволяет нам сделать вывод, что мода на стихотворную продукцию, созданную нейросетью, будет недолгой, она скоро пройдёт и канет в лету, как и многие «творения» математического стихосложения Серебряного века.
Однако, литературный портал Стихи.ру как и портал Проза.ру — это не мусорная стихотворная свалка бездарных стихоплётов, выживших из ума старцев и юношей с «распахнутыми глазами», как уверяют нас постоянные («маститые») авторы «толстых журналов», а одно из самых вместительных виртуальных электронных хранилищ в мире, которое хранит почти всё литературное наследие трёх поколений нашей эпохи на стыке двух веков и двух тысячелетий. На их виртуальных страницах, как и у Бога в Обители небесной, места хватит всем, всем тонко чувствующим душам здесь никогда не будет тесно. Поэзия в любой форме и любого содержания — это результат работы чувствительной души — бесценный багаж, для которого в виртуальном литературном хранилище всегда найдётся свободная открытая для всех ячейка.
Среди почти миллионной армии поэтов (всего 915 тысяч 872 автора — А.А) можно без особого труда найти для себя несколько дюжин весьма одарённых лириков и поэтов-бардов из числа детей Войны и Беды, проживающих во всех самых глухих и отдалённых уголках России. Это дети тех, кто превозмог нечеловеческие страдания, кто не покорился, не сдался, а выжил и победил, провозгласив победу сил Света над тьмой. Все они в своё время и каждый по-своему были ранены Истиной и, судя по биографиям и географии их жизни, хлебнули немало трудностей и горя на краю суровой ойкумены. Большинство — это самодеятельные поэты и певцы, исполнители собственных песен, прошедшие ещё в молодые годы непростой трудовой путь от кочегара отопительной котельной и заводского слесаря-сборщика до бетонщика и простого грузчика в морском порту. Но кроме них есть и члены Союза писателей России, лауреаты многих литературных премий.
На портале "Стихи.ру", в отличие от «толстых» региональных и федеральных литературных журналов, находят виртуальный приют большинство советских, постсоветских, российских писателей почти всех политических и общественных направлений поэты-либералы, державники, космополиты, патриоты, славянофилы и русофобы, коммунисты и националисты. Среди самодеятельных поэтов можно без труда найти множество новых Ахматовых, Цветаевых, Одоевцевых, Ростопчиных, Жадовских, Хвощинских, Чюминых Щепкиных-Куперник, Брюсовых, Гумилевых, Клюевых, не опалённых и не раненых смертельно тоталитарной властью и, может быть потому, таких затерянных и одиноких в трескучем гаме повседневности, не раскрученных в СМИ и на политических ристалищах своей эпохи. На этом сайте немало действительно хороших поэтов из числа профессионального сообщества, многие известные ныне авторы вышли к читателям именно из этого сайта. Среди них много тех, кто идеально вписался в идеологию «Русского мира». Но и немало тех, кто смотрит далеко за его пределы, даже за «горизонт событий».
Среди них встречаются поэты разных течений и направлений, поэты неореализма и экзистенциальной свободы, поэты с тревожной совестью и жертвенным альтруизмом, такие как Олег Чухонцев, Егор Исаев, Людмила Татьяничева, Юнна Мориц, Сергей Наровчатов, Вячеслав Богданов, Владимир Цыбин, Леонид Усяченков. Есть также виртуозы классической просодии, величественной статуарности, соединения в себе и у героев некоторого стоицизма с показным христианством, но есть поэты религиозно-филосовского, мистического и пессимистического направления. На сайте Стихи.ру начинали свой путь к читателю некоторые в дальнейшем признанные поэты, члены СП РФ, имеющие по нескольку поэтических книг — это в частности, Борис Виленский, Иван Голубничий, Максим Замшев, Геннадий Каневский, Лев Котюков, Александр Мамонтов, Наталья Коноплёва-Юматова, Ксения Маренникова, Евгения Беркович, Зинаида Палайя, Татьяна Шувалова, Татьяна Юргель, Юрий Семецкий, Андрей Пшенко, Михаэль Шерб, Сергей Хомутов (Рыбинск), Надежда Новицкая-2, Виктор Щепетков, Мила Исаева и др.
