Штрихи к биографиям потомков художника - 8

1. Фото  капитана 2-го ранга Александра Ивановича Варнека (справа), его жены Надежды Петровны и брата Алексея Ивановича (военного судьи) на Нижегородской выставке - ярмарке 1896 года (обнаружено автором миниатюры в одном из буклетов выставки).

2. Фото Николая II и его свиты на Нижегородской ярмарке 1896 года.
Слева от императора в белом платье стоит супруга Елизавета Федоровна; справа-контр-адмирал Скрыдлов Николай Илларионович с супругой (все жены морских офицеров на выставке находились в белых платьях).

В краткой биографии Александра Ивановича Варнека имеется лишь пара строк, относящихся к 1896 году: «В качестве представителя Главной физической обсерватории  6-го апреля был командирован в Нижний Новгород  на Всероссийскую выставку; 16 декабря (8 месяцев спустя) назначен старшим офицером канонерской лодки «Гремящий» [1].

Долгое время я не придавал особого значения тому, что Александр Иванович побывал «когда-то» на «какой-то выставке», поскольку и мысли не возникало, что это за выставка, и почему факт пребывания на ней (как оказалось, с женой и старшим братом), указан в его формулярном  списке? О неординарности этого факта биографии  А.И. Варнека  узнал однажды случайно.

Оказалось, что данная выставка, а, точнее, «Всероссийская промышленная и художественная выставка-ярмарка  1896 года» в Нижнем Новгороде» была значительным событием в истории России (см. интернет).  Но особенно большое на меня впечатление произвело то, что на сайте «проза.ру»  в 2017 году появилось 18 публикаций (очерков) автора  Александра Одинокова из Нижнего Новгорода, посвященных  описанию  Выставки. 

Ниже приведу краткую аннотацию автора из Нижнего Новгорода к своим публикациям, далее - «мои» выдержки из двух его публикаций, далее – «мое» резюме.

«Нижегородская выставка - ярмарка была уникальным явлением в истории России. Благодаря нижегородским фотографам  (М. Дмитриева и др.) деятельность ярмарки была запечатлена в фотографиях. В предлагаемых очерках мы коснёмся описания корреспондентом журнала «Нива» впечатления от увиденного и осмысленного на выставке 1896 года в Нижнем Новгороде, которая, хотя и называлась «Всероссийской», но претендовала на уровень  «Международной выставки».  - А. Одиноков.    

«На низком мысе, образованном слиянием Оки с Волгой напротив Нижнего Новгорода, расположился другой обширный город. В нём большие каменные дома, широкие улицы, соборы, часовни, электрическое освещение.  Почти целый год город этот покинут своими жителями и погружён в безмолвие: в нём находится лишь несколько десятков караульщиков.  Зато в течение последующих двух месяцев здесь наблюдается  кипучая деятельность.

Этот город - всемирно-известная  Нижегородская ярмарка.  Весной, когда пройдёт лёд по Волге и Оке, прибылой водой на обеих реках (в иные годы она достигает 15 - 20 аршин) затопляется и ярмарка. Её улицы превращаются в каналы, по которым свободно проходят не только лодки, но и небольшие пароходы. С убылью воды, которая, как бы обмывает всю ярмарочную территорию, уносит всё накопившиеся за год нечистоты, и выставка-ярмарка начинает готовиться  к приёму возвращающихся жителей.

Это возвращение идёт, однако, очень медленно, и 15 июля, когда официально открывается ярмарка, она ещё почти пуста. Но с этого времени она оживает, как бы по мгновению волшебного жезла, а через 10 дней её «население» достигает уже 400 тысяч душ. Сам же Нижний Новгород становится одним из оживленных  городов мира.

Ярмарка органически связана с Волгою, - обширная водная система которой, врезается в громаднейший материк Азии, являясь для него почти единственным связывающим звеном с океаном. В Нижний Новгород на ярмарку сходятся сибиряки, персы, китайцы, представители среднеазиатских ханств, гор Кашгара и Афганистан. По мере развития общественной и экономической жизни Азии росли, поэтому, и обороты ярмарки, а с ними и её значение.

15 июля на Нижегородской ярмарке совершался торжественный подъём флагов (в этом 1896 году открытие ярмарки назначено одновременно с открытием выставки, но днём поднятия ярмарочных флагов остаётся 15 июля). Из собора выходит крестный ход и через Главный дом направляется к Макарьевской часовне, по обеим сторонам которой высятся на каменных пьедесталах два традиционных флагштока. После молебна флаги - один городской, другой ярмарочный - окрапляются святой водою и одновременно поднимаются. Затем именитое купечество, духовенство, администрация и гости празднуют завтраком в Главном доме открытие ярмарки.

Завтракают на выставке обыкновенно в ресторане «Эрмитаж», филиальном отделении известного московского ресторана того же имени, который на 50000 субсидию согласился кормить выставочную публику. Здесь от часу до двух яблоку негде упасть, все столики и на террасе, и в зале заняты. Дело простое: за 1 рубль вы получаете прекраснейший завтрак из двух блюд. Можно хорошо позавтракать и в многочисленных на выставке буфетах с холодными закусками, тогда как два остальных больших ресторана не хвалят, и они не пользуются симпатиями посетителей выставки.

  Напротив «Эрмитажа» находится приземистое здание, слегка смахивающее по внешнему виду на балаган среднего разбора, вроде тех, которые воздвигаются на Царицынском лугу на Масленице. Это концертный зал, где пела чета Фигнеров, где даёт концерты Главач и подвизается хор Славянского. К концертному залу примыкают выставки военного и военно-морского отделов, размещённые в нескольких зданиях.  Туда мы и направимся.

