О загробной участи нерадивых христиан
Проповедь Святителя Иоанна Златоуста ( краткое изложение)
Толкование на Святого Матфея Евангелиста
Беседа 4.
Свое назидание Святитель Иоанн Златоуст начинает со слов:
" Я вижу, что многие после Крещения живут небрежнее некрестившихся и даже не имеют никакого признака христианской жизни. Потому ни на торжище, ни в Церкви не скоро различишь, кто верующий и кто не верующий...
Верующий должен быть светильником для мира и солью.
А если ты самому себе не светильник, не предотвращаешь собственной гнилости, то по какому признаку нам узнать тебя?...
Надо, чтобы верующий был виден - и по поступи, и по взору, и по виду, и по голосу."
Иоанн Златоуст продолжает обличение нерадивых христиан:
" ... Хочу распознать тебя по месту - вижу тебя на конских ристалищах, на зрелищах, в худых сборищах, в сообществе с людми развратными. Хочу заключить о тебе по виду твоего лица - вижу, что ты непрестанно смеешься и рассеян, подобно развратной блуднице, у которой никогда не закрывается рот. Стану судить тебя по одежде - вижу, что ты наряжен не лучше комедианта.
Стану судить по спутникам - вижу, что ты водишь за собой тунеядцев и льстецов. Стану судить по словам - слышу, что ты ничего не произносишь здравого, дельного, полезного для нашей жизни.
Буду судить о тебе по твоему столу - здесь открывается еще более причин к осуждению".
"Верный ли ты человек? спрашивает нас Святитель:
" И что говорю верный? Даже человек ли ты, и то не могу узнать доподлинно!
Когда лягаешься, как осел; скачешь, как вол; ржёшь на женщин, как конь; обьедаешься, как медведь? Утучняешь плоть, как лошак; злопамятен, как верблюд; хищен, как волк; сердит, как змея; язвителен, как скорпион; коварен, как лисица; хранишь в себе яд злобы, как аспид и ехидна; враждуешь на братьев, как лукавый демон, - как я могу счесть тебя человеком, не видя в тебе признаков естества человеческого?
Иоанн Златоуст напоминает нам о духовном зеркале, которое "не только показывает наше духовное безобразие, но, если захотим, превращает его в несравненную красоту.
Таким зеркалом служит память о добрых мужах и повествования о их блаженной жизни, чтение Писания, законы, от Бога данные.
Итак, никто не оставайся в образе бессловесных ( животных)!..
Я велю укротить тебе собственного зверя, над которым ты полный хозяин...
Даже лев и ехидна не могут терзать внутренности с такой жестокостью, как гнев непрестанно терзает железными когтями.Он не только вредит телу. но расстраивает самое здоровье души, поедая, терзая, раздробляя всю силу её, и делая её ни к чему не способную."
Святитель так же называет гнев змеем, пожирающим внутренности.
Он спрашивает: " Каким образом избавимся от этой язвы? Какое будем употреблять питие., которое может умертвить внутренних червей и змей?
Но какое питие, ты спрашиваешь, имеет такую силу?
Честная Кровь Христова, если с упованием приемлется. Она может уврачевать любую болезнь.
Затем, внимательное чтение Божественных Писаний и присоединяемая к тому милостыня. Всеми этими средствами могут быть умерщвлены страсти, расслабляющие нашу душу. И тогда только будем жить, а теперь мы ничем не лучше мёртвых."
Святитель предупреждает нас: "Что, если мы не умертвим страсти здесь, то они умертвят нас там...
Когда лев сыт, тотчас оставляет попавшееся ему тело. А страсти никогда не насыщаются и не отстают, пока уловленного ими человека не увлекут к дьяволу...
Тот, кто впадает в плотскую ли любовь, или сребролюбие, или честолюбие, начинает уже смеяться над геенной и презирать Царство (Небесное), только бы исполнить ему волю тех страстей...
Поэтому и слабее наша любовь ко Христу, что вся наша сила истощается на любовь порочную, и мы становимся хищниками, сребролюбцами, рабами суетной славы.
