В будущем году -в Иерусалиме
Ле шана абаа бе йерушалаим
;;;; ;;;; ;;;;;;;;
«На какой земле бы мы ни жили,
Всех нас породил Иерусалим.
Близкие друг другу иль чужие,-
Не судьбою, так душою с ним.» Поэт А.Дементьев
Впервые я это услышал от деда в далеком белорусском детстве как заклинание или молитву, и мне терпеливо объясняли, ГДЕ ОН...
Мы тогда гостили у него в маленькой лесной деревеньке. Они её звали почтительно – местечком. Для меня это звучало по-детски игриво. Это и вправду было только местечко для скромного жительства с насмешливым для мальчишки названием Бабиновичи. До революции здесь стояли три храма разных конфессий, и я захватил их остатки, приспособленные под разные сельские нужды. В селе жил разноплеменный западный люд. Однако здесь не было злых межнациональных трений, кроме разве внутри домашних насмешек над соседями. Впрочем, и соплеменникам тут доставалось не меньше.
Отец любил посещать свою кровную родину и обычно привозил, точнее, сопровождал маму и нас, двоих малышей, к её родителям. Как водится у нас, я не знаю, не успел узнать их годы и дни рождения, но дед был обильно белобородый, а значит, старый. После города у меня здесь была вольготная жизнь: ни дорог, ни машин и даже подвод, ни трамвая, а до железной дороги более 20 километров. Рядом, за огородами, пара мелких речушек или крупных ручьев с мелкой же рыбешкой. Местечко стояло на окраине громадного соснового леса, на местном наречии – сосонник, полупогруженное в него. Под ногами везде: в селе и лесу светло-золотистый песок, исключая потребность в песочнице для младшего брата.
Деды мои были колхозниками. В свое время они вступили в него со своим богатством: двумя машинами для расчесывания овечьей шерсти, по - местному «волночески». Машины стояли в большой и главной комнате сельского дома, превращая её в «производственную площадь». Вся жизнь в доме протекала возле них, без ограждения кухни, столовой и т.д. Были еще две маленькие спальни: темная - для гостей и с окном - для хозяев. Даже по тем временам жизнь была более чем скромная, а по нынешним – нищая. Один, но главный достаток - умеренное питание….
Дед выходил на улицу в национальной форме, строго по- военному: длинный черный сюртук и картуз с высоким околышем. По субботам он всегда брал меня с собой в магазин за мелочами…. Очевидно, он числился начальником своего крохотного производства, и механиком, и учетчиком. В штате у него была только бабушка. Ему довелось служить в царской армии, тогда это длилось пять лет. Куда позже мне, его внуку, довелось служить столько же в Советском военно-морском флоте. Бабушка не прочь была подтрунивать над ним: в армии он ел свинину. Дедушка тихо ухмылялся, никогда ни в чем, не возражая ей. Бабушка числилась сельским мудрецом, и местечковые ходили к ней, без различия вер и крови, советоваться. Возможно, такой авторитет ей достался от своего отца, моего прадеда, он умер в год моего рождения. У сельчан он носил кличку Залман-Белый. Отличался мудростью, физической силой, находчивостью солдата еще Николаевской армии. Содержал корчму, легко и безобидно усмирял любого перебравшего. Табуретки вокруг стола были неподъемные, что бы гости в случае драки не могли ими глушить друг друга. Его старший брат успел служить кантонистом (это когда мальчишек «загребали» в армию на 25 лет).
Дедушка и бабушка вырастили семерых детей, в том числе двух дочерей: мою маму и ее сестру. Двое старших сыновей к началу Первой мировой войны успели вырасти до призывного возраста, угодили в армию и на фронт. Где и как они воевали, узнать негде, но знаю, что оба попали к немцам в плен. Удивительно, но из плена они вернулись здоровыми и вроде бы с деньгами, завистники говорили – с золотишком. Думаю, что благополучие сыновей в немецком плену в Первую мировую загубило их родителей во Вторую…
Витебск, где мы жили, немцы бомбили на третий день войны, 24 июня 1941 года. Бомбили, прежде всего, как говорили взрослые, важные объекты: железную дорогу, воинские казармы, нефтебазу, мост через Западную Двину, они словно окружали наше городское жильё. Отец работал кузнецом в вагонном депо и принес образец осколка немецкой бомбы - кусок рваного крупнозернистого металла. Оказывается, на войне так глушат людей, своих противников.
