Дистрибьюция музыки

Вся сфера музыкального мира поделена на пласты:
- создатели-исполнители;
- площадки для публичного проигрывания музыки - стриминга;
- конечный потребитель - слушатели, которые платят за удовольствие слушать музыку.

Между этими крупными пластами существуют прокладки. Например, музыкант не может напрямую разместить своё произведение на музыкальной площадке. Для этого существуют посредники в виде дистрибьютеров. Но этого не достаточно. Второй прокладкой служат лейблы и другие сервисы, которые занимаются популяризацией музыканта, чтобы его творчество всё же дошло до ушей потребителя.

Агрегаторы или дистрибьютеры по сути одно и то же. В их функции входит:
- контакт с авторами-исполнителями;
- приём их творения в заданном формате вместе с обложкой и анкетой;
- проверка метаданных - информации о произведении и об авторах-исполнителях, включая всю участвующую команду;
- проверка на оригинальность как обложки, так и музыкального контента;
- присвоение авторских прав на произведение (отдельная песня или альбом);
- рассылка релиза (произведения) по всем крупным музыкальным платформам, включая площадки при браузерах и соцсетях, а также в музыкальные интернет-магазины и программу SHAZAM (приложение, определяющее название релиза по мелодии);
- у некоторых дистрибьютеров есть услуги продвижения, включая рассылки в плейлисты и т.д;
- дальнейшее сопровождение релиза, то есть отслеживание его прослушиваний, скачиваний и продаж по отчётам музыкальных площадок и начисление правообладателю роялти - денежного вознаграждения;
- формирование статистики прослушиваний.
На этом пункте приостановимся. Музыканты очень чувствительны к качеству этой услуги, позволяющей артисту судить о востребованности релиза. Такая статистика есть на самих музыкальных платформах - она формируется автоматически, то есть это наиболее точная и оперативная информация. Она отображается в кабинете артиста, если таковой имеется у музыканта на этой площадке. А дальше... Информация со всех стриминговых площадок поступает дистрибьютерам - по несколько сотен листингов на каждого музыканта за отчётный период. Хорошо, если процесс формирования отчётов автоматизирован. А если нет? Сидит девочка, и вручную набивает Excel-таблицы... Где там оперативность и достоверность? От некоторых дистрибьютеров отчёты приходят раз в полгода, у кого-то они только платные. Ну и на этом этапе у дистрибьютера есть возможность исказить результаты, переложив роялти артиста в свой карман.

При всём этом музыкант должен понимать, что размещение на публичных музыкальных площадках не гарантирует ему ни известности, ни материального вознаграждения. Это похоже на помещение коробочки в огромный склад с миллионами таких же коробочек, расставленных по полкам. Эта коробочка может лежать там месяцами, никем не востребованная, поскольку никто о ней не знает, кроме автора - а потом будет удалена.

Для раскрутки (популяризации) музыканта есть такая прокладка как лейблы. Они берут артиста под своё крыло, предлагая услуги по студийной звукозаписи и продвижению. А затем передают релиз тем же дистрибьютерам-агрегаторам наравне с частными авторами-исполнителями. То есть это дополнительная прокладка, в какой-то мере дополнительные вычеты из роялти правообладателя. Более того, лейблы могут заключить с автором кабальные договора, например, взять релиз в аренду на какой-то срок с полным присвоением роялти себе. Либо полная покупка прав на песню, где даже не будет указано имя автора: лейбл указывает своё имя - и так далее, варианты самые разные. Тем не менее, многие музыканты почитают за счастье попасть к крупным лейблам, ибо это путь к раскрутке и узнаваемости, выход в линейку чартов - опубликованный список самых популярных в определенный период медиа-продуктов, списки хит-парадов состоящих из не более 10-20 пунктов. И наступающее вслед за этим материальное процветание.

Но задача данного обзора - обсудить не продвижение, а именно размещение произведения на публичных музыкальных площадках. Это само по себе - ответственное дело.

Весь этот около-музыкальный бизнес зародился в странах запада, там обрёл опыт, оброс основательной музыкальной базой, а также обзавёлся репутацией - хорошей и не очень. На российской земле волна интереса к этому бизнесу возникла с началом известных событий, когда в результате санкций иностранные дистрибьютеры были лишены инструментов перевода роялти в российские платёжные системы.

Поэтому в России возникло множество молодых контор, предлагающих аналогичные услуги. А чего там! Завёл в ВК сообщество, назвался лейблом, завёл платёжную карточку Кыргызстана, и давай - перекачивай деньги от площадок к правообладателям, оставляя себе сколько совесть позволит. Заливать на площадки он будет через тех же солидных западных дистрибьютеров, что и прочие лейблы. Оттуда же получать коды авторских прав, отчёты, и всё остальное, чтобы выглядеть весьма достойно. Надоест такая деятельность - свернётся и уйдёт с радаров, оставив себе какие есть роялти и бросив в непонятках музыкантов, которые этому лейблу доверились.