А что может быть ничтожнее этой славы?..
Если ты хочешь прославиться, презирай славу, и будешь славнее всех."
Святитель приводит в пример Царя Навохудоносора. великого завоевателя и славолюбца, поставившего истукана, думая получить от него ещё большую славу. По мнению ИоаннаЗлатоуста: "Не достоин ли он посмеяния за то, что ищет похвалы себе не в нравах, а в досках? Это все равно, как если бы кто вздумал больше хвалиться полом в доме или красивой лестницей, нежели тем, что он человек. Как он своим изображением, так из нас иные думают удивлять одеждами, другие домом, лошаками, колесницами, колоннами, находящимися в домах их...
Ни огромная статуя, ни вельможи, ни вожди, ни бесчисленнве войска, ни множество золота, ни вся пышность не могли удовлетворить страсти Навуходоносора показать себя великим.
А юношам- и пленникам, и рабам, и чужестранцам, отказавшимся поклоняться истукану, довольно было одного любомудрия.
Не имея у себя ничего, они оказались столько же блистательней носящего диадему и порфиру и обладающего всем, сколько солнце блистательней жемчужин...
Громадная полыхающая печь с пламенем до облаков их не устрашила.
Напротив, посмеявшись, как над детской игрой, они показали мужество и кротость и громогласнее труб взывали: Да будет известно тебе, царь. Бог наш, которому мы служим, силен спасти нас от печи (Дан 3:17)"
И в заключение, подумав, что может Богу угодно быть им сожженными, присовокупили: "Если же и не будет того, то да будет известно тебе, что мы богам твоим служить не будем !"
Святитель Иоанн Златоуст продолжается восхищаться любомудрием отроков в печи.
"Таково премущественное свойство святых - ни славы, ни чести и ничего другого не предпочитать спасению ближних. Смотри, как они в печи молились за весь народ. А мы и при покойной жизни не помним о братиях".
Святитель призывает нас подражать благочестивным отрокам.
Он говорит, что и пред нами " стоит золотой образ, мучительская власть маммоны.
Но не будем внимать тимпанам, трубам, арфам и другим прелестям богатства; и, хотя бы надлежало впасть в печь нищеты, предпочтем эту нищету, только бы не поклониться идолу., - и будет роса среди печи шумящая. Итак, не убоимся, слыша о печи нищеты!...
Избравшие нищету., чтобы не кланяться маммоне, будут сиять здесь и там; а неправедно обогащающиеся здесь понесут там жесточайшее наказание...
Святые, переходя огненную реку, не почувствуют ничего неприятного, но будут казаться радующимися; а покланявшиеся идолу увидят, что огонь нападает на них свирепее всякого зверя и увлекает их в геенну. Если, кто не верит, что есть геенна, то видя халдейскую печь, пусть через настоящее уверится в будущем, и убоится не печи нищеты, но печи греха. Грех есть пламя и мучение, а нищета - роса и прохлада. В греховной печи предстоит дьявол, в в печи нищеты - Ангелы, отражающий пламя!"
Святитель объясняет законы спасения души...
"Если ты впав в бедность, будешь благодарить (Господа), то и узы разрешатся, и пламя угаснет... А если не угаснет, то появится прохлаждающая роса...
То же можно приметить и в любомудрых: и они в нищете более свободны от страха, нежели богатые".
Святитель призывает к милосердию к нищим:
" Не стой возле огня, чтобы не увлекло тебя пламя! Если огонь застигнет тебя вместе с бедными, то устранится от тебя; а если увидит тебя чуждающимся их, в ту же минуту нападёт на тебя и увлечёт тебя...
Кто попрал страсть к богатству, тот всех богаче...
Как отроки, презревшие тогда царя, сделались блистательней царя, так и ты, если презришь все мирское, будешь драгоценнее целого мира.
Тогда и здесь получишь большую славу и насладишься будущими благами, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь".
Свидетельство о публикации №224072600834