Теплей тебя у нас уже не будет. Марик Вольпин...

Марик Вольпин... Первый курский бард...
=====================================================


"...Марк Вольпин (1955-1982) Автор песен,которые поют на трех континентах. В спектаклях ТЮЗа "Ровесник" до сих пор звучат песни Марика.

Друзья бережно собирают записи,  но  в широком доступе так  мало  его песен! Навеяло альбомом  аудиозаписей песен Марка в соцсетях  на странице  одного общего  друга, который сомневается, имеет ли право на их  обнародование. 
 Много лет прошло. Хотелось бы, чтоб  слушали песни Марика  не только  "посвященные".  Собираю воспоминания.  А та его (на стихи Петра Реутского памяти Александра Вампилова) песня, что  звучит (сам Вольпин поет) на вечере памяти актеров "Ровесника" -  она ко всему альбому: "Вспоминайте меня весело, словом,  так, каким я был..."

  Но… вряд ли это было так: он был грустен, этот хрупкий гениальный мальчик, очень ранимый, очень глубокий, очень думающий! Недополучивший того самого счастья окончательного понимания, и той любви, которой, безусловно, был достоин. 

  У нас так много было точек пересечения, оказывается, столько его одноклассников-однокурсников знаю, а я не помню его совсем.  Голос помню,  его песни в некоторых спектаклях ТЮЗА,  а его самого - нет.

  Это, так сказать, преамбула "докуметально-постовая"...


Поскольку о Марике Вольпине хотела написать гораздо раньше - для двух своих разных проектов материал собирала.

 Сейчас о Марке Вольпине курские краеведы (из тех, кто пишет о культуре) знают только одно: Он был первым курским бардом. И что, мол,  символично: в доме, где он жил, сейчас находится (или уже нет?..) бардовское кафе "Батя".

  А про тот, другой, проект...

  После войны были такие мудрые добрые женщины... Бабушка Марика, 33-летняя вдова фронтовика(муж пропал без вести в 43-м), с сыновьями, мал-мал-меньше, но  все получили высшее образование, все стали людьми, как говорили в старину. И при том  помогала всем, кому только можно, много доброго делала. Это возможно, если  люди - Люди.


Татьяна Зиновьева - Гридасова:
==========================================
-Марка я видела в спектаклях ТЮЗа. Песни его пели наши ребята. Помню слова из одной его песни: "Горб верблюжий, такой неуклюжий видал я в зверинце не раз. Но горб еще хуже, 
еще неуклюжей растет у меня и у вас...."

 Хорошие были песни, с удовольствием и сейчас бы послушала.
=============================================


марина трейстер:

===============
Марик... Ушел в день моего рождения. Сидели за столом ждали Сашу. Его все не было и не было... Телефон все время был занят...
Саша не пришел (без младшего Вольпина в компании всегда чего то не хватало). А утром мы узнали что нет Марика... Потом похороны по обряду.. Жаль... Как  же жаль!


   Аркадий Примак, Хайфа:
---=================================
---------------------------------------------
 - Первые воспоминания о Марике Вольпине приходят вместе с самыми  первыми моими  детскими воспоминаниями... Начало 60-х годов. Мы жили в новом доме на улице Радищева 58, рядом с 6-ой школой, на первом этаже в комнате в 16 метров в коммунальной квартире.
Мы жили в последнем 4-том подъезде дома, а во втором, тоже на первом этаже, но в отдельной двушке жила семья Вольпиных.  Борис и Люся - родители Марика и Саши, его младшего брата.

 Я часто забегал к ним домой и уже не помню,  о чем мы говорили и что делали, когда нам было по 6-7 лет.  Но осталось в памяти,  как мы катаемся от смеха по полу -  до пузырей из носа,  закатываясь под круглый раскладной светло-коричневый обеденный стол в большой комнате, окнами выходящей во двор дома... 
   Скрипучий голос его отца, его усы и буйные кучерявые нестриженые пряди волос, ласковый тонкий голос его матери, зовущий нас  обедать или призывающий к порядку...
           
 Знаете, какое было самое любимое наше лакомство в то время? Горбушка черного хлеба, пропитанная душистым подсолнечным маслом, натертая чесноком и посоленная крупной солью...

   Напротив дома, прямо через дорогу, был стадион Трудовые Резервы, на который мы бегали, перелезая через забор с высокими металлическими штырями над поштукатуренными и побеленными кирпичными стенами, чтобы "участвовать" в праздновании Дней Победы (которая была совсем недавно,  как оказалось) или кататься на коньках на хоккейном поле... Там был и бассейн, один из немногих в городе...