Среди авторов портала Стихи.ру можно найти замечательных мастеров классического сонета и терцины, есть авторы венка сонетов и даже короны сонетов. Это Станислав Минаков из Харькова, Борис Гринберг из Новосибирска, Владимир Васильев, автор короны сонетов «Мир»; Анатолий Мартынов, автор короны венков сонетов «Благовест»; Александр Слука, автор короны венка сонетов «Метель», «Метаморфозы»; Михаил Фридман, автор короны сонетов «Апология Аристокла, или о благе как таковом». Из женщин- мастеров сонета и терцины, следует отметить Татьяну Кантину, автора венка сонетов «Николай Гоголь» и Татьяну Игнатову, автора «АкроМагистрала: венок сонетов аз».
Некоторые стихотворения Натальи Коноплевой-Юматовой, Милы Исаевой и Татьяны Игнатовой, опубликованные на портале Стихи. ру по своему высокому уровню и глубокому философскому содержанию порой превосходят стихи поэтов Серебряного века.
Среди пишущих стихи и публикующих на портале «СТИХИ.РУ» много и тех, кто продолжает искать своё сокровенное Слово, которое способно стать вечным Домом их бессмертных душ. Кто-то из них развивает в своих стихах тему философии Вечности, смысла жизни и смысла истории, тех, кто является по жизни и творчеству социальным оптимистом Кто-то верит в совершенного Человека, категорически не признающего извращённую систему ценностей, где на первом месте величие (чаще всего дутое) и на последнем — милосердие и жертвенный альтруизм.
Примечательно, что на сайте Стихи. ру численность зафиксированных читателей значительно меньше числа читателей на сайте Проза.ру, зато численность самодеятельных поэтов сегодня в два раза превышает число составителей прозаических текстов (самодеятельных прозаиков). Таким образом, на портале Стихи.ру прилежными читателями в первую очередь являются в основном те, кто сам пишет стихи, занимается самодеятельным стихотворством, кто сам считает себя тонким ценителем и знатоком русской поэзии.
Эта тенденция была отмечена ещё А.С. Пушкиным после выхода в свет первого полного издания его романа в стихах «Евгений Онегин». Рассуждая о месте поэзии и прозы в сословном социуме, поэт пишет: «…Басни (как и романы) читает и литератор, и купец, и светский человек, и дама, и горничная, и дети. Но стихотворение лирическое читают токмо любители поэзии. А много ли их?» (Пушкин А.С. Дневники. Записки. СПб.: Наука, 1995).
При этом, на портале Стихи.ру количество женщин-поэтов в три раза превышает численность авторов мужского пола, а на портале Проза.ру — наоборот, число прозаиков-мужчин значительно больше численности писательниц-романисток и рассказчиц. Огромное число писателей, поэтов и прозаиков, зарегистрированных на обоих литературных порталах тоже не случайно. Как объяснют сегодня культурологи и политологи, бум на активное самодеятельное творчество чаще всего возникает во время социальных катастроф, войн и революций, и в качестве примера приводят бурный рост пролетарской культуры, музыки, живописи и литературы после октябрьского переворота 1917 года и гражданской войны в России.
Распад СССР и эпоха лихих и сокрушительных 90-х годов прошлого века так же, как и 100 лет назад, породила в народных массах новую волну самодеятельного литературного и художественного творчества. Сегодня, когда пишутся эти строки, на литературных порталах «Стихи. ру» и «Проза.ру» насчитывается 916 тысяч 199 профессиональных и самодеятельных поэтов и 330 тысяч 847 прозаиков, писателей-фантастов, социальных публицистов и эссеистов. Из писателей-фантастов можно отметить Бориса Виленского, автора фантастического романа «Пещера с сюрпризом», выходящего в этом году отдельной книгой, и Игоря Вереснева, автора научно-фантастической повести «Вечное скольжение» и многих фантастических рассказов, публикуемых в журнале «Наука и жизнь».
Особое место на Стихи.ру занимает сегодня религиозно-философвская, мистическая и эзотерическая ллирика. В этом разделе каждый автор — не просто самобытный и тонко чувствуюий человек, а отдельно взятая философская структура в своём развитии и преображении. Стихи многих самодеятельных поэтов мгновенно запоминаются и уходят в бытовую речь, они благозвучны и мелодичны и до слёз хороши, есть стихи подобные песне, слова которых легче почувствовать, чем уразуметь и осознать. О такой песенной поэзии писал А.К. Толстой: «Песню кто уразумеет, кто поймёт её слова? Но от звуков сердце млеет и кружится голова».
