И. Левитан. Осенний день. Сокольники
Этот простенький пейзаж был выставлен на отчётной ученической выставке Училища Живописи, Ваяния и Зодчества в Москве на Мясницкой улице. Очень важное событие, которое привлекло внимание общественности. Эта выставка должна была показать, какими новыми талантами отметится знаменитое Училище. Вся интеллектуальная элита Москвы , все известные всей Россией люди прийдут на выставку.
Левитан выставлялся впервые. Придут люди и увидят и его живописное творение. Впервые. Он весь на нервах. У него даже руки дрожат. А надо сказать , что молодой художник вёл в Москве почти нищенское существование. Он идет представлять свою небольшую картину, а ему нечего одеть. У него единственный клетчатый пиджак, который он носит уже несколько лет, и короткие брюки. Он взял напрокат в маскарадной лавке цирюльника Мокея Петухова сюртук. Но прежде он долго рылся среди боярских кафтанов и камзолов опереточных вельмож, силясь найти хоть что-то отдалённо подходящее.
Он пришёл в этом сюртуке в залы выставки. И почувствовал, как он совсем расклеился. Его пришли поддержать друзья, два брата Чеховых, Антон и Николай. Они не так давно приехали из Таганрога. Антон учился медицине, а Николай, тоже художник, уже размещал карикатуры в нескольких сатирических журналах.
Что мы видим на картине ещё студента Левитана. Да вроде бы простеньких пейзаж. Осенний день в Сокольниках.Да, простенький живописный вид природы осенью. Простенький, но почему же он так трогает. Трудно сказать. Но вот смотрю и смотрю и всею душой погружаюсь в столь знакомую атмосферу середины осени. Словами почти непередаваемо. Этот вид рождает настроение грусти и печали. Не случайно Левитан был назван впоследствии родоначальном особого рода пейзажа. Пейзажа настроения. И таковым он явил себя в первой же выставленной своей работе.
Я помню это настроение , поразившее меня еще в детские годы. Мне было лет двенадцать. Наш класс был на экскурсии как раз в парке Сокольники. И все было так, как мы видим на этом пейзаже. Моросил легкий, холодный дождь. И небо было в таких же серых тучах, которые неслышно двигались по небу. И была такая же длинная-длинная аллея уходящая вдаль. И было такое же чувство тоскливости и одиночества в душе, которое исходит от этой небольшой картины. Настроение не располагало к радости и веселью. И здесь я может быть впервые почувствовал неосознанно, как моя человеческая природа сливается с природой вселенской. И это слияние возможно только у единственно живого существо во всей вселенной. У человека. Потому как только у человека есть душа.
Ну вот посмотрите со всем вашим внимание на эту аллею и вы услышите дыхание природы, дуновение промозглого ветра. И ноздри ваши почувствуют запах опадающей листвы с деревьев. Противопоставление громадности пространства неба и высоты сосен сравнительно маленькой фигурке делает её такой одинокой в этой пустынности парка. Дорожка убегает вдаль, по небу несутся облака, фигурка движется на нас, желтые листья, только что сметенные к краям дорожки, кажутся шуршащими.
*****
Исаак Левитан писал этот пейзаж в очень непростой период своей жизни. Его с его ближайшими родственниками изгнали из Москвы. В тот 1879-й год, когда был написан «Осенний день. Сокольники», в Москве запретили жить евреям. Царская администрация особо усердствовала с выселением «неблагонадёжных». Студент Московского училища живописИ Исаак Левитан вместе с братом Авелем и сестрой Терезой был вынужден покинуть Москву.
В тот 1879-й год, когда появилась эта картина «Осенний день. Сокольники», в Москве запретили жить евреям. Гонения связывали с покушением народовольца Соловьёва на Александра II, и царская администрация особо усердствовала с выселением. Будущий художник "неблагонадежны" уехал из Москвы и поселился в подмосковной дачной местности Салтыковка, а позже перебрался в находящееся за чертой города Останкино.
*****
На Пасху 1879 года народник Александр Соловьёв в Петербурге совершил покушение на императора Александра II. Государь чудом не пострадал, но проворонившее террориста охранительное ведомство стало повсюду выявлять неблагонадёжных.
Уже была объявлена народниками охота на императора. Целая серия покушений. Первое у выхода из Летнего сада на набережную Невы. Александр чудом уцелел. Убивец Каракозов стрелял почти в упор. Некий мужик, стоящий рядом, ударил по руке, держащей пистолет, и отвел смертельный заряд. Дмитрий Каракозов был убежден, что смерть императора может стать толчком для пробуждения народа к социальной революции в стране. Не случилось.