  Потом семья Вольпиных переехала на улицу Дзержинского, где на углу с улицей  Белинского был хлебный и молочный магазин... И все последующие воспоминания, более или менее четкие, были связаны уже с этой квартирой.

   По понятным причинам наша дружба была прервана с их переездом... Но встретив Марика в Политехническом институте, мы снова стали  дружить.
В творческом плане я  был больше на стороне театра, хотя и закончил музыкальную школу по классу баяна.

Марик  совершенно ошеломил меня своими песнями и своеобразной, ни на кого не похожей, манерой игры на гитаре.

 В его музыке жил всегда како-то двойной музыкальный ритм.
 
 Его гармонии были неожиданы,  и музыка обычных и знакомых  песен приобретала в них  совершенно другой смысл и звучание...

  Он  мог часами придумывать какой-то особенный гитарный бой или чередование аккордов, а я  все не мог понять: откуда это у него все берется,  в его кудрявой голове!.. 
  Смешливый холерик, бурно реагировавший на все коротким, немного нервным смехом,  сразу грустневший и угасающий, если происходящее не было ему интересно. Он любил одиночество и ненавидел его, как ненавидел свой маленький рост... Но на сцене он казался Голиафом, хотя сам он этого не видел...

 Мы часто встречались на институтской сцене...Он учился на машфаке, я на стройфаке,  и от этих факов было как минимум одна польза для творчества - бесконечные смотры художественной самодеятельности, для которых сочинялись и репетировались сценки и песни.
 В то время КВН уже как-то потерял свои позиции, и молодежи надо было что-то другое для души и тела...

 После окончания института,  когда я начал потихоньку вслед за ним и по его примеру, играть на гитаре,  пробуя свои силы,  Марика забрали в армию. Мне в это время исполнилось 20 лет... Я уже года два бренчал, копируя песни в исполнении Сергея Никитина в "Иронии судьбы",  мучаясь самообучением по самоучителю игры на гитаре. 
   В это время Марик уже во всю пробовал писать музыку и играть на гитаре в спектаклях Театра Юного Зрителя у Игоря Владимировича Селиванова. Тогда Селиванов был молодой, задиристый, бородатый и не  особенно известный энтузиаст, который жил практически этим своим детищем, не обращая внимания на быт,  семью, деньги... 
  Весь ТЮЗ со всем его реквизитом, костюмами и декорациями помещался в нескольких комнатах  Дворца Пионеров. Там же и была небольшая сцена, где ставились и игрались спектакли Театра. И вот по просьбе Селиванова, чтобы заменить Марика в качестве гитариста,  меня Марк за руку и привел... показать. Я уже тогда знал все песни Марика, пел и играл часть из них, которые он особенно часто пел и играл для меня, когда мы оставались у него дома одни, чтобы показать,  что он делает... 
  В ТЮЗ Марик  так и не вернулся,  он неожиданно быстро перерос, что ли, этот уровень, поставив перед собой совершенно новые задачи, что уже не касались театра...

 Из армии он вернулся другим человеком.
 Он  работал без удержу, пробовал петь и играть в разных стилях, проверяя себя  в  разных манерах исполнения, но постоянно возвращаясь к своему - острому, необычайно драматичному и артистическому восприятию мира, в какой-то своей плоскости, пропорции, диссонансе, отрешении, отрицании мелодических форм ВИА, которые стали плодиться повсеместно...

Но  Марик Вольпин   создавал свой мир,  который мне сегодня напоминает творческий мир Александра Розенбаума... Мир, где есть личность для общества, но нет общества для личности.  Арена для углубления личной травмы при абсолютном нерушимом монументализме общественного душевного здоровья.  Конфликт личности и общества... Маленький и Великий Марик Вольпин...  Дерзкая и огромная душа в  хрупком теле... 

  Огромная любовь к нему людей и неверие в себя в окружающем его мире и стали причиной его ухода. Когда ему исполнилось 26 лет, он сказал мне, что подал на авторство  своих песен в Союзе Композиторов СССР. И еще он мне сказал как-то, что  ничего не успел в этой жизни сделать...В этот момент у него было уже более 30 песен...
  ...Он сидел на   диване у себя дома около своего магнитофона,  на котором записывал свои упражнения для прослушивания помногу раз,  а я ловил себя на том, какой же я никчемный рядом с ним.. Мне надо было ему это тогда сказать... Может быть, это как-то повлияло на его решение уйти из жизни...