Как же распознать надёжность дистрибьютеров и лейблов? Чаще всего по отзывам пострадавших. Опытные музыканты, которые обзавелись карточкой музыканта на нескольких крупных стриминговых площадках (там в их личных кабинетах есть статистика прослушиваний и продаж по каждому релизу), могут видеть свою популярность и сопоставить в теми отчётами, которые присылает ему дистрибьютер или лейбл - и разница эта бывает поразительной. Зачастую роялти вообще нельзя вывести, даже если они есть, поскольку существует планка, ниже которой вывод средств невозможен, а уж лейбл не даст им дорасти до необходимого уровня - и оставит себе. Такие вот реалии.

Я не встречала ни одного дистрибьютера или лейбла, к которому не были бы предъявлены претензии такого рода. И всё же разница есть. Одно дело - единичные отзывы из сотен тысяч музыкантов, так что можно списать такие случаи на редкие ошибки. И другое дело - массовые жалобы на дистрибьютера, которые формируют для него устойчивую репутацию ненадёжного партнёра.

Кроме проблем с роялти существует ещё масса причин, в чем дистрибьютер может обмануть ожидания музыканта. Например, он может не отслеживать и не предотвращать плагиат; по ошибке приписывать релиз другому автору с похожим именем, прекращать контакт с автором, продолжая использовать его произведения, вообще удалять весь контент автора с какой-то площадки. Не всегда в этом виноват дистрибьютер - бывает что стриминговые площадки сами совершают действия не в пользу правообладателя по разным причинам, например, санкционным.

И после всех этих страшилок согласимся, что альтернативы у музыкантов нет. Впрочем, не всех это волнует. Некоторые толстосумы могут написать песенку для своей подружки, залить её в публичное пространство - а потом хвастаться: а гляди, вот в SHIZAM песня - это я написал тебе! Кого-то волнуют не копейки, полученные от дистрибьютера, а сам факт выхода в свет. Наверное только молодёжь с горящими глазами жадно ждёт чуда - не проснётся ли он завтра звездой! Хорошо бы!

---
А теперь на примере конкретного дистрибьютера OneRPM разберём, каким образом музыканту разместить своё произведение на публичных площадках.

OneRPM основан в 2010г, Бруклин, США - 14 лет на рынке.
Имеет офисы в Нью-Йорке, Нашвилле, Сан-Паулу, Испании, Москве и других городах по всему миру.

Всего порядка 1 млрд подписчиков.
Приток пользователей 5,5 млн в месяц.
Прослушиваний в месяц 10+ млрд.

Размещает релизы на публичных платформах - порядка 50 стриминговых платформ, включая iTunes, Spotify, Amazon MP3, Rdio, Grooveshark, Google Music, Deezer, eMusic, YouTube, Facebook, MTS Music, Soundcloud, Tik-Tok, каталог рингтонов Apple - App Store, через UMA-ресурс - на VK Music, Одноклассники и др.

Принимает произведения от независимых музыкантов, лейблов, издательств.

Бесплатно - регистрация, размещение трека, альбома.

Авторизация - бесплатно:
- код ISRC (International Standard Recording Code) — это уникальный идентификатор, который присваивается отдельным трекам в рамках релиза;
- код UPC/EAN: UPC(Universal Product Code), EAN (European Article Number) - это штрих-код, используемый для идентификации товара, в данном случае - альбома, содержит информацию об альбоме и его правообладателе. UPC используется в основном в США и Канаде, а EAN - в Европе, Азии и других частях света.

Проценты за пользование сервисом - 15% от роялти. За исключением рингтонов - 30% и специальных роликов на YouTube - 50%.

Вывод средств через платёжные системы:
- PayPal от 10 центов;
- Payoneer - от 50$ (-15$ комиссионных);
- Qiwi.
Выплаты осуществляются раздельно и есть возможность получить аванс. К тому же артист получит подробный отчет о деньгах, потраченных на продвижение контента.
В настоящее время ни одна из этих платёжных систем в России не работает, но можно вывести средства через платёжную карту сопредельной страны, например, Киргизии.

Контент: аудио- и видео- записи (музыка, ролики, аудио-книги, подкасты).
Формат аудиодорожки: FLAC (сжатие без потерь).

Формат обложки на трек: 3000х3000 и определенные требования - оригинальное изображение, никаких заимствований из интернета, высокое разрешение, отсутствие рамки, минимум белого и чёрного фона, точное соответствие шрифта в имени и названии с обложкой, либо без надписей, никакой посторонней информации, ссылок, логотипов и т.п.

Нет срока годности на публикацию.
Следит за нарушением авторских прав.

Наличие плейлистов в Spotify.
Предоставляет возможности питчинга - предложение о размещении композиции в плейлистах. Результат не гарантирован, так как решение принимает стриминговая площадка.