Еще одно покушение состоялось в Париже. Здесь Александру II хотели отомстить за подавление польского восстания 1863 года. 6 июня царь возвращался в открытой карете с детьми и Наполеоном III после военного смотра. В районе Булонского леса из толпы вышел деятель польского национально-освободительного движения Антон Березовский и сделал несколько выстрелов. И снова чудо спасло царя. Пули от российского царя отвел офицер из охраны французского императора, вовремя ударивший преступника по руке. В итоге нападавший убил своими выстрелами только лошадь.
И вот новое покушение. Уроки ничему не научили Александра. Он совершал в беспечности утренний променад в одиночестве по Дворцовой площади. Без охраны. Террорист Соловьев его поджидал во всём его душевном трепете.
Когда царь оказался на достаточно близком расстоянии, Соловьев начал быстрым шагом приближаться к императору. Увидев одинокую мрачную фигуру, которая двигалась ему на перерез, Александр II догадался об опасности и стал уклоняться в сторону. Он ясно увидел смерть , приближающуюся к нему. И началась настоящая погоня террориста за монархом. А тот петлял, как заяц, уклоняясь от пуль. Соловьев успел сделать по своей цели целых пять выстрелов.
Во время производства 3-го выстрела, Соловьёва настиг штабс-капитан корпуса жандармов Кох, который ударил Соловьёва обнажённой шашкой по спине «так сильно, что шашка согнулась, и преступник, споткнувшись, едва не упал, но это не помешало злодею сделать ещё четвёртый выстрел в Государя Императора, после чего неизвестный бросился бежать, теснимый со всех сторон сбежавшеюся толпою народа, в которую преступник сделал пятый выстрел».
При попытке задержания Соловьёв принял яд (мышьяк, или, согласно тексту обвинительного акта, — цианистый калий), но был спасён медиками, давшими противоядие.
Его казнили 9 июня 1879-го на Смоленском поле. За повешением несостоявшегося убийцы наблюдало несколько десятков тысяч человек. От напутствия священника Соловьев отказался, лишь низко поклонившись духовнику. Соратники народника после казни поклялись отомстить и уничтожить царя.
Они были недовольны политикой властей. Протестные настроения распространялись среди разных слоев общества, включая интеллигенцию. Интеллигенция может быть только гнилой. История это не раз доказала. Вспомним самые недавние времена.
В своём последнем слове Соловьев заявил: «Идея покушения на жизнь Его Величества возникла у меня после знакомства с учением социалистов-революционеров. Я принадлежу к российской секции этой партии, которая считает, что большинство страдает ради того, чтобы меньшинство пользовалось плодами народного труда и всеми благами цивилизации, недоступными большинству». Ели бы Левитан присутствовал на этом процессе, он в своём нищенском существовании понял бы Соловьёва. И пострадал от этого.
После убийства Александра II, по стране прокатилась целая волна еврейских погромов. Парадокс. Певец русской природы, показавший нам красоты родной ему земли, попал под раздачу. Был репрессирован высылкой из Москвы.
Сыграл свою роль Константин Победоносцев - обер-прокурор Святейшего синода, который никогда не скрывал своего отношения к евреям. «Забрав в свои руки почти всю торговлю, они производят ее главным образом по воскресным и праздничным дням в ущерб религиозно-нравственной жизни православных христиан. Везде людно и шумно и только в храмах Божьих в эти дни пусто».
*****
Останкино тогда находилось в окрестностях Москвы. С утра неприкаянный Левитан уходил бродить в Сокольнический парк. Прислушивался к шуму ветра, всматривался, стараясь уловить, как с похолоданием меняются краски. Левитан и сам был страстным охотником, мог пропадать в лесах по нескольку дней, питаясь одними ягодами. Однажды друзья даже обратились в полицию: Левитан исчез! А он явился спустя три с половиной дня – еще более исхудавший, с ввалившимися щеками и единственной застреленной уткой. Наедине с природой Левитан, мучительно ранимый, нежный и нервный, с трудом, но всё-таки находил душевное равновесиЯ.
Но в те осенние дни 1879 года он брал с собой не ружьё, а этюдник: близилась отчётная ученическая выставка, а Левитану всё еще нечего было показать. И наконец он создал эту чудную живописную картинку, полную меланхолического настроения. И он выставил её на престижной выставке.
