7. А. Шихлинский в Великой войне. 1914 г
В воздухе давно висела война, но очень надеялись, что она тучей обойдет Российскую Империю. 28 июня 1914 года в Сараево сербский гимназист Гаврило Принцип убил Его Императорское и Королевское Высочество австрийского Эрцгерцога Франца-Фердинанда и его Светлейшую супругу Софию, герцогиню Гохенберг. Само по себе это трагическое событие ничем не угрожало миру. Народ вообще воспринял его достаточно безразлично. Но этого было достаточно для тех, кому нужен был повод для войны.
28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Германия присоединилась к Австрии, и они начали проводить мобилизацию. 18 июля 1914 г. Российская Империя объявила всеобщую мобилизацию в армию. Германия предъявила России ультиматум: прекратить призыв в армию или Германия объявит войну России.
Император Николай II пытался избежать войны и 29 июля телеграфировал Германскому кайзеру Вильгельму II :«Благодарю за твою телеграмму, примирительную и дружескую. Между тем, официальное сообщение, переданное сегодня твоим послом моему министру, было совершенно в другом тоне. Прошу объяснить это разногласие. Было бы правильным передать австро;сербский вопрос на Гаагскую конференцию. Рассчитываю на твою мудрость и дружбу».
Император написал ее самолично, не спрашивая ни у кого совета. По его мысли это был прямой призыв доверия и дружбы к Императору Вильгельму. Он бы повторил свое предложение в официальной форме, если бы ответ кайзера был благоприятным. Но кайзер даже не ответил, а 1 августа объявила войну России. (178)
Тогда 2 августа 1914 года «Божией милостью МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский, и прочая, и прочая, и прочая», объявил Высочайший Манифест: «Следуя историческим своим заветам , Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. Вынужденные принять необходимые меры предосторожности, Мы повелели привести армию и флот на военное положение, и прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров. Но Германия, вопреки нашим надеждам на вековое доброе соседство, внезапно объявила России войну… Ныне предстоит не только заступиться за родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав«. В грозный час испытания, Император призвал всех забыть внутренние распри и объединиться.
С 20 июля(2 августа) 1914 года по 23 августа (5 сентября) 1915 года Верховным главнокомандующим был генерал-адъютант, генерал от кавалерии Его Императорское Высочество Вел. Князь Николай Николаевич Романов, племянник царя (1856-1929). Он руководил театром военных действий и был подчинен лично царю. Внутри государства войсками и военными учреждения, не подчиненные Верховному главнокомандующему, командовал военный министр генерал- адъютант В.А.Сухомлинов. Но между ними не было никаких определенных взаимоотношений, поэтому и войска имели разное подчинение и разные положения.
В ночь с 18-го на 19-е июля Офицерская артиллерийская школа получила телеграмму от военного министра о начале войны. В 2 часа ночи на имя генерал-майора Шихлинского пришла телеграмма с требованием 19-го числа в 11 часов дня быть в Штабе войск гвардии Петербургского военного округа. Собравшись по-военному, вместе с женой Нигяр-ханум, утром они были уже в Петербурге.
В Петербургский военный округ к 1914 году входили губернии: Петербургская, Новгородская, Псковская, Олонецкая, Архангельская, Эстляндская и Великого княжества Финляндского и некоторые уезды Витебской, Лифляндской, Вологодской, Ярославской, Тверской и Смоленской губерний.
17 июля 1914 г. в Петербургском Военном округе сформировали 6-ю армию Северо-Западного фронта во главе с главнокомандующим, генералом от артиллерии Константином Петровичем Фан-дер-Флитом, куда и был прикомандирован генерал Шихлинский.
Там ему объявили приказ о его назначении Начальником артиллерийской обороны столицы. Перед ним стояла задача организовать системы зенитного артиллерийского прикрытия столицы от возможных атак немецкой авиации со стороны Балтийского побережья. Шихлинскому пришлось первому в России и одному из первых в мире решать такую задачу.(179)
Шихлинский получил карты, на которых была определена линия обороны. Она тянулась дугой от бухты Лахты, вдоль северного побережья Финского залива и от южного побережья того же залива между Петергофом и Орананиенбаумом, прикрывая Красное Село и Гатчину, и далее пepеcекала Петербургско-Варшавскую железную дорогу.