 Сегодня я могу только хранить и слушать его песни,  ЕГО воспоминания и О МОЕЙ ЖИЗНИ....

А.П.


Что ж ты, ива, ветви свесила?
Или  я  не  долюбил...

Петр Реутский. Марк Вольпин.

......

  Наверное, я преувеличиваю свои способности свахи, шадханит в данной ситуации…
И компании у них были свои, замечательные, общий круг.. Но тот самый случай, когда  нужен был посредник… Аккуратно, невзначай, сначала просто отыскав среди тогда еще юных сверстников,  ту (тех), кто уже «запал на его голос, талант, песни…
Знаю немало абсолютно  не подходящих визуально друг другу  пар -  подумаешь, рост! Не очень верю в ту  «роковую» девочку, которая приезжала к родственникам, жившим в одном из наших колоссовских домов  и не оценила его влюбленность. 

  «Любовь»?.. Или версия Аркаши Примака о его комплексе  в отношении неуспеха у дам и своего хрупкого облика?..  Все вместе, наверное. Плюс, хрупкая психика еврейских мальчиков, талантливых, с глубокими чувствами, ранимой душой… Да и не только еврейских! Просто там - плюс еще - на генном уровне…  Страдания предков…

 "Ведь  чужая судьба к посторонним людям — чем повернута? Конспектом. Оглавлением… В иную заглянешь и отшатнешься испуганно: кому охота лезть голыми руками в электрическую проводку этой высоковольтной жизни?.."
 
(Дина Рубина, «На солнечной стороне улицы»).


Марина Агаркова:
================================================
•В ТЮЗе в самом начале 80-х был…  что-то вроде клуба авторской песни. Компания собралась разношерстная,  и я каким-то образом туда попала. Марик приходил на встречи, как-то по-особенному, нежно склонялся над гитарой, словно у них был какой-то общий секрет. Он открывал для нас "другого", не сказочного, Киплинга и полузабытых поэтов... Летом мы работали в " Чайке", и кто-то привез весть, в которую так страшно было поверить...

----------------------------------
марина трейстер:
===================================
 Было их два друга,  два Марика. Марик Фридман (старший брат известного израильского актера Владимира Фридмана) и Марик Вольпин. И еще несколько  еврейских мальчиков вокруг них.
Тяжело было найти в тогдашнем Курске, начала-середины семидесятых, компанию светлей и интересней.

Я "жила" в этой компании в мои короткие наезды в Курск в середине 70-х.

Марик Вольпин и вся эта компания учились в Политехе и Марик баловался гитарой.
Никогда не отказывался спеть. Почему-то запомнилась, в его исполнении, битловская "Мишель ма белл".
С ними никогда не было скучно. Марик был обаятельнейшим человеком и очень доброжелательным.
Его ранний уход - ужасная несправедливость.

Кстати, моя профильная фотография снята в квартире Вольпиных на Дзержинского.



( Луис де Гонгора 11 июля 1561, Кордова — 23 мая 1627, Кордова) — испанский поэт эпохи барокко).

Каждый хочет вас обчесть.
Так и есть.
Баба дому голова.
Черта с два!
"Кто без денег - тот бездельник;
Без эскудо - скудоум", -
Судит толстый толстосум.
Богу мил богатый мельник,
А не богомол-отшельник.
Деньги купят рай и честь.
Так и есть...

-Будто и не прошло полутысячи лет.


Федор Благирев, очень давний ТЮЗовец и автор хороших умных стихов. Мало осталось тех, кто помнит так подробно детали:

 -Была задумка поставить пьесу Карло Гольдони "Хозяйка гостиницы"... Марик написал несколько песен... и как это бывает - спектакль не поставлен, а песни живут...

 Т.Л.:-Это - стало быть, не к спектаклю. "Каждый хочет нас обчесть"? Не звучала со сцены ТЮЗА?

-Забыл о ещё двух песнях: "Есть замечательное средство..." и "Пусть враг расставляет коварные сети..." Это, как раз, писалось к спектаклю, но спектакль так и не был поставлен... да, со сцены она не звучала...

 Еще к этому спектаклю были написаны  "Меня женили десять раз", "Я достаю свой кошелёк тугой", "Забудьте, что в пьесах бывает финал", "Жила-была тётка", но все эти песни исполнялись на вечерах и творческих встречах...