А он уже был много обещающим художником. Талант его был замечен. Его любимым учителем был известной всей России художник Саврасов. Он уже в юные годы пророчил юному художнику славу французского художника Коро.
Учитель тоже пришел на выставку. Сильно опоздал. А охране было категорически приказано вот его-то не пропускать ни в коем случае. В дверях стоял главный охранник, прозванный студентами «Нечистая сила». Не хотели пропускать , потому как Саврасов был уже выставлен вон из стен Училища. Несчастный бывший академик к тому времени был совершенно опустившейся личностью. Пил горькую в усмерть. Неизлечимый алкоголик. Его бросила жена и ушла с детьми. У него не было жилья. Бомж. Ну как такого пускать в приличное общество.
Но художник всё-таки как-то прошёл. Ему хотелось посмотреть на работы своих учеников. Он был прям и категоричен и в хорошем подпитие.
Почти всем развешенным по стенам пейзажам дал одно определение «Дрянь!». А ещё и такое: «Этой мазнёй только кадушку с огурцами накрывать» Но вот он дошёл до картины «Осенний день. Сокольники». «Где Исаак? – зычно взревел Саврасов. – На кой черт ненужную женщину влепил в пейзаж?!»
Пришёл лохматый бородатый старик, в котором многие узнали учителя Левитана — художника Саврасова. Вот как вспоминал приход Саврасова Николай Чехов:
«Был старик... Шевелюра на боку... Глаза злые... Кое-кто из профессоров попрятался. Пять с двумя минусами я тебе поставил.» Это он так о картине Левитана.
Вытирая лицо грязным платком, он плачущим голосом продолжал:
- Солнце гоните на холсте. Весеннюю теплынь прозевали! Снег таял, бежал по оврагам холодной водой, - почему не видел я этого на ваших этюдах? Липы распускались, дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба, - где все это на ваших холстах? Срам и чепуха!
Преподаватели училища побаивались Саврасова. Свою неприязнь академики переносили на его любимого ученика — Левитана. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа, — это было делом коренных русских художников. Картина была признана недостойной медали. Левитан не получил звания художника, ему дали диплом учителя чистописания. Прошло время и в 1898 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам.
*****
Не все знают, что «Осенний день. Сокольники.» - это творчество двух художников. Пейзаж – это Левитан. А вот одинокая женская фигура – это Николай Чехов, брат Антона Чехова. Как и откуда появилась эта фигура? Её никак не планировал изобразить художник Левитан.
Левитан живописал эту пустынную аллею на пленэре и рассчитывал довести её до ума у себя дома по памяти. Вечером к нему заглянул Николай Чехов, старший брат будущего писателя. Он увидел пейзаж, постоял перед ним в задумчивости и заявил:
«Мне кажется, по аллее не мешало бы пустить красивую одинокую женщину в чёрном платье!»
Левитан не любил , да и не умел писать человеческие фигуры. Да вот тут он подумал, что может быть друг был прав. Он не был уверен в своих способностях. Он уступил.
Николай уверял, что только благодаря женщине и можно понять, что тема пейзажа – неприкаянность и одиночество. А я думаю, что друг был прав. Действительно, тема одиночества и даже душевной тоски под сумрачным дождливом небом зазвучала на более высокой ноте.
На той же выставке была и картина Поленова «Заросший пруд». Там тоже присутствует женская фигура. Правда она не сразу бросается в глаза. Но без неё пейзаж был бы не полным.
Как бы то ни было, Николай быстро сам написал фигуру молодой женщины, сосредоточенно вышагивающую по мокрому песку аллеи.
*****
На эту выставку не мог не прийти и Павел Третьяков. Знаменитый коллекционер и тонкий ценитель искусства живописи обратил внимание на работу Левитана. Настолько внимательно, что захотел приобрести пейзаж никому не известного художника. Сам юный Левитан долго не мог поверить в свой успех: слишком много к тому моменту ему – еврею, сироте, почти нищему – пришлось пережить.
Третьяков попросил у автора назначить за его картину цену и «не дорожиться». Левитан, совершенно не представлявший тогда расценки на художественном рынке и не очень-то верящий, что на его картину нашёлся покупатель – и какой! – наотрез отказался. И чуть не удрал с выставки, не в силах справиться с эмоциями. А Третьяков настаивал: он, дескать, никогда не назначает цену за картины сам, да и Левитану пора бы учиться себя продавать. В хорошем, коммерческом, смысле. Но, видя растерянность художника, смягчился: ладно-де, попросим назначить цену ваших профессоров, они-то цены на картины выставлять умеют. Картина была куплена за 100 рублей. Очень хорошая цена. С тех пор «Осенний день. Сокольники» находится в большом зале Исаака Левитана в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.