В распоряжение Шихлинского был направлен ряд офицеров. Он создал штаб, в который вошли профессор Артиллерийской академии генерал Петр Федотович Никитин и молодой, но способный капитан Яковлев. Начальником штаба назначил молодого профессора той же академии полковника артиллерии Ивана Платоновича Граве.
Генерал Шихлинский воспользовался тем, что генерал-инспектор артиллерии Вел. Князь Сергей Михайлович с июля 1914 г. тяжело болел, и пригласил для помощи и консультаций его штаб-офицера для поручений полковника Барсукова Е.З. Они вместе провели рекогносцировку намеченной линии обороны и определили места установки зенитных батарей, которые должны были вести заградительный огонь и огонь по рубежам вероятного применения бортового оружия (сбрасывания бомб) авиацией противника.
Орудия были поставлены, но нужно было обучить офицеров и солдат стрельбе по новым правилам. Для этого Шихлинский организовал две школы, во главе одной из них поставил полковника Лукьянова, а во главе другой - полковника Денекяна.
Шихлинскому также было поручено наметить новую линию сухопутной обороны крепости Свеаборг и перенести ее подальше от столицы Финляндии Гельсингфорса. Для выполнения задания ему дважды пришлось выезжать на место.
После отправки всего преподавательского и строевого состава Офицерской артиллерийской школы на войну, там оставалась хозяйственная часть и полигон, расположенный под городом Лугой. 26 августа 1914 года, приказом за № 83 начальника Главного артиллерийского управления Д. Д. Кузьмин-Караваева, генерал Шихлинский был одновременно назначен начальником школы(122).
Живя в Петрограде (31 августа по указу Императора Николая II город с немецкого «бург» был переименован в русский »град»), ему приходилось два раза в неделю выезжать в Царское Село для распоряжений по школе.
В средине августа открылся Восточный фронт.18 августа состоялась победная для России Галицийская битва и захват части территории на востоке Пруссии.
После победы в Галицийской операции российское командование планировало вторжение в германскую Силезию и с этой целью 10 сентября – 1 октября осуществляло перегруппировку 4, 5 и 9-й армий Юго-Западного фронта на рубеж Ивангород, Сандомир и 2-й армии Северо-Западного фронта в район Варшавы под общим командованием генерала от артиллерии Н. И. Иванова. Но генерал болел и фактическое руководство принял начальник штаба фронта генерал-лейтенант М. В. Алексеев.
Для изучения некоторых новых вопросов, которые поставила война в октябре 1914 года генерал Шихлинский был командирован на Юго-Западный фронт под командованием генерала от артиллерии Иванова Николая Иудовича.
В докладе по командировке Шихлинский высказал свое мнение и практически указал на серьёзные недостатки в организации высшего управления артиллерией: «Отсутствие артиллеристов при штабах и управлениях высших и старших войсковых начальников, при недостаточном их знакомстве со свойствами современной артиллерии, привело к тому, что неправильная постановка задач артиллерии и многие ошибки в отношении её применения в бою оставались без исправления, не устранялись и повторялись в ещё большей степени»[180].
Шихлинский в отчете указывал «на необходимость иметь авторитетных артиллеристов при штабе Верховного главнокомандующего и при штабах Главнокомандующих фронтами для установления однообразного характера требований от артиллерии».
К отчету был приложен проект организационного устройства артиллерии, согласно которому в штаб Главнокомандующего необходимо добавить артиллерийское Управление, Начальник которого обязан докладывать Начальнику штаба Верховного Главнокомандующего все вопросы по вооружению и боевом снабжении армии и употреблению артиллерии в техническом и тактическом отношении. Он же должен ставить в известность об общих достижениях артиллерийского дела артиллеристов, состоящих при Главнокомандующих фронтами и командующих армиями и пр. Проект не был оставлен без внимания и в 1915 году это предложение было принято.
