Глава 8
- Ну ты и гусь! – Покачивая головой и подписывая заявление на увольнение, по условию военкомата – освободить от занимаемой должности, с момента подачи заявления, в течении двадцати четырёх часов. – Не довольно брюзжал, директор автобусного парка, Герман Александрович.
Вадим усмехнулся:
- Я же говорил, что нашу кухню знаю. Главное не война, а манёвры, Герман Александрович, сами учили. И вот теперь замену придётся искать вам!
- Дудки! На это управление есть. Сами отпустили и искать сами будут. – И Герман Александрович передал Вадиму подписанное заявление.
Принимая лист с резолюцией, Вадим улыбался.
- Чему радуешься? Вернёшься, назад не возьму.
- А, я вернусь со смещением вас, на пенсию и если хорошо попросите, могу оставить помощником…
Герман Александрович кивнул, отвечая:
- Губу раскатал, облизываться не придётся, я тебе не лапоть из лыка. Ты лучше скажи на долго завербовался?
- Пока на два года.
- А, потом?
- Не знаю… Там видно будет.
- Хорошо. Отходную не забудешь?
- Как водится!
- Тогда действуй! Остальное на поляне.
Вадим вышел окрылённый успехом.
Он пять лет проработал с этим человеком и многому у него научился, даже вобрал в себя некоторые черты его характера, ведь Герман Александрович был, как и Вадим, выходец из шофёров, с самых низов и дошёл до директора крупного автопредприятия.
Сейчас Вадим сидел у себя в кабинете, перебирал уже ничего не значащие для него бумаги и складывал в стол. С улыбкой вспомнил месячный разговор с шефом.
После утренней планёрки, Герман Александрович, задержал Вадима. Этот человек был въедливым, до тонкостей, вникая во все службы автобусного парка. Ему сейчас требовалась информация о пассажирских перевозках, а Вадим как раз и был тем человеком от которого зависел коэффициент использования парка, а по-простому, КИП. Хотя Герман Александрович сам был по образованию эксплуатационник и не один год, на грузовых перевозках и структура здесь была чуточку иная всё-таки не дрова, люди. Ещё его смущала большая текучесть кадров водительского состава, в чём причина? И заработки, вроде, не малые и ремонтная служба на высоте, снабжение, в запасных деталях, на достаточном уровне, столовая для рабочих и даже общежитие для малосемейных, а люди не держались, уходили. Почему?
Эти вопросы он не стал задавать Вадиму, а поинтересовался о состоянии подвижного состава на линии, классификацией и графиком движения:
- Почему не всегда выдерживается план единиц на маршруте?
- На счёт качества единиц на маршруте, это не ко мне, а к технической службе, к главному инженеру. А от этого, бумерангом, снижение доходов за перевоз. – Ответил Вадим.
Удовлетворённый коротким, исчерпывающим ответом. Герман Александрович, перешёл к следующему вопросу, о реализации абонементов:
- Почему этим не занимаются водители?
- Герман Александрович, у нас, почти на каждой остановке стоят абонентные киоски, плюс реализацию проводят контролёры, ещё и штрафуют. Мало киосков? Поставим дополнительно.
- А, водители? - Снова спросил Герман Александрович.
- У них и так большая нагрузка, без абонементов, движение-раз; светофоры-два; Пешеходы-три; пассажиры-четыре и дальше по списку. Тут за смену так на кувыркаешься, не до абонементов! А начнут торговать, пойдут аварии, торговля отвлекает водителя от участия в движении. Я уже не говорю о полутора сменной работе, могут не согласиться…
- А, доходы возрастут?
- Разумеется.
- Нам-то что нужно, их согласие или доходы?
- И то и другое.
- Ты не темни, говори суть.
Вадим с иронией усмехнулся:
- Если бы это были другие отношения в обслуживание, перевозимого, населения, как за рубежом, тогда за доходы, причём в свой карман, а нерадивых водителей наказывал бы по карману, а ленивых увольнял. Причём водители бы сами были заинтересованы в продаже абонементов или билетов за проезд. А у нас чёткий план, водителям, по часовой оплаты, выгнал часы и баста! Выдал часы сверх нормы, получи премиальные, а перевёз пассажиров и, сколько за смену? Дело десятое. Ставится вопрос: - К чему надрывать пупок, увеличивать смету на свою задницу?.. Другие отношения Герман Александрович.