Из нескольких тысяч профессиональных и самодеятельных авторов, прозаиков поэтов-самородков, зафиксированных на двух литературных порталах, можно сразу же выделить более трёх сотен значительных и крупных писателей. Например, таких как Борис Виленский, Павел Косяков, Сергей Каратов, Александр Мамонтов, Юрий Куксов, Михаил Шутов, Лев Котюков, Татьяна Вебер, Золотаина Галина, Ольга Шилова, Ольга Кульневская, Елена Гурфинкель, Леся (Olen), Виктория Хворостинова, Ольга Шилова, Виктория Рамос, Наталья Коноплёва-Юматова, Екатерина Руфф, Татьяна Беляева-Томашевская, Мария Шуваева, Ксения Гильман, Светлана Трихина, Анна Бессмертная, Аида Дружинина, Вера Золонтинова, Тома Мин, Вячеслав Богданов, Татьяна Богданова-Аксёнова, Ольга Чернова, Татьяна Романова-Настина, Борис Примеров, Николай Смирнов, Юлия Друнина, Марина Соковнина, Каролина Фарр, Денис Морланг, Тамара Дегтярёва, Вера Кальпан и многие другие, как уже известные, так и ещё пока неизвестные, которых ещё предстоит открыть и зафиксировать в национальной памяти.
Напрасно маститые эстеты советско-буржуазной РФ, преуспевающие авторы столичного элитного журнала «Сноб» — печатного издания «новых русских» и «международного сообщества успешных профессионалов или global russians» называют самые крупные литературные порталы Проза.ру и Стихи.ру «графоман-сайтами», «окололитературными помойками», «мусорными свалками» для разного рода рифмованных текстов, весьма далёких от высокой романтической, трансцедентальной, философской и риторической лирики, и тем более — «литературным психдиспансером», где, где по словам критиков Станислава Минакова, Бориса Гринберга и Игоря Панина, «свирепствует пандемия графомании и мании величия».
Не будем лукавить, графоманов много везде, в том числе и прежде всего в т.н. «элитных» литературных журналах. Графомания была всегда, но не всегда она зависела только от уровня грамотности, а чаще всего от тревожно-депрессивного состояния социума. Да, действительно на сайте Стихи. ру присутствует множество подражателей и сервильных эпигонов от Брюсова и Ахматовой до Бродского и Ахмадуллиной, от Есенина до Николая Рубцова, но много и самобытных, весьма одарённых писателей. Кто-то из авторов Стихи.ру строит в своём творчестве "философию жизни" по воспоминаниям о будущем и прошлом, а кто-то по принципам зооморализма и крайнего нигилизма: «ВСЁ ЗАБЫТО, ВСЕ ЗАБЫТЫ, ВСЁ ОБНУЛИЛОСЬ!». Чья-то философия жизни и творчества строится по заветам Сергия Радонежского и протопопа Аввакума, а чья-то — по заветам Ленина и Сартра. Кто-то хладнокровно занимается компиляцией при составлении своих текстов, а кто-то пишет свои тексты кровью.
На самом деле, среди наших современников, кроме одарённых версификаторов и компиляторов, немало талантливых авторов, которые способны затронуть сердца читателей, найти неординарные рифмы и сказать о главном в стихотворных строках на литературных порталах Стихи.ру и Проза.ру. Для многих серьёзных и глубоких авторов эти литературные сайты являются своебразными запасниками, личными кладовыми собственной литературной продукции, из которых со временем авторами делается строгий отбор — самые лучшие и удачные произведения публикуются в печатных изданиях, становятся сборниками и книгами. Но не всегда этот путь такой лёгкий и накатанный как кажется. Между электронной публикацией стихов и печатным стихотворным авторским сборников пролегает, по словам пресловутого Скалозуба, «дистанция огромного размера». Иногда для авторов портала Стихи.ру требуются годы, чтобы издать свою главную программную книгу. Иногда автору необходим внутренний императив или тайный знак свыше. Об этом хорошо сказала наша современница Наталья Коноплева-Юматова, автор нескольких оригинальных и самобытных стихотворных сборников и книг:
Книга-дитя уже бьётся под сердцем.