Фронт приближался к городу, и родители заполошились: куда прятать детей. Надумали отправить нас в глухую деревеньку Бабиновичи, куда немцы и не зайдут наверняка. Начали нас собирать, мы, пацаны, с испугом ждали неотвратимого, однако спасло отсутствие транспорта…. Наша семья, родственники отца и мамы спешно засобирались в отъезд, эвакуацию. Так вошло, и надолго, в нашу жизнь это страшное слово. Дедушка с бабушкой наотрез отказались покидать дом, у них, видно, сохранились добрые впечатления от той Германии, что вернула им сыновей. 3 июля 1941 года поздно вечером, в ночь, очевидно, чтобы сбежать от немецкой авиации, эшелон из грузовых вагонов вывез из Витебска семьи железнодорожников. Мы уехали без отцов-мужчин, из них составили ремонтные бригады по восстановлению железнодорожного пути. В маленьком городке, где нас выгрузили, началась бедовая жизнь беженцев: ни работы матерям, ни жилья, переполненные школы и детские сады, плохо с медициной…. Питание только из рынка, где цены ежедневно росли. И никаких известий об отцах. Я каждый день бродил у вокзальчика в надежде встретить папу, однако напрасно. Встретил его в феврале 1942, когда их воинский эшелон шел на фронт через наш городок и отцу разрешили забежать на минутку домой. Я спешил в школу и меня окликнул какой-то солдат, сердце оборвалось – Папа! Потом, только в сорок пятом, инвалидом войны. И, слава богу! Вокруг нас, у соседей, одни похоронки.
Прошли годы, десятилетия. Страна щедро поделилась с нами (и со мной) своими невзгодами, но когда стала медленно из них выходить, честно делилась крохотными достатками. У меня, точно как и у многих: ранняя, в 15 лет работа, военная служба, учеба, вновь работа, но иная, скромный быт (жилье-семья). Есть что-то в этом неуловимо драгоценное: я и мои близкие все беды точно разделили с Отечеством, и это роднит с ним больше любых распрекрасных слов и даже достатка. Чувствами не торгуют, они всплывают и, как волной, покрывают нас с головой, берут в свой плен. Кто-то их предает, продает, но большинство ими дорожит и в этом видит смысл жизни.
В сорок лет я впервые после детства посетил Бабиновичи, родину моих предков, в том числе бесконечно далеких и, увы, безымянных.
В 1941 году фронт задержался по реке Лучеса, вблизи села, и от него ничего не осталось. Деревянное сельцо занялось серной спичкой. Я приехал сюда на машине и из Витебска пригласил дядю и тетю, чье детство прошло здесь. Дядя нашел местного, своего ровесника, кто жил здесь в оккупации. Он рассказал нам, что деда вместе с другими мужчинами-евреями полицаи толпой погнали на край села и там убили. Показал и место, где была общая яма. Кто-то из родственников погибших поставил вокруг нее ограду из арматурного железа, уже проржавевшего. Я увез на ладонях следы этой ржавчины. Бабушка вроде бы пошла по селам побираться и где-то в лесу на дороге скончалась. Кровавая драма одной маленькой безвинной семьи…
В центре села на Т-образном перекрестке, на месте бывшего польского костела, - братская могила наших воинов. Около десятка скромных надгробий - и под ними не меряно, не считано….
В пору освоения компьютера и Интернета в числе первых набрал «Бабиновичи, Лиозненского района, Витебской области» и был потрясен информацией. В рамках бесценного патриотического Витебского журнала «Мишпоха» землячка моих дедов пишет, что 21 июля 1941 года мои дедушка и бабушка, указаны фамилия и имена (Хаета и Ханон Двоскины) кинулись спасать свое скромное добро в загоревшемся доме, и погибли вместе с ним. Она точно помнит детали и дату, это её день рождения. И добавляет, что их сына с семьей, приехавшего из Витебска укрыться, расстреляли полицаи. Тогда, после войны и позже, ради «дружбы народов» скрывали происхождение губителей белорусского населения. Сегодня открылось – бандеровцы….
Мое сельцо-деревенька-местечко - одно из 628 белорусских сел уничтоженных вместе с людьми, а деды вошли в число каждого четвертого, убитого здесь. Немцы-заправилы привели тогда с собой и другие европейские народы. Они не уступали немцам в зверином рвении грабить и убивать в нашей стране. В просвещенной Европе трудно найти нацию, чьи войска не осквернили себя бесчеловечностью в оккупированных районах, а, так сказать, «мирные граждане» уничтожением своих сограждан. Восторги просвещенных либералов немецким, да и европейским раскаянием и преображением, их нравственным и психическим совершенством оказались преувеличенными. Потомки творцов тех страшных лет вдруг заинтересовались своей наследственностью тех страшных бед. Шутница-память отбита, их, очевидно, потянуло к преступной славе своих дедов. Пока они только реанимируют санкции к России, как в сорок первом.
В статье «Извечные санкции» («Литературная газета») профессор СПбГУ И.Фроянов пишет, что к запретным санкциям против России запад прибегал издавна. Еще в начале тринадцатого века Ватикан запрещал ввозить на Русь «стратегические» по тем временам материалы. От папы римского не отставали и светские власти. И так на всем протяжении истории отечества Запад питал неприкрытую ненависть. Только со временем это приобретало все более жестокое и кровавое содержание. Задачу захватить Россию до Зауралья и расчленить ее ставил еще Наполеон. В начале двадцатого века вновь заговорили о необходимости разрушения Российской империи. Эти планы вынашивали Англия, Франция, а так же Германия. Германия собиралась стереть с политической карты историческую Россию. И даже союзники в составе антигитлеровского союза поздно открыли второй фронт не для того, что бы помочь Красной Армии, а что бы не допустить ее до берегов Ламанша…. И любые поздние увещевания о прекращении «холодной войны» против России имели цель притупить бдительность страны, нажиться на этом.