- А есть у тебя что-то из них в записях?
 Федор Б.: есть всё...

-Федь, а у тебя с Мариком общие песни есть? Ты ведь писал стихи уже?

 Ф.Б.: нет, к сожалению... мы познакомились, когда я вернулся из армии...
Я тогда и мыслил-то примитивно, какие уж там стихи... услышав его песни, пытался ему подражать... притащил  несколько подшивок "Юности", он выбрал Дементьева - "Никогда ни о чём не жалейте"...

Он больше работал с Мишей Локшиным...

-А на Ок хотя бы добавь их.
 Федор Благирев: хорошо... к вечеру сделаю... 

Видео...
https://www.youtube.com/watch?v=ogvnEEopcIQ


 "Эта удивительно красивая песня была написана Марком Вольпиным (музыка) и Михаилом Локшиным (стихи) в середине 70- х годов прошлого века в Курске. Текст на иврите же был написан  уже следующим поколением - автор его Мария Горелик-Шклярник, чьи родители..."

 Куряне, короче. В прошлом... Театр "Эй!" Режиссер - Борис Гутман... Была такая любопытная страница в  истории нашего города К...

 "Когда с дубов слетает лишь первый лист резной

Никто еще не знает, что кончен летний зной

Что желтыми руками обнимет осень мир

И звездными стихами наполнится ;ефир

...

Кшерак hеале hамегулаф hаришон

Ношер меэцей hаалон

Иш эйно йодеа адайин

Шехом hакайиц там...

 In tribute to Mark Volpin. Клип записан для цикла вечеров...

    А  Мишу Локшина, автора многих текстов к песням Марика Вольпина, я  помню по институту. Он учился на истпеде и ставил "Гамлета"... (Но это отдельная тема: ФОП, Клуб любителей искусств, действующие лица и исполнители, Тень Отца Гамлета, Бедный Йорик... И мой единственный завершенный режиссерский проект на своем факе - лит. - "20 лет спустя". Михаил Светлов...)

...

После того вечера памяти Марика (первого, в нашем городе,  из задуманного Локшиным и Ко" цикла... Не знаю, сколько из них осуществились в разных городах и странах...) мы  изредка переписывались в сети. И о Марике он обещал рассказать мне приватно.

Но... Не успел. А портретов-очерков и завершения разных проектов в это безумное десятилетие было слишком много.

 
....
Пахнет засолами,
пахнет молоком.
Ягоды засохлые
в сене молодом.

Я лежу,
чего-то жду
каждою кровинкой,
в темном небе
звезду
шевелю травинкой.

В небе звездно и черно.
Ночь хорошая.
Я не знаю ничего,
ничегошеньки...

Евгений Евтушенко.  Марк Вольпин.
------------------------------------------
...
Разлучают, разлучают,
Терпеливо обучают
Разлучаться нас.
С прежним морем,
С прежним югом,
С прежним облаком над лугом,
И, в конце концов, друг с другом
Разлучают нас.
Разлучают не мгновенно,
А неспешно, постепенно.
Незаметна перемена
Для усталых глаз.
А уж мы не те, что были.
Тех давно мы позабыли…
Неужель самих с собою
Разлучают нас?..
Разлучают, разлучают...
Незаметна перемена для усталых глаз
Неужель с самим собою  разлучают нас?..
 Владимир Лившиц...

 ...Всё то же там паденье звёзд и зной,
всё так же побережье неизменно.
Лишь выпали из музыки одной
две ноты, взятые одновременно.

 - Ахмадулинское про август...

 - Самые казалось бы привычные тексты в исполнении и интерпретации Марика звучали как-то по особенному, по вольпински... Его песни на стихи
Р. Бернеса, А. Блока, Н.  Глазкова, Р. Киплинга,  Г.Лорки,   А.Тарковского, И.Уткина, В.Шекспира, И.Эренбурга...

Магия мелодии, голоса... Судьбы?..
 -------------------------------------------------

------------------------------------------
...Но бесследно время утекло.
И в дороге дальней
От мечты хрустальной
Нам осталось битое стекло...

--------------------------------------------------
 "...Вот это сад наш старый за окном..."

 Так долго и трудно собирался этот текст!.. Сознаю: рвано, черново... Но... Как Бог даст.

  Дополнения  приветствуются. Лучше в личке.


Рецензии