С тех пор я больше никогда...

С тех пор я больше НИКОГДА...
(Из записок пацана-дальневосточника)
--------------------------------------------

"Будте самоучками , не ждите , пока вас научит жизнь" (Ю.НИКУЛИН).
------
М-да...К сожалению, не всему можно научиться самому... Жизнь все-таки - лучший учитель ! Да такой, что иногда и ждать не приходится...Эти короткие заметки - тому свидетельство
-----------------------------------------------------
Друг-Борька и капитан Москалёв
===========================
Камчатка. Послевоенный гарнизонный городок. Раннее утро. Выстрелы у домов. По двору бежит капитан-топограф Москалёв в галифе и сапогах , в нательной белой рубашке и стреляет из пистолета ТТ в своего друга - Борьку ! Тот убегает со всех ног и визжит от страха. Промах ! Ещё промах ! Борька уже в крови, но не падает... Капитан в ярости. На "перехват" выбегают ещё двое офицеров-сослуживцев и штыками приканчивают Борьку. Визг сменяется замирающим тягучим стоном и 150 килограммового хряка не стало. А он был большим другом капитана Москалёва, который его долго откармливал, ласкал, холил и лелеял... Но надвигалась снежно-пурговая камчатская зима . Нужен был хоть какой-то мясной эквивалент извечной рыбе камбале...И вот Борьки не стало...
-
Его с трудом отволокли к сараям, подвесили за задние ноги к перекладине, обожгли тушу паяльной лампой и вспороли живот. Когда доставали внутренние органы, из вспоротого желудка и кишечника посыпались на землю клубки белых больших глистов...Неприятнейшее зрелище...Кто -то воскликнул- "Ничего себе! Аскариды ! Ну, братцы, поднакопили !!"...
Хряка освежевали, засолили на зиму мясо и сало (холодильников в те годы не держали)... Аскарид в скорбном молчании похоронили...
---
С тех пор я больше НИКОГДА не ел свинину... :)
-------------------------------------------------------

Противотанковая граната.
=====================
В тот день с утра Славка Задорожный приставал ко мне - "Пойдём на сопки ! Посмотрим, где проходили танки и к обеду вернёмся..." Только что закончились зимние дивизионные учения с применением танков и противотанковой артиллерии, стрельбами и атаками пехоты . Было так интересно для нас пацанов ! Война ! И наши, конечно же, побеждают...Но я в тот день ну никак не мог составить компанию своему дружку. Надо было ехать с отцом в г. Петропавловск-Камчатский...
-
И Славка отправился в сопки со своей сестрёнкой и её подружкой...Дошли до развороченных танковыми гусеницами траншей . И тут Славка увидел и поднял из колеи большую тяжеленную гранату . Противотанковую ! Обрадовался и понёс её домой. Девчонки шли по узкой снежной тропинке следом , за Славкой - сестра, за ней - подружка. От металла стали мёрзнуть руки , и Славка сказал сестре - понеси-ка ты, Людка, немного, но та отказалась... Прошли ещё и нести стало совсем невмоготу. Славка решил выбросить свою находку. И бросил перед собой. Улетела совсем недалеко ...Раздался взрыв !
-
Далее в гарнизон прибежала его сестрёнка, вся в крови от осколков и крикнула - "Славика разорвали волки !!" Подружка , шедшая позади почти не пострадала. Отец Славки бросился по их следам и принёс, погибающего искалеченного сына домой... Славку хоронили всем гарнизоном. Это была первая ( но не последняя) смерть среди пацанов- "детей войны", прибывших с семьями на Камчатку - "на замену" тех, кто отслужил там всю Великую Отечественную вдали от "Большой Земли"...:(
---
С тех пор я НИКОГДА больше ничего не поднимал с земли - ни монет, ни кошельков ... ни гранат...
Хотя некоторые бойцы из качинского гарнизона и находили их часто на берегу Чёрного Моря (ещё и в 1978 году !) и несли , подбрасывая "лимонки" на ладони , вдоль нашего "дикого пляжа"...:)
--------------------------------------------------------