Прожив жизнь на грани двух великих народов, еврейского и русского, я невольно признаю их родство во многом. Прежде всего, в равной неприязни к ним других, от древнего и до современного мира, незаслуженной и позорной.
Санкции против евреев, их отдаленных потомков и тех государств разноименных продолжались и продолжаются всю трех тысячелетнюю историю. Их описание до «новой эры» собрано весьма штрихпунктирно в Торе и Библиях. Страдания в новой эре хорошо отражены в светской литературе. Однако мы живем сегодняшним днем, а он, этот день - двадцать первый век. Проект века «Окончательное решение», ставший известным после войны как Холокост, сотворили немцы. В нем активное кровавое участие проявили поляки, румыны, венгры, украинцы, хорваты, словаки, литовцы, латыши, эстонцы и др. Недавно опубликованое исследование профессора копенгагенского университета Питера Нанстада разрушило единственную европейскую легенду о лояльности датчан к евреям. Их король не прогуливался со звездой Давида на груди, а датские рыбаки переправляли евреев в Швецию за огромные деньги. Цена доходила до 100 тысяч за двоих. У кого таких средств не было – по долговым обязательствам, что после войны пришлось оплачивать до могилы…. Однако особо свежо неприятие Европой накануне Шестидневной войны, когда Израиль был окружен полудюжиной враждебных стран в сотни раз превосходившими его населением и вооружением.. Та же история повторилась в разгар войны Судного дня (1973 год). Европа закрыла свои воздушные пространства и аэродромы для поставки Американской помощи, окруженной крохотной стране. Израильский дипломат Цви Майзель дал оценку нынешних отношений: «Все аргументы проваливаются в пустоту, Нас отказываются слушать и слышать». Это и зеркальное отношение мира и Европы к России….
Современный просвещенный мир, проникновенно облагороженный религией и университетскими дипломами, не может (и не хочет!) разглядеть и ощутить вечную опасность крохотного народа, живущего в окружении стомиллионных вражеских государств, чье население тысячелетиями воспитано в ненависти к соседям. И тот же мир питает неприязнь к великой стране, испытавшей на своем горьком веку немыслимые тяжести и страдания, с воровской хваткой перечеркивает и присваивает себе её свершения в борьбе за сохранение жизни и мира на планете. Ни какие сверх современные средства информации не могут одолеть мировую глухоту и слепоту.
Но еще больше нас роднит несгибаемая стойкость в беде и верность долгу. Однажды в детстве я стал невольным свидетелем схватки взрослых мужиков, помню, как мой отец, рванув рубаху на груди, бросился в нее. Позже у Константина Симонова в знаменитом стихотворении обнаружил строку «…По-русски рубаху рванув на груди». Равно родные мне оба народа не только рубаху на себе не пощадят, но и многим в своей истории доказали это на военных полях Европы и Ближнего Востока. Израиль оказался единственной зарубежной страной, где ставят памятники Красной Армии и её воинам. И наш Президент присутствует на их открытии.
Жизнь человека – невольное собрание обильных огорчений и немногих радостей. Их интегрирование вызывает у каждого свои действия, у меня обернулось необходимостью выплеснуть их в статье «Память сердца». В ней мое восприятие бед, что выпадают человеку, когда в его дом врывается война, и особенно беззащитным детям. Не передать переживаний в эвакуации, когда отец на фронте и нет писем, мама в тифозном бараке, а пара мальчишек на своих жалких узлах ютятся буквально в углу переполненного крохотного домика. Ко всем бытовым и сердечным болям прислонилась и фактически брошенная школа. Когда в 27 лет, после службы, получал «аттестат зрелости», после почти половины пропущенных классов, это был, точнее, документ о «недозрелости». Правда, в вузе учился легко и успешно. После войны по крохам собрались сведения о родственниках. Оказалось, что только из наших близких погибло 15 человек, а три семьи уничтожены «под корень». С такой болью статью впору назвать «Память шкурой». Да кто возьмет с таким…. Израильское издание «Еврейский камертон», с содержанием, строго верным своему названию, приняло статью к публикации, а её редактор Александр Бродский попросил снимки. Из моего набора он выбрал фотографию бабушки и дедушки еще тридцатых годов, где в обычае фотомастеров той поры композиционно они сидят смиренно рядышком. В таком виде статья и прошла: название, под ним снимок и далее текст. Обычное для меня событие, одно из полутора сотен публикаций, но это неожиданно повергло меня, возбудила душевную тревогу и сердечную боль….
Свершилась двадцативековая мечта-молитва-заклятие: В БУДУЩЕМ, на семьдесят втором ГОДУ после гибели мои предки, только снимком и именами, все же появились в ИЕРУСАЛИМЕ.
Вечный и Великий город! Здравствуй и прощай…..
Свидетельство о публикации №224072600796