- А заинтересованность?
- В чём?
- В премиальных от реализации, чем больше тем лучше.
- Не смешите. Они и так их получат за переработку часов и не малые! А на ваш мизер даже не клюнут!
Герман Александрович приподнял бровь:
- Почему?
- Червонец и больше, от клиента будет зависеть, водитель собьёт не напрягаясь, за смену. Семь дней в неделе – семьдесят рубликов! У нас уборщица столько не получает за месяц, а здесь неделя.
- Та-ак, так-так. Это как, каким путём?
- Способов много, вы же сами эксплуатационник, левый груз.
- Да, груз! Но здесь же люди?..
- Здесь даже проще, не запачкав рук.
- Поясни…
- К примеру те же абонементы. – Вадим посмотрел на Германа Александровича, спросил:
- Закурить можно?
- Дыми.
- Так вот, - закуривая продолжил Вадим, - на конечных остановках, пройдясь по салону, водитель собирает использованные абонементы, за смену набирается внушительная пачка. Дома мочит в воде и под утюг, просечки от компостера исчезают, абонемент готов к новой реализации. – Вадим затянулся сигаретным дымом и выпуская изо рта дым, закончил:
- Деньги на карман, а вы говорите – премиальные, да они ещё вам заплатить могут и ещё останется детишкам на мелочишко!
- Хитро! А ещё?..
- Ещё?! Можно и ещё! В пятидесятиминутный обед или в интервалах час пик, левые ходки, по обслуживанию свадеб, похорон, доставка грузов челнокам с вокзала на рынок, деньги тут же, налом. На междугородних перевозках, не обилечивают попутных, бывает, что и транзитных…
- А, контроль?.. – Перебил Вадима Герман Александрович.
- Обходят и его, способов много.
- А, как же отметки на маршрутах?
- Да бросьте вы Герман Александрович! Как будто вы не знаете, я с начальником колонны могу не выпустить из парка пять, шесть автобусов и КИП будет, все сто процентов!
- И ты всё это знаешь и молчишь?
- А, что делать? – Вадим докурил сигарету и притушил её в пепельнице, - все жить хотят! Наказывать? Увольнять? – Вадим усмехнулся, - они и так бегут без наказания, работа каторжная! Мало кто выдерживает, а те, кто выдержал, это профи, казнить? Не буду! Они ценные кадры, на рубль украдут на пять в казну положат и увольнять… Сами видите какая текучесть, а это отрицательно сказывается на подвижном составе, за полгода автобус становится на колени, через год хлам, не завершив пробега. Автобус должен иметь один экипаж, от ноля до полного пробега, а не десять.
- Ну критиковать все умеют, что ты конкретно предлагаешь?
- Это не критика, вы спросили я ответил.
- Хорошо, твоё предложение?
- Убрать абонементы, вернуть кондукторов, как было прежде. Увеличить норму оплаты за проезд, не пять, а десять копеек. Или оставить пять копеек, но с каждой остановки увеличивать проезд, на пять копеек.
- И, что воровство прекратится?
- Не совсем что бы да. Но процент дохода увеличится, а, чтобы воровство прекратилось совсем, это водителям надо платить такие бабки, чтобы у них даже мысли не возникало залезть в государственный карман.
- Молодец! Мы движемся к обществу, без денежных отношений, к коммунизму! А ты предлагаешь повернуть, назад, во вчерашний день.
- В дерьмо мы движемся! – С обидой в голосе отозвался Вадим, - лучше денег ничего пока не придумали и, вряд ли придумают, а если и, придумают, то нас с вами уже не будет. У человека должен быть интерес, а у него на сегодня это шелестящие банкноты вот и всё.
- Ну ты авантюрист! Я этого не слышал, ты не говорил. Не нам решать.
- А кому? Если не нам.
- Там наверху…
- Ну да. – Отозвался Вадим. – Жираф большой…
- Не умничай, а давай-ко лучше выполнять установки и решать вопрос с реализацией абонементов водителями. Причём это, твоя непосредственная, работа.
- Я в отпуск хочу. – Упрямо не согласился Вадим.
- Что за блажь? В отпуск! Работы по самые ноздри, а он в отпуск. А я девочку хочу… Не пущу!
- Я три года без отпуска.
- Всё равно не пущу!
- Не имеете права.
- Я всё имею, по сколько у меня больше прав, а ты нет.