Время подходит её.
Мне ли решать, открывающей дверцы?!
Стрелка ведёт остриё.
Но не спешу приступать к исполненью.
Жду приглашающий знак…
Ни возвышения, ни умаленья,
Чувств высота, глубина…
Примечательно, что многие известные и маститые авторы, а также литературные «генералы» и «полковники», руководители писательских союзов и главные редакторы литературных газет и журналов не раз публиковали свои стихотворные и прозаические тексты на этих двух сайтах, использовали их в качестве рекламы своего творчества и пропаганды своей общественно-литературной деятельности. Среди таких именитых писателей можно назвать Владимира Бояринова, Ивана Голубничего, Максима Замшева, Льва Котюкова, Владимира Силкина, Григория Осипова, Валерия Хатюшина…
На сайте Стихи. ру размещалась реклама рок-оперы Евгения Евтушенко «Идут белые снеги» и его некоторые стихи. Всемирно известный поэт, которому, казалось бы, никакая реклама не нужна, счёл необходимым проанонсировать своё мероприятие в Сети и привлечь интернет-аудиторию. На сайте также есть две страницы Андрея Вознесенского: одна под реальной фамилией, другая — под псевдонимом. И это вполне понятно — у этих двух литературных порталов читательская аудитория стократ больше, чем у множества литературных альманахов, литературно-художественных и общественно-политических журналов вместе взятых. А раз так, то почему бы литературной знаменитости не воспользоваться бесплатными информационными услугами портала «Стихи.ру и Проза.ру? Дураков нет — ищите их в зеркале!
Но главные достоинства этих двух порталов не только в бесплатных информационных услугах, а в их огромном культурно-историческом значении в реальности планируемой истории –это мощный духовно-нравственный культурный пласт нашей эпохи, по которому потомкам предстоит дать более точный диагноз психофизического состояния нашего социума накануне «великого перелома» мира.
По содержанию годовой подшивки номеров журналов "Новый мир", "Наш современник». «Молодая гвардия», "Знамя", «Звезда», «Нева» можно проследить только одну сторону развития постсоветской поэзии, в основном, её социально-политическую мимикрию, а на портале Стихи.ру можно проследить становление и развитие самодеятельной народной поэзии вширь, вдаль, вверх и вглубь на протяжении почти четверти века в эпоху торжества глобализма и постгуманизма. (2000-2024).
Уже только ради одного этого следует всячески множить и бережно хранить во всём объеме эту замечательную, всероссийскую электронную хрестоматию по новейшей истории русской культуры, которая отложилась порталах Стихи.ру и Проза.ру. Ведь всё то, что духовно нравственно и эмоционально возвышает человека на его пути к доблести и славе, все то, что касается воспитания в молодом авторе добрых и нежных чувств, то оно так же, как и добрый коньяк — не портится, а только с годами крепнет и набирает силу. Добро не портится, не прокисает, а только приобретает особые живительные свойства — веселит, лечит и утешает. Где добро — там тепло.
В этом мире, где насмерть бьются Бог и Сатана, ничего не пропадает даром, все оставляет свой неизгладимый след — сила и бессилие Зла, победы и поражения Любви. Всё, что было когда-то сделано отдельными творческими людьми во благо совершенства человека вопреки его косной природе, все, по словам новгородского поэта Леонида Усяченкова, было сделано недаром и не зря:
Всё было недаром,
Всё было не зря —
И боль, и невзгоды,
и даже отчаянье,
И муки молчанья,
и слова звучанье
Любви исключительно благодаря….
И, конечно же, благодаря основателям и устроителям двух литературных порталов Стихи.ру и Проза. Ру (Дмитрию Кравчуку и Дмитрию Сазонову), добавим мы. Честь им и хвала, и наш самый нижайший и благодарный поклон за это.
И, конечно же, благодаря глубоко человечным авторам, которые являются носителями культурного кода своей державы и умеют внимательно, заботливо и бережно относиться к творчеству своих коллег-сотоварищей. Как правило, у них свои календари памятных дат, свои именные поминальные списки, календари поэзии и прозы.