Имеет свой лейбл. Предоставляет платные индивидуальные маркетинговые и карьерные решения для артистов на цифровых платформах, создание маркетинговой стратегии и её исполнение, авансирование и другие.
Встроенные инструменты маркетинга - Pre-Save, SmartLinks
Сотрудничество с Merlin и сбор механических роялти.

Рейтинг
Billboard включил ONErpm в список 20 лучших дистрибьюторов в мире.
Однако рейтинг на Trustpilot.com: 2.5 из 5
Недостатками OneRPM считается крайне недружественная, медленная поддержка, крайне жёсткие требования к качеству обложки. В результате - неоднократный возврат материала на корректировку, длительная проверка и оформление - вместо обещанных 2 недель до 2 месяцев и более на одну композицию.

---
Freshtunes
Основан в 2016г. Учредители Дубай, Москва, Лондон с соответствующим составом акционеров.

Регистрация и размещение релизов бесплатные, принимает не более 1 релиза в месяц бесплатно.
Есть подписка «Pro» - 10$в месяц или 100$ в год.

Есть форма отношений, где предоставляются авторские и смежные права, а все 100% дохода выплачивались правообладателям. Freshtunes уверяет, что при этом зарабатывает на дополнительных услугах, таких как продвижение и профессиональная оценка критиков. Но нигилисты утверждают, что 100% роялти - это после всех их затрат, которые непрозрачны.

Присутствует бесплатная услуга размещения рингтонов в iTunes.

Комиссия 10%(платники) - 20% (бесплатники) от роялти.
Вывод средств через Payoneer от $100 долями кратными 25$ (-15$ комиссионных), либо WebMoney от 25$ (-14% комиссионных).

Характеристики и формат аудиофайлов - WAV, 16b, 44100 Гц.
Обложки (формат файла .jpg, минимальный размер 1400х1400 пикселей, максимальный размер  5000х5000)
Трек удаляют через 3 месяца.

Есть личный кабинет.
Есть подробные платные отчёты.

К контенту и обложке не придираются, размещают за считанные дни.
За плагиатом не следят.

Однако при размещении на некоторых площадках со строгими требованиями требуют подтверждения авторства, так называемый "Доверенный партнёр". При этом надо прислать скан паспорта (серию и номер можно затереть), а также файл с открытым проектом (например, скан аудиоредактора с дорожками), файл с голосом (спеть). Процедура проверки может занять до 3 месяцев.

Freshtunes, как его называют - русская шарашкина контора с местом в Дубае и юр-отделом в Лондоне.
Но поскольку заливка бесплатна и не обременительна, то привлекает очень многих музыкантов, для которых важно просто публично выставиться - быстро, без шума и пыли. А вот краткий срок размещения релизов - это большая проблема, приходится заливать их повторно, либо целым каталогом переносить к другим более надёжным партнёрам.

---
Далее обозначу списком: Believe, CDbaby, TuneCore, Music Alligator, Multiza Distribution, DistroKID - можно продолжить.

Из наших Zvonko digital и масса более мелких лейблов и дистрибьютеров, которые на нём висят, например, SFEROOM, то есть дополнительная прокладка. С одной стороны, они охватывают российские стриминговые площадки, облегчают вывод роялти в российской валюте, с другой - требуют оформления ИП для уплаты налогов, причём серьёзно - с указанием всех учётных данных и банковских реквизитов. К тому же это по большей части платные сервисы.

Среди них есть очень достойные и уважаемые, платные и бес-. Да, есть мнение, что лучше воспользоваться платными услугами - якобы это гарантия добропорядочности фирмы. Увы, многочисленные обличения платных дистрибьютеров в мошенничестве и невыполнении обещанных услуг говорят об ином.

И всё-таки для состоятельных музыкантов есть способ обойти прослойку в виде дистрибьютера и заключить партнёрские отношения с крупными стриминговыми площадками типа Google Play, Itunes, Amazon и прочими напрямую.  Потратив несколько десятков долларов, можно один раз заключить с каждой из них соглашение, а затем заливать туда что угодно и сколько угодно, не подвергаясь придирчивым проверкам и проволочкам.

Конечно, помимо стриминговых площадок есть ещё много мест, где звучит музыка и куда можно обратиться лично или через посредников, но это тема другого обзора.


Рецензии
Да... Как сказал один известный персонаж: "Как страшно жить!"
Но, не к сожалению и не к счастью, мне такое не грозит. А почитать было интересно. Быть может ознакомлюсь на досуге с работой упомянутых Вами площадок.
Спасибо. БАД

Александр Демидович Быков   05.04.2025 10:18     Заявить о нарушении
Спасибо за рец! Работа несколько устарела, надо будет подправить. В правилах приёма композиций на обеих упомянутых площадках теперь многое изменилось. Кроме того, надо бы осветить и присутствие русских дистрибьютеров, хотя тут ещё меньше шансов проявить себя любителю )

Галина Ларина   06.05.2025 19:29   Заявить о нарушении