Загадка крестоносцев и тамплиеров - 2

Теперь перенесемся немного вперед от времени подвигов Готфрида Бульонского и вспомним об одном интересном человеке, который положил начало средневековому рыцарскому и куртуазному роману. Звали его Кретьен де Труа, родился в 1135 году, умер в 1190 или 1191 году. Он не был рыцарем, он был клириком. Успешно освоил тривиум (грамматика, логика, риторика) и затем квадривиум (арифметика, гееометрия, астрономия, музыка) в университете Сорбонны, то есть был довольно образованным человеком для той эпохи. Подвизался на службе при дворах герцогов Шампани и Эльзасса. А в свободное от основной деятельности время писал романы. Последний его роман назывался «Персеваль или Легенда о Граале».

Поэт не сам придумал сюжет о том, как молодой рыцарь Персеваль ищет Святой Грааль и после многих приключений наконец находит его. Различные варианты сюжета ходили в устном изложении по Европе задолго до начала крестовых походов. Клирик (и по совместительству поэт) лишь собрал вместе большинство вариантов сюжета, выстроил единую линию повествования, убрал все противоречия и зафиксировал роман письменно.

Грааль в эпоху Готфрида Бульонского и Кретьена де Труа — это чаша, из которой пил Иисус Христос в последний день перед своим арестом (этот день известен в христианском богословии как Тайная вечеря) и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа, когда его ткнул копьем римский легионер. Якобы от контакта с кровью самого Христа чаша приобрела уникальнейшие свойства: налитая в нее вода исцеляла любые болезни и раны, давала человеку весьма долгую жизнь (или даже вечную жизнь), обеспечивала богатством и процветанием. После смерти Иисуса Христа Иосиф Аримафейский бежит из Палестины вместе с Марией Магдалиной на другой конец Римской империи, унося с собой Грааль. Но если Мария Магдалина осела в Галлии, ее спутник отправился еще дальше, в Англию.

Ясно что обладание такой реликвией было заветной мечтой многих рыцарей, баронов и даже королей. Но согласно преданиям обладать Граалем мог только человек кристально чистой души, свободный от всех пороков. Во многих вариантах сюжета освобождение от пороков происходило в ходе самого поиска. И тогда поиск Грааля превращался в поиск своей собственной божественной сути. Лишь тот, кто имел силы и настойчивость преодолеть многочисленные тяготы, лишения, опасности и невзгоды, допускался к лицезрению Грааля.

В романе Кретьена де Труа молодой рыцарь Персеваль после многолетних странствий и приключений находит в глухом лесу некий замок, в котором живет тот, кто в романе проходит как Король-Рыбак. Имя его ни разу не упоминается, слуг у него нет, живет он тем, что ловит рыбу в озере рядом со своим замком. То есть по сути это простой рыбак, но при этом еще и король. Правит он тем, что в романе называется «Опустошенная Земля» или «Безлюдная Земля». Людей на этих землях нет из-за того, что на земли наложено проклятие. А наложено оно было из-за греховности самих людей, которые тут раньше жили. Жили, грешили, проклятие заслужили и вынуждены были уйти. Вот так и остался король один и теперь вынужден питаться той рыбкой, которую сам наловит.

На момент прихода Персеваля в его замок Король-Рыбак лежит в постели раненый (или очень больной, есть разные варианты) и не может подняться. Он рассказывает рыцарю свою историю и под конец просит его подать воды. Персеваль наливает воду в стоящий неподалеку невзрачный кубок, подает его больному, тот воду выпивает и тут же вскакивает с постели полностью здоровый. И Персеваль понимает, что этот кубок и есть Святой Грааль, который он так долго искал. После этого Персеваль становится Хранителем Грааля и навсегда поселяется в замке. Роман на этом заканчивается.

Все только что описанное — это пересказ романа. А далее начинаются мои домыслы или гипотезы (можете назвать как угодно). Кто такой Король-Рыбак и почему именно у него хранится Грааль, если его подданные оказались настолько греховны, что даже проклятие заработали? Пусть даже сам Король-Рыбак кристально чист душой, но его слуги совсем не таковы, если вынуждены уйти вместе со всем населением и оставить своего господина в одиночестве. Я не нашел ни одного упоминания, чтобы кто-то обратил внимание на это противоречие и попробовал бы его объяснить. И теперь я предлагаю свою версию ответа на этот вопрос.

Король-Рыбак — это аллегорическая фигура самого Иисуса Христа. Земли Опустошенные или Безлюдные — это вся Европа, погрязшая в грехах и потому проклятая, опустошенная и безлюдная. Войны в те времена велись постоянно и многие территории были опустошены. А на вопросы «За что мы так страдаем?» священники обычно отвечали, что за грехи собственные люди страдают.

Вспомним, кем были самые первые ученики Христа, ставшие потом апостолами. Они были рыбаками, промышляли на Галилейском озере (сегодняшнее озеро Кинерет). И сам Иисус плыл с ними в лодке, то есть тоже был как-бы рыбаком. А еще в христианском изобразительном искусстве часто используется образ рыбы. При этом Иисус Христос в Евангелии иной раз зовется царем иудейским (или королем иудейским на западный манер, потому что в Европе были короли вместо царей). Вот так у нас и получается Король-Рыбак, все подданные которого за грехи свои прокляты и потому вынуждены покинуть своего господина. А он сам из-за греховности подданых болеет и излечится не может. Но сразу же излечивается, когда рядом с ним появляется наконец человек, свободный от греховности.

А кто тогда сам Персеваль, ставший хранителем Грааля? Ведь если Король-Рыбак есть аллегорическое изображение Иисуса Христа, а Опустошенные Земли есть аллегорическое изображение обуянной греховностью Европы, тогда и Персеваль должен кого-то аллегорически изображать. И сдается мне, что Персеваль — это аллегорическое изображение Ордена тамплиеров. Храмовники даже официально носили титул «Защитники Гроба Господня». И во времена, когда Кретьен де Труа писал свой роман, они были уже очень хорошо известны в Европе, как элитная сила крестоносного воинства, успешно защищающая Иерусалим и основанные крестоносцами христианские княжества и графства от набегов сарацин и сельджуков. То, что тамплиеры не всегда побеждали в сражениях и порой были склонны к грабежам, как большинство прочих крестоносцев, не является опровержением моего предположения. Даже если тамплиеры были бы поголовно грабители и мародеры, в Европе у них была репутация идеальных рыцарей, исполненных чувством чести, достоинства и веры.

Вот так у нас наконец выплывает из тумана Орден бедных рыцарей Храма Соломона и Христа. Или если коротко — Орден Храма.


Рецензии