Главный павильон красив и своеобразен. Он имеет вид кремлёвской стены-сруба с тремя башенками и бойницами. Фасад украшен флагами и гирляндами зелени. Перед зданием, на площадке, расставлены с одной стороны повозки, передвижные кухни, с другой - миноноска, брони, ахтерштевни и прочее. Здание этого отдела не только красиво снаружи, но имеет вполне характер выставочного здания внутри, а это, можно сказать, далеко не про все здания выставки. Окна в нём расположены наверху, так что остается много места для размещения экспонатов по стенам и, кроме того, получается более мягкое распределение света.

Начнём осмотр с морского отдела, занимающего правую половину здания. Случалось ли вам, читатель, посещать наши военные суда? Не боясь ошибиться, скажу, что вы расставались с судном, - будь то гигантский броненосец береговой обороны или маленькая миноноска  - очарованные внимательным и радушным приёмом и унося самые светлые впечатления о нашем флоте и о наших моряках - гордости России.

Вас приняли, как дорогих гостей, как будто вас только и ждали, хотя бы вы ни с
 кем и не были знакомы. Вам показали весь механизм судна, всё разъяснили, всё рассказали, причём объяснения давались с такою любовью к делу, что вы невольно заинтересовались, сами расспрашивали о таких предметах, до которых четверть часа тому назад вам не было ровно никакого дела.

Точно такие же воспоминания остаются и от посещения военно-морского отдела Всероссийской выставки. Начиная от заведующего отделом, контр-адмирала  Скрыдлова, имя которого известно всей России по его геройскому подвигу во время последней русско-турецкой войны, и кончая матросами с броненосца «Александр II», которые командированы на выставку. Все примут вас, как радушные хозяева принимают своих дорогих гостей.

В отделе всё объяснено: на каждом предмете надпись, вполне его разъясняющая.
Кроме того, в день открытия выставки вышел подробный указатель, в котором дано обстоятельное описание выставленных предметов и, несмотря на это, в морском отделе  - к сожалению, не в в пример многим другим отделам выставки - всё организовано так, чтоб посетитель не бродил, как в лесу, не терялся бы среди малопонятных специальных предметов, но имеющих общественное значение.

И сам адмирал, если видит, что вы хотите постичь какой-либо аппарат, и имеете время, просто и мило подойдёт и всё укажет. То же самое сделают и офицеры, а матросы беспрерывно дают разъяснения, на деле показывают механизм орудий, их снаряжение, объясняют вооружение судов и прочее.

И нужно удивляться, как толково, с каким видимым пониманием дела они показывают свою выставку, и как им приятно, что их делом интересуются. А ведь всего два-три года тому назад они были взяты прямо от сохи. И вот, благодаря-то этой предупредительности, в морском отделе всегда толпы посетителей: они чувствуют, что устроители отдела прежде всего имели их ввиду, желали ещё более усилить интерес к их родному флоту и сделать этот интерес ещё более сознательным.

В морском отделе собраны только произведения мастерских и заводов, принадлежащих морскому ведомству, которое, подобно современному боевому кораблю, обнимает весьма различные отрасли техники. Посетитель найдёт здесь отделы кораблестроительный, механический, навигационный, артиллерийский, минный, электротехнический, водолазный, медицинский, и во всех них образцы самых предметов или их модели, с достаточною ясностью представляющие их. На выставке участвуют: Главное гидрографическое управление, порты  - Кронштадтский и Санкт-Петербургский, с находящимися в их ведении заводами, мастерскими и учебными заведениями, заводы Обуховский сталелитейный и Адмиралтейские ижорские.

Как известно, со времени Крымской кампании, наш флот пережил два периода. До 1882 года деятельность морского министерства была направлена к замене парусного флота паровым: появились паровые корабли, фрегаты, корветы и прочие суда, строившиеся сначала из дерева, а затем из железа, крытого бронёю, которая постепенно увеличивается в своих размерах.

Время после 1882 года было употреблено на усиленное развитие у нас флота, пополнением его рядов судами новейших типов: броненосцами, крейсерами, канонерскими лодками, минными крейсерами и миноносцами.

С 1881 по 1886 год стоимость построенных судов в общей сумме достигла 211 миллионов рублей. Морское ведомство всегда стремится строить суда в России, что очень понятно, так как специальный характер судов, назначенных для военных действий, требует в иных случаях тайны, и, кроме того, крайне важно, чтобы и во время войны мы имели возможность пользоваться своими мастерскими. Но, вот что неутешительно: постройка судов в России обходится дороже, чем при заказах за границей, и это зависит от малочисленности у нас больших частных верфей и заводов и, следовательно, от отсутствия конкуренции между ними».

После ознакомления с цитируемыми выше публикациями мне стала понятна цель командировки Александра Ивановича Варнека на выставку-ярмарку в Нижний Новгород.

Он, конечно же, входил в число организаторов военно-морского отдела и плодотворно пообщался на выставке со многими своими коллегами.  Впереди его ждали самые главные дела его жизни, посвященные исследованиям Арктики.

Скорее всего, жена Александра Ивановича, Надежда Петровна, побывав на выставке-ярмарке, прониклась морской тематикой, в результате чего спустя год она отправится с Александром Ивановичем в морское путешествие на Дальний Восток [2]. Для нее это, возможно, и было путешествием, а для него – морской службой.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В. Варнек, А. Варнек. Исследователь Арктики А.И. Варнек.  Новосибирск. Издательство СО РАН, 2004.
2. Владимир Варнек. Загадочное плавание канонерской лодки Гремящий. Проза.ру.


Рецензии