Мастер и Маргарита. Экранизация 2024 года. Отзыв

Браться за экранизацию многогранного произведения очень сложно. Еще труднее создать фильм, способный тягаться с уже существующей привычной экранизацией. Героев нового кинопроизведения сравнивают со старыми: их игру, их способность заставить зрителя поверить в реальность происходящего, в символизм произведения, язык метафор и аллегорий, будто бы окаменел в старом произведении и играет роль эталона для всего, что создастся после. Такова судьба экранизации романа «Мастер и Маргарита» за авторством очень известного человека, чье имя даже стыдно произносить. Зачем решились создать фильм, если есть сериал с замечательными актерами? Затем, наверное, что все меняется, и новая экранизация показывает героев и их отношения с несколько иной стороны, более окунаясь в мифологию, чем реализм с мистификацией. А мифы живее, чем кажется. Вся реальность – не более, чем хорошо рассказанный миф. 

   Человеку нужен был Дьявол, чтобы перенести на него всю ответственность за собственное наслаждение. Стремление к гигантизму, к покорению новых высот достигается путями не самыми благородными. Создается впечатление, что человек – это нечто вроде стадного животного, которого надо приманить наслаждениями и удовольствиями, размахивая ими перед носом. Ведь именно предвкушение, искушение манит нас работать. Почему-то нельзя взять то, что тебе хочется. Это нужно заработать. Источники наших удовольствий уже кому-то принадлежат; кто-то владеет фабриками, кто-то владеет сакральными знаниями, практиками, а кто-то – целым государством, распределяя людей на рабочие места. Воля одного или нескольких человек заставляет большинство служить себе. Как не опьянеть от власти, как не сойти с ума? Построить социализм в отдельно взятый стране, а завистников объявить ressentiment’ом. Что остается маленькому человеку, винтику огромного механизма, таранящего время и пространство, устремляясь в будущее? Покорно смириться? Протестовать? Увы, но выход только один: «Под развесистым каштаном/ Продали средь бела дня — Я тебя, а ты меня./ Под развесистым каштаном/ Мы лежим средь бела дня — Справа ты, а слева я».
   Покорный судьбе маленький человек вовсе не жертва обстоятельств или пропаганды. Он – жертва самого себя и своих желаний. Фридрих Ницше говорил, что «иным нужно солнце для того, чтобы блестеть». Все раболепие, вся конформистсткая позиция, вся ярая аргументация в защиту господствующего образа мысли – не что иное, как стремление к агрессии, к насилию и угнетению того, кто слабее. Ненависть к великому есть прикрытая ненависть к самому себе, а от нее хочется убежать, и человек убегает – к Дьяволу. Недаром, Сатана – Отец лжи, Лукавый, Искуситель прибывает в Москву времен СССР. Нет, цель Сатаны глобальнее, чем десоветизация. Ведь лучшие антисоветчики – это сами люди. В мире, где атеизм вытеснил все религиозные предрассудки, строятся огромные по высоте здания, люди работают ради лучшей жизни, которая маячит где-то там. И в этом прекрасном дивном мире находится элемент, нарушающий спокойствие, очередной шут. Этот безумец ставит пьесу о Понтии Пилате. Зачем? Одному Богу известно, но Его нет в прекрасном мире из вавилонских башен. Есть только новый тип человека. Конечно, произведение критикуют, ведь оно не нужно новому человеку. Вот, если бы Понтий Пилат перевыполнил план по освобождению римских рабов или ускорил приближение нового общества, тогда да – обязательно это увековечим. А тут что? Палач и убийца того, кого и не существовало, в самом деле – иными словами – сказка. Сказками кормили – хватит.
   Дьявол отнюдь не редактор, да и заинтересовало его не произведение о Пилате, а сюжет и отношение нового общества к нему: «Чего не хватишься – ничего нет. Стало быть, и Дьявола никакого нет?». Люди стали надеяться только на самих себя. Возможно, почему бы и нет. Людей можно понять: Великая война унесла миллионы жизней, а «золотые 20-е» создали вакуум человеческого существования. Словно убили все чувства, всю надежду, все устремления разом. Разуверившись, живущие предались пустым удовольствиям, к мистицизму или к строительству принципиально новых обществ, где не будет ни войн, ни смерти, ни бедных, ни богатых, но только труд и искусство.
