Культурные характеристики английского гуманизма
В конце Средневековья возникло культурное движение, известное как гуманизм, которое подчеркивало изучение классической литературы, прославление человеческого разума и исследование человеческого опыта. В Англии и Италии два основополагающих литературных произведения, «Кентерберийские рассказы» Джефри Чосера и «Декамерон» Джованни Боккаччо, стали образцами этого культурного сдвига, воплотив в себе отличительные характеристики английского и итальянского гуманизма соответственно. Внимательное рассмотрение культурных характеристик английского гуманизма, проявленных в «Кентерберийских рассказах» в сравнении с характеристиками итальянского гуманизма, отраженными в «Декамероне», позволяет глубже понять особенности гуманистического культурного движения в целом.
Определяющей характеристикой английского гуманизма было принятие просторечия, или повседневного языка, как средства литературного выражения. В «Кентерберийских рассказах» Чосер использует среднеанглийский язык, язык простых людей, чтобы создать яркое и доступное повествование. Этот выбор отражает веру гуманистов в ценность человеческого опыта и важность связи с широкой аудиторией. Напротив, «Декамерон» был написан на латыни, языке ученых и церкви. Хотя Боккаччо позже перевел произведение на итальянский язык, его первоначальное сочинение на латыни указывает на большую приверженность классическим образцам и более элитарную читательскую аудиторию.
Еще одним ключевым аспектом английского гуманизма было его внимание к изображению человеческой природы во всей ее сложности. Паломники Чосера в «Кентерберийских рассказах» представляют самые разные слои средневекового общества: от благородного рыцаря до непристойного Миллера. Каждый персонаж изображен чрезвычайно ярко вкупе с его мотивами, достоинствами и недостатками. Этот акцент на личности в исследовании человеческой психологии является отличительной чертой английского гуманизма. В «Декамероне», напротив, персонажи менее развиты и служат прежде всего проводниками новелл Боккаччо. Их действия и мотивы часто более аллегоричны, чем реалистичны. Данное замечание подчеркивает озабоченность итальянских гуманистов дидактикой и морализаторством.
Юмор и сатира сыграли значительную роль в английском гуманизме, поскольку они предоставили средства для критики социальных норм и исследования человеческих слабостей. «Кентерберийские рассказы» Чосера изобилуют юмористическими анекдотами, остроумными наблюдениями и сатирическими портретами различных паломников. Такое использование юмора позволило Чосеру комментировать современное общество и бросить вызов установленному порядку. В «Декамероне» юмор присутствует, но более сдержанный. Новеллы Боккаччо часто содержат элементы сатиры, но они направлены прежде всего на разоблачение лицемерия и продажности духовенства и правящего класса.
Хотя английский гуманизм придерживался народного языка, он также признавал важность классической литературы. Чосер находился под сильным влиянием произведений Овидия, Вергилия и Данте, и он включает намеки на их произведения в «Кентерберийских рассказах». Эта связь с классическими образцами демонстрирует гуманистическую веру в ценность прошлого и непрерывность человеческого опыта. В «Декамероне» влияние классической литературы еще более выражено. Рассказы Боккаччо во многом обязаны греческим и римским авторам, которых он изучал, и он часто использует их произведения в качестве основы для своих собственных повествований.
«Кентерберийские рассказы» Джефри Чосера и «Декамерон» Джованни Боккаччо являются непреходящими свидетельствами культурных особенностей английского и итальянского гуманизма. Принятие Чосером просторечия, его изображение человеческой природы и использование им юмора и сатиры отражают акцент английского гуманизма на личности, повседневности и критическом взаимодействии с обществом. Сосредоточение Боккаччо на классической литературе, его дидактизм и более аллегорический подход относительно характеристики изображаемого демонстрируют озабоченность итальянских гуманистов морализаторством и элитаризмом. Своими работами Чосер и Боккаччо воздвигли прочный мост между средневековым и современным миром, породив тем самым новую эру исследований многогранности культурного движения гуманистов.
27 июля 2024 года
Свидетельство о публикации №224072701491