Расстрел
========
Камчатка. Гарнизонная средняя школа №4. Стою на ступеньках после уроков. Появляется петропавловская шпана. Меня расстреливают из рогаток . Бьют по голым ( в коротких штанах) ногам ... Это - по наущению трусливого мальчика Рудика и городка танкистов. За девчонкой, которая ему нравилась, я стал ухаживать (и не без ответа) ...
-
Дикая боль ! В Вас никогда не попадали из рогатки ? Страшное оружие...Особенно, когда стреляют осколками от чугунного горшка. И тут я достаю из холщёвой сумки блестящий кортик, подаренный мне отцом... Чуть прихрамывая, иду к нападавшим. У них округляются глаза и ... побежали ! Синяки , что удивительно, не сходили с ног много лет...
---
С тех пор я больше НИКОГДА не расставался с холодным оружием...:)
----------------------------------------------------------

АТАКА...
======
В атаку на городок танкистов наша пацанская команда пошла вечером следующего дня. Мы шли по опустевшим осенним огородам на закат Солнца, оранжево-золотистый, со стороны Авачинского вулкана...Потом рванули врукопашную...И тут я , бежавший первым, наткнулся лицом на что-то пронзительно-острое. Невидимая на закате ржавая нитка колючей проволоки !...
-
Отпрянул, дёрнув голову вверх, и, согнувшись от дикой боли, схватился за лицо... Руки были в крови, бьющей фонтаном из разорванной надвое верхней губы. Пацаны остолбенели... Противник в панике побежал назад... Ребята окружили меня , и мы толпой пошли в сторону гарнизона.
-
Кровь хлестала, но постепенно всё слабее , и, когда я предстал перед родителями, от подбородка до середины куртки этаким "фартуком" висел спереди толстый кровавый и слизистый сгусток... Мать замерла в ужасе, увидев зияющий оскал открывшихся зубов , а отец только заметил - " Повезло тебе! На пару сантиметров выше и остался бы без глаза, ниже - проткнул бы сонную артерию." И тут же на "виллисе" провёз меня в военный госпиталь.
-
Полупьяный (под вечер рабочего дня) хирург-фронтовик , всадил мне в ягодицу большой "противостолбнячный" укол, отчего я почти перестал чувствовать боль на лице. Уложили на операционный стол. Держали за ноги и руки. Хирург безо всякого обезболивания наложил несколько швов на губу, приговаривая отрывисто - "Ничего, братишка, отрастишь... потом ... усы... и никто...никогда... шрама твоего ... не заметит !" Я только мычал и старался не дёргаться...Что было дальше ? Месяц сосал еду через трубочку. Губа плохо заживала, да и зашили её неровно. К тому же ,из-за того, что я часто смеялся, нижний шов стал расходиться...Сестрёнка тут же дала мне "кликуху" - РВАНАЯ ГУБА , но среди ребят она что-то не прижилась. Шрам на лице придавал мне довольно суровый вид...А усы и бороду я-таки стал носить где-то с 30 лет...
---
С тех самых пор я НИКОГДА больше не ходил в атаку на закат Солнца...:)
--------------------------------------------------------

В ШТОРМ...
=========
Охотское Море ! Плывём по "замене" на Большую Землю...Лютый штормяга...Волны - до небес, и судно периодически - то на вершине, то проваливается куда-то в бездну...Трофейный немецкий корабль-госпиталь , получивший имя "МОЛОТОВ". Команда его как-то ещё передвигается ... Остальная "публика" лежит вповалку, стонет и периодически блюёт ... Чем ? Консервами и всем, что съели ещё сутки назад. Я же наелся каких-то соевых конфет. Мутило и меня очень, но держался...
---
С тех пор я больше НИКОГДА не плаваю через Охотское Море и ... не ем ничего из сои...:)

Всё это - записки из детства. Их много ! Потом была юность... Потом... Потом другие уроки жизни ! И "ждать" их не приходилось... Сколько же подобного было, когда вот так же можно написать - "С тех пор я больше НИКОГДА..."!!
=====================================

г.Монреаль. Канада. Январь 2015 -го.


Рецензии