   За все необходимо платить. Это не закон рыночной экономики, где за все платишь по спекулятивным ценам, где мыльные пузыри выдают за миры бесконечной вселенной. Обычный закон сохранения материи, если угодно. За технологический прорыв, за строительство массивных зданий, промышленных объектов приходится чем-то платить? Чем же платить за улучшение качества жизни? Душой. Вы можете возразить, уважаемые читатели: «Дьявола нет! Бога нет! Христа нет!». Тем хуже для людей, в том числе, и для вас, благородные читатели. Кому же продали душу? Видимо, спекулянту. Остается уповать, что цена была достойной. Так же и общество заплатило свою цену: за высокое и элитарное искусство – реализмом, за порыв души к тому, что томит меланхоликов и мистиков при свете звезд – тотальным неверием, всматриванием в каждую лужицу на сером асфальте, за  смирение и единение с миром природы – превращением человека в винтик огромного бюрократического, государственного аппарата. Квартирный вопрос, сплетни, карьеризм, вещизм, а с ними – тщеславие, чванство, гордыня, жадность, злоба, зависть стали новыми всадниками апокалипсиса. Какой уж тут Понтий Пилат и безумный философ с мирными проповедями? Налицо прогресс!
   Роман о Понтии Пилате снят с постановки, а также – нещадно изувечен пером литературного критика с бессердечной фамилией Латунский (Латунь, Сталь, Молот… где же герр Фройд, когда он так нужен). Безымянному винтику огромной машины только и остается, как выслушивать едкости и колкости от лучших мира сего – партийных управленцев, активистов общественных организаций. Они лучше знают, о чем и как писать. Лучшие писатели и поэты – это не декаденты, пресыщенные жизнью юнцы, опьяненные максимализмом, а те, кто ближе всего к людям – бездомные, например. Ананасы в оранжереях сгнили и заражают своей гнилью остальных, не спрашивая их желания.
   Чем сильнее человек тянется к добру, к свету, тем прочнее он стоит на почве зла. Сеанс разоблачения в Варьете прямое тому доказательство. Интересна и прелюдия этого разоблачения: поведение и изгнание товарища Лиходеева. Свита черного мага перечислила все неудобные фрагменты биографии главы Варьете. К слову, Берлиоз (не композитор) поплатился не за свои религиозные взгляды и не за их отсутствие, а за свое высокомерие и наглость в утверждении всемогущества человека. Черный маг в тот момент просто продемонстрировал краткое содержание «Мыслей» Блеза Паскаля.
   За технологиями и аппаратурой скрывались мелкие душонки лицедеев, воров, подхалимов, изменников, корыстолюбцев, завистников. Оживают полотна Босха. Вся машинная мощь не сумела сдвинуть этот корабль дураков. Маленький человек в этой ярмарке тщеславия не может найти себе места, кроме как удалиться в укромный угол, где-нибудь в подвале дома (любопытно, что подвал часто интерпретируется как ОНО - инстанция бессознательной части психики, отвечающей за чистое либидо, чистое инфантильное желание. Мастер пришел к своим демонам, принял их в гости. Примечательно, что встреча с Воландом происходила один раз именно в подвале. Та м состоялась весьма интимная их беседа), чтобы отдавать предпочтение лицезрению крыс, нежели человеческого бомонда новой эры. Среди полумрака подвального помещения можно и встретить даму в черном - музу. Но даже здесь есть то, что настигнет и самого маленького человека, ибо весь мир пронизан этой силой. Не мы спасем мир…
   Любовь его спасет. Она поразила писателя. Влюбился он в замужнюю женщину по имени Маргарита. Конечно же, она ведьма. Иначе и быть не может, потому что она задыхалась с мужем. Это и не брак вовсе. Небес нет, Бога нет. Где же соединяются души? Только в органах ЗАГСа, а там балом правят… людишки весьма ничтожные, склочные со своими скелетами на антресолях.