- Это почему у меня нет прав?
- По кочану! – С раздражением ответил Герман Александрович. – Зимой пойдёшь!
- А, что зимой работы меньше? Не помню такого.
- Я всё сказал. Иди работай.
Вадим обозлился:
- Сам уйду!
- Интересно… Это каким образом?
Вадим закусил удила:
- Молча. Уйду и всё!
- По статье уволю!
- Не уволите.
- Уволю и рука не дрогнет!
- Напишу заявление и зарегистрирую в отделе кадров.
- Старая метода, - ухмыльнулся Герман Александрович – и после этого ещё месяц будешь отрабатывать, понял? Причём сам себе будешь искать замену, а я ещё погляжу, подумаю, стоит ли твоё протеже чего-нибудь…
- Поглядим. Я нашу кухню тоже знаю. Наложите подпись молча.
- Не дождёшься! Я тоже не лапоть. Иди работай и не морочь мне уши.
И вот заявление подписанное. Путь к новым свершениям открыт! Сейчас сидя, в последний раз, в своём кресле Вадим с грустью подумал –всё-таки пять лет, а как будет на новом месте?.. Ладно, как будет так будет! Это уже не вопрос.
***
Не совершаю ли я очередную ошибку, ломясь чёрти куда? Не пожалеть бы, не раскаяться… От кого бегу? От самого себя, так от себя не убежишь, от Вики? Зачем? Женщину уже не переделаешь, да и надо ли? Вадим с горечью усмехнулся – ну, что из того, что она опять не устояла, так легла не под постороннего, а под бывшего мужа, от которого вынашивала ребёнка. А, я обыкновенный любовник - пришёл, попрыгал и ушёл –ни здравствуйте, ни до свидания. С другими то она не изменяла, хотя вполне могла баба то ладная! А, Сенька? Что-то же между ними было или не было?.. А какая теперь разница, было-не было?! По любому, такой товар долго не залежится… Ну да ладно, умерла так умерла, будут и у меня ещё бабы! А, пока в дорогу.
Вечером закатил прощальный той, накрыв поляну на берегу Ишима и как говорится – в чём мать родила, в том Родину-мать покинул.
Вадим уезжал, а Сенька провожал его, в аэропорту прощаясь сказал:
- Зря ты с ней не попрощался…
- Я попрощался, старик, под пастельную мелодию и ничего не жаль, а жалею об одном, что ты не со мной, а может это и к лучшему.
Сенька уклончиво кивнул.
- Ты чего такой пасмурный? – Спросил Вадим, глядя на Сеньку.
- Можно к тебе с вопросом личного характера?
- Валяй. Почему нет? Разве мы хранили тайны друг от друга?
- А, ты не обидишься? – Спросил тревожно Сенька.
- Ну чего ты жмёшься как девственница перед первой пастели? Говори!
- Ладно я тебе напишу. – Вдруг заключил Сенька.
- Не надо писать, я знаю о чём ты хотел спросить и зря молчишь, разве я не вижу, как ты Вику облизываешь глазами и голос твой тебя выдаёт. Всё, что у нас было с ней, забудь. Это я тебе говорю, баба она стоящая! И коль решился с ней по серьёзному, благословляю.
Вадим взял Сеньку за отворот пиджака, добавил:
- Но, чтобы так, к моему возвращению, встретил меня с пацаном или с пацанкой! Понял? Не сделаешь, вернусь, уведу, тогда не хнычь.
Сенька радостно в душе подумал о том, что мучавший его вопрос, сам собой решился и теперь можно увереннее предложить женщине своей мечты, согласие на творческую совместную жизнь. Они обнялись.
- Послушай, -произнёс Сенка, - я знаю, что она хороша по всем статьям…
- Что пробовал уже?
- Если честно, пытался, но она не далась, была тебе верна.
- Ну так с этих позиций и пляши, убедился, будет и тебе верна.
- Я хочу у тебя спросить о другом, посоветуй, она с высшим, а я практически водила, шофёр.
- Ты об этом не думай. Вика, как любая женщина, хочет любви, внимание, свой угол, семью. Образование твоё ей по барабану! Будешь горлопанить, как с Катериной, потеряешь, причём даже не возьмёшь… Всё, старик, мне пора, остальное до-кумекаешь сам. Они снова обнялись и, Вадим не оглядываясь поспешил на посадку.
Свидетельство о публикации №224072600664