*****
P. S. Несколько слов не по теме. Но не могу удержаться. Топоним Сокольники у москвичей ассоциируется со станцией метро «Сокольники». А ещё больше со словами песни Леонида Утёсова. Вот с этими словами:
Hу и как же это, братцы, получается,
Все так в жизни перепуталось хитро -
Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся
От Сокольники до парка на метро.
Да, эта станция стала началом начал всего московского метро. От неё пошла самая первая нитка метро. Именно с этой станции в 1932 году началось строительство столичного метрополитена.
Дело невиданное и не слыханное. Опыта никакого. Просто совсем. А необходимость в строительстве подземного транспорта была . Иначе у города нет никакого развития. Надо было, чтобы жители большого города получили возможность быстро и надежно перемещаться в его большом пространстве.
Метро – фантастика в те годы. Но «Нам ли стоять на месте. В своих дерзаниях всегда мы правы» Метрополитены существовали и в других западных городах. В Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Берлине. Обратились к опыту строительства проходов в подземелье к иностранцам. А они и сами предложили свои услуги.
В 20-е годы, еще на этапе проектирования, к строительству решили привлечь зарубежных специалистов. Несколько иностранных компаний представили свои проекты будущего метро, созданные по аналогии с подземками в Париже, Берлине и Лондоне.
А у нас ещё не было ни специализированной рабочей силы, ни архитекторов. Метрополитены других стран в то время вообще не имели художественной ценности и были исключительно утилитарными предприятиями по перевозке пассажиров. Я видел метро в Париже. Однообразные , типовые строения, созданные без всякой фантазии, воображения и красоты. Чисто утилитарное предназначение.
Нет, у нас так не пойдёт. Нам нужно новое метро, соответствующее духу времени. Времени энтузиазма и радости строительства не просто метро, а строительство нового человеческого общества. Каждая станция должна быть убедительным доказательством этому. Красота на каждый день. И ничего для этого не жалели. Гранит, мрамор, бронзы, мозаики., скульптура. Ничего подобного нигде в мире не было. Не станции, а дворцы.
А дальше уже при сооружении второй очереди появился так называемый сталинский ампир. Это были очень богато украшенные станции, с мозаиками, изразцами, скульптурами, такие как «Маяковская», «Театральная» или «Площадь Революции», например.
Работая в Интуристе, я очень часто водил экскурсии иностранцев по станциям московского метро. А это целое подземное роскошное царство. Ничего подобного в мире нет. Мы как бы попривыкли к видимому. Глаз замылился. Всё стало привычным в суете большого города. А это всё рукотворное чудо.
Поначалу строили очень трудно. Все трудности грубо можно было разделить на три группы. Первая - неопытность кадрового состава. Да и где его можно было взять, этот состав. Многие до этого работали на разных фабриках, вплоть до кондитерских.
Второе - запутанная система подземных коммуникаций. Большинство объектов даже не нанесли на карту, поэтому рабочих подстерегали разные сюрпризы. Третье - гидрологические условия в районе будущих станций. Никто ж не предполагал, что здесь пройдёт линия метро.
А ещё подземные реки и плывуны. Это, проще говоря, песок вперемешку с водой. Из имеющихся инструментов – только тачки, кирки, ломы, лопаты и энтузиазм. Эти люди проложили 11,3 километра туннелей первой очереди метрополитена. Подвиг.
С годами район Сокольники отстраивался. Сегодня здесь можно увидеть много разных архитектурных стилей. От конструктивизма - клуб им. Русакова, знаменитого архитектора Мельникова - до зданий сталинских времён и панельных многоэтажек. Хрущёвок.
На доме №13 по Русаковской улице есть памятная таблица. С этого места началось строительство московского метро. А когда-то в этих местах по длинным аллеям парка ходил со своим этюдником нищий студент Исаак Левитан.
Свидетельство о публикации №224072701143
Надо же, в 19 лет написать такое!
С уважением,
Марья Марецкая 05.09.2024 08:33 Заявить о нарушении
Геннадий Мартынов 05.09.2024 18:34 Заявить о нарушении