   Мастер и Маргарита совершили лишь один единственный грех – не прелюбодеяние, а – самоуважение. Их любовь и страсть стала предметом зависти, их живые и неподдельные чувства привели их к логичному итогу – изгнанию. Путем интриг, доносов и прочих маккиавелистических изысканий Маргарита вернулась к нелюбимому мужу, духовно неживому, даже, скорее всего; мастера довели до безумия.
   Роман стал не просто книгой, он превратился в несгораемую рукопись, в идеальную книгу, написанную на ткани бытия. Роман о Понтии Пилате и Иешуа стал бессмертным не благодаря людям, преданным читателям, а – Сатане. Рукописи не горят, потому что их пишут кровью, которая и есть сама жизнь. А, если хотите иметь легкопокупающиеся книги, то держите при себе легкопродающиеся мозги.
   Произведение можно было бы назвать «Маргарита и Мастер». Ведь именно Маргарита совершает хождение по мукам и претерпевает лишения ради Мастера и его романа. На балу у Сатаны она знакомится с честными людьми, не стеснявшимися своих преступлений. Возможно, эти люди и чудовища, достойные самой суровой кары. Однако, самооправдание своих злодеяний именем добра и справедливости способно умалить совершенное зло? Эти обреченные на адскую жизнь хотя бы были искренни в своих страстях и желаниях, понимая, что общее благо, всеобщее добро и мировая справедливость их не интересует.
   Именно Маргарита повела себя как настоящая ведьма – покорная дьявольскому милосердию, сохраняя бескорыстие своей души. Отпустив грех Фриды, Маргарита восторжествовала в обличии богини ночи и колдовства – Гекаты. Королева парий, меланхоликов, колдунов Маргарита осталась сама собой, самодостаточной в своем несчастии, зная, что только любовь способна ей помочь. Она ничего не просила, и Сатана сам предложил исполнить ее желание: не расставаться с мастером.
   Стоит задуматься: нет ли в жизни чего-то настолько ужасного, что от нее хочется бежать? Утешает мысль, что смерть слишком близка, чтобы не бояться жизни. Есть вещи пострашнее смерти, например, серая мещанская жизнь без любви, без самозабвенного вдохновения, без свободы. Мастер ничего не теряет, падая с балкона сумасшедшего дома, ибо неизвестно доподлинно кто и от кого запирается. Маргарита теряет приличное жилье, мужа-работягу, возможность иметь прислугу, в целом, жизнь старой, новой аристократии. Рабы мечтают не о свободе, а о своих рабах. Маргарита отказывается от участи Тримальхиона, отказывается от такой жизни, выбирая вечный покой с человеком, которого едва знала. Она, я верю, повенчалась с Мастером в том бытии, которое существует для всех, но обретают его лишь избранные.
   Разрушить старый мир и на его костях простроить новый – это старая идея. Вторичная выгода жертвы в том и состоит, чтобы положить перед собой грабли, сделать шаг им навстречу, а потом жаловаться на разбросанные повсюду грабли. Мир, построенный на крови, мир, опьяненный жаждой мщения, не просуществует долго. Самая главная и подлинная революция – революция сознания. Отобрать и поделить – девиз Шариковых, не приведет ни к чему, кроме как тирании бессовестности, бездушности.
   Свита Воланда пополнилась двумя душами, влюбленными душами. Дьяволу не чужда любовь, ему чужды законы и правила, созданные тиранами. Есть законы Бытия, они сильнее всего. Один из них таков: Все побеждает любовь, покоримся и мы ее власти. Если в мире ничего нет при жизни, и ничего не существует после смерти, обращаясь в небытие, то нечего там делать. Так давайте пить за Бытие! А за небытие, друзья, помолимся мы Богу!

   P.S. Стоит ли смотреть новую экранизацию романа? Безусловно да, и безусловно нет. Экранизация замечательна тем, что создает несколько реальностей, сращивая воедино мир писателя и его биографию с миром вымышленного Мастера. Граница стирается до такой степени, что исчезают все различия между творцом и творением. Мир фантазий не просто приятнее, чем реальный мир. Это и есть реальный мир: кто-то грезит о материальных благах, кто-то о почестях и славе, кто-то жаждет мести, кто-то жаждет любовных побед. А кому-то нужен покой, жить подальше от суеты. И каждому воздается по вере его.

(Иллюстрация. Микеланджело Буонарроти. Мечты о человеческой жизни. 1533)


Рецензии