Среди авторов и читателей сайта Стихи.ру есть вообще много замечательных и человечных людей из русской провинции, которые не только сами пишут стихи и публикуют их в социальных сетях Интернета, но и стараются при этом пропагандировать творчество давно ушедших в мир иной своих поэтов-земляков и проявлять чудеса человечности — издавать вскладчину за свой счёт стихотворные сборники неизвестных миру поэтов-самородков. О одном из таких чудес недавно написал в «Российской газете» известный писатель Дмитрий Шеваров в своём «Календаре поэзии». Без малого через 60 лет, пишет он, произошло чудо: вышла в свет книга стихотворений «Где мёдом пахнут травы…» (Вологда, 2023) вологодского поэта-самородка Николая Смирнова (1929-1965), уроженца деревни Ходырево Братковского сельсовета Чёбсарского района Вологодской области, выпускника семилетней школы, а после морской службы на Балтике, инвалида. Назову тех, кто помог этому чуду случиться: учитель-логопед Валентина Жукова из Великого Устюга; библиотекарь Татьяна Иванова из деревни Братково Шекснинского района; литератор Ольга Кульневская из Великого Устюга; руководители издательства «Древности Севера» Марина Васильева и Александр Суворов. (РГ-Неделя, №162, 24 июля 2024 — Среда)
Надо признать, что культурные ценности и богатства не сохраняются сами по себе, их сохраняют те, кто по зову души и сердца стоит на страже культурной памяти народа, кто всю жизнь извлекает из тьмы забвения имена сотен и тысяч незаслуженно забытых деятелей культуры прошлого, имена ещё живых поэтов и художников. Их мало, таких самодеятельных и бескорыстных хранителей исторической и культурной памяти, но их вклад в возрождение разграбленной и униженной страны огромен и пока ещё никем достаточно не оценен. (см. Дмитрий Шеваров: память благодатная. /Анатолий Апостолов/ – Проза.ру)
Когда гибнет и распадается империя, то из памятников материальной культуры мало что остаётся, за исключением устного народного творчества и отдельных памятников письменности, светской и духовной литературы. Так было с Римской империей, так случилось и с Византией. Однако были в истории человечества и такие цивилизации, которые внезапно исчезли не оставив после себя практически ничего. Это говорит о том, что свою судьбу и будущее своего социума (цивилизации) определяет не только Высший Промысел, но и сами люди — хранители культурного наследия нескольких эпох и все того, что накопило человечество со дня первого проблеска своего коллективного сознания. Те прежде многочисленные народы, которые не имели своей истории и своей письменности, давно исчезли с лица Земли или растворились в многомиллиардном человейнике, а те жалкие остатки от прежних «покорителей мира и всей вселенной», ведут сегодня жалкий образ жизни. Тот народ, который бережно хранит и приумножает свою культуру, обречён на долголетие и независимость, он будет долго жить, и определять мировую политику, а временами временами даже процветать. Сегодня от устроителей портала Стихи.ру требуется мало одной пропаганды живого поэтического слова и увеличения числа творящих и пишущих при стремительном сокращении читательской массы.
Главной проблемой для отцов-основателей и сотрудников редакции порталов остаётся не столько само накопление на сайтах поэтической и прозаической продукции, сколько проблема её длительного хранения и технология передачи её будущим поколениям людей. Будем надеяться что блок памяти и все носители информации порталов Стихи.ру и Проза.ру избегут печальной участи библиотеки ИНИОН РАН и книжных фондов большинства районных и сельских библиотек во времена лихой Смуты 90-х. — не будут выброшены на свалку, или сданы в утиль на мусороперерабатывающий завод.
25.07.2024, Собор Архангела Гавриила
*Данная статья является отчасти дополнением и продолжением статьи «Где летопись на каменных страницах?», написанной мною в январе 2015 года под впечатлением от пожара в библиотеке ИНИОН РАН (директор — Юрий Пивоваров), в котором погибло 95% документальной информации, книг и журналов по гуманитарным наукам и Новой истории России. Именно тогда и зашла речь в научно-исторических кругах о длительном, долговременном и надёжном хранении и электронной (цифровой) архивизации научных и художественных текстов.
Свидетельство о публикации №224072600421