Шихлинский объехал весь фронт правофланговой 4-й армии под командованием генерала Эверта. При командировании в 3-ю армию, которой командовал генерал Леонид Вильгельмович Леш, он посетил 8-й
корпус, которым командовал болгарский генерал Радко Дмитриев.
С ним он познакомился до войны в «Обществе ревнителей военных знаний». Тогда к нему подошел « маленький черненький штатский в черной паре человек», представился ему на чистом азербайджанском языке и выразил радость их знакомству. Как болгарин, он хорошо знал турецкий язык, долго служил в Тифлисе, где изучил азербайджанский язык. В России окончил Академию генерального штаба. На момент их знакомства, Радко Дмитриев был в качестве личного посланника болгарского Монарха, а затем полномочного министра при российском дворе.
Во время войны Болгария выступила на стороне Германии против »своей вековой спасительницы»-России. Болгарский генерал отважился на шаг, который до него не совершал ни один балканский дипломат. 25 июля 1914 года он подал заявление об отставке, объяснив : «Как болгарин я не могу в эту историческую минуту остаться в стороне и считаю своим святым долгом отдать свои силы России, которой Болгария обязана своим национальным существованием». Радко Дмитриев вышел из болгарского подданства, принял российское, и стал Радко Дмитриевичем Радко-Дмитриевым. 26 июля 1914 года принят на службу в Русскую императорскую армию с чином генерал-лейтенанта и назначен командиром 8-го армейского корпуса, во главе которого принял участие в Галицийской битве в августе-сентябре 1914 года и 3 сентября 1914 года получил высший чин – генерал от инфантерии .
Приехав в штаб 8-го корпуса, Шихлинский показал командиру тяжелого дивизиона место, где нужно поставить батарею и предполагал, что опять получит возможность побеседовать на родном языке. Но Радко Дмитриевич сказался больным. Позже Алиага узнал , что Радко не смог его принять потому, что » у него на голову и на усы были наложены повязки с краской». После тяжелых, но победных боев Радко Дмитриевичу хотелось быть красивым. Похоже, что Али ага простил ему маленькие человеческие слабости ….
В октябре на стороне германского блока в войну вступила Османская империя. Образовался Закавказский фронт. Турецкими вооружёнными силами фактически руководили военный министр Энвер-паша и начальник оперативного управления турецкого Генерального штаба германский генерал-лейтенант-майор Ф. Бронзарт фон Шеллендорф.
26 ноября 1915 года, в день праздника Георгия Победоносца, были большие торжества. Из всех частей армии и флота вызвали представителей - георгиевских кавалеров, офицеров и солдат. Таким образом, собралось огромное число приглашенных. Среди прибывших с Кавказа был капитан - князь Вашакидзе, взявший в плен турецкого корпусного командира со всем его штабом.
Среди георгиевских кавалеров был один азербайджанец - ротмистр нижегородского полка Теймур Новрузов, отличившийся в первом же столкновений с немцами на второй день после объявления войны, когда наша конница под командой генерала Гусейнхана Нахичеванского разбила немецкую конницу. В этом сражении Новрузов атаковал спешенную конницу немцев и захватил две тяжелые пушки, за что и был награжден Георгиевским крестом. После парада для всех приглашенных был устроен обед. По окончании обеда государь поздравил всех прибывших штаб-офицеров с производством в следующий чин.
К концу 1914 года разработали систему воздушной обороны Петрограда. Она включала в себя специально сформированные артиллерийские подразделения, вооруженные орудиями крепостной и полевой артиллерии, приспособленными для стрельбы по воздушным целям. Шихлинский позже организовал школу обучения взаимодействию артиллеристов и летчиков(180).
В декабре 1914 г. из-за больших потерь, понесённых обеими сторонами, и истощения материальных запасов активные боевые действия на Восточном фронте временно приостановились.
продолжение http://proza.ru/2024/08/06/1685
Свидетельство о публикации №224072701312