Как становятся бандитами

ДУМАЮ, ЧТО МНОГИМ ЭТА ИСТОРИЯ ПОКАЖЕТСЯ ОЧЕНЬ СПОРНОЙ. НО Я НЕ ПЫТАЮСЬ В НЕЙ ДЕЛАТЬ НИКАКИХ КОНКРЕТНЫХ ВЫВОДОВ. ПРОСТО ПРИВОЖУ РАССУЖДЕНИЯ НА ТЕМУ О ТОМ, ЧТО К ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ БЕРЕЖНО.





Было это в 19 веке.

Жил-был мальчик по имени Дима. У него были мама и, как ему казалось, самый умный и добрый на свете папа. Папа умел лучше всех стрелять на охоте и всегда выигрывал призы в тире. Папа учил его ездить верхом на лошади, заниматься гимнастикой и грамотно играть в шахматы. Папа рассказывал про множество исторических событий, и давал ему читать разные научные книги, которых у них в доме было больше, чем в библиотеке. А ещё папа любил рассказывать про далёкую страну под названием Англия.

И Диме представлялась страна, где живут умные и воспитанные люди. Они не ругаются и не пьянствуют в кабаках. Они всё делают сообща, помогая друг другу, а вечером дома в каждой английской семье растапливают камин, и подают вкусный пирог с ароматным чаем. И вся семья мирно беседует за одним столом. И все англичане представлялись Диме добрыми и любящими людьми!

А ещё там очень красивая природа. Мама даже сказала, что она немного лучше чем наша. Мама и папа уже были в Англии, а Дима ещё не был. Но ему страстно хотелось оказаться там хоть на один день!

Когда Диме исполнилось 9 лет, папа сообщил ему, что теперь у него будет гувернантка. Да не какая-нибудь, а самая настоящая англичанка — миссис Белл! Дима очень обрадовался этому, ведь он не только не был в Англии, но даже ни разу в жизни не видел ни одного настоящего англичанина!

Он думал, что все англичане — это люди смелые, умные, общительные, сильные и благородные, прямо как папа. А папа для Димы был идеал! И учился Дима в гимназии всегда лучше всех мальчиков в классе. Потому что хотел быть таким же умным, как папа.

Но все представления об англичанах быстро опали в первый же день знакомства. Миссис Белл была замкнутая, строгая и, как показалось Диме, немного высокомерная женщина. Она каждый раз смотрела на него холодно и презрительно, не любила, когда Дима шутил и смеялся. Но больше всего её раздражала его походка, которая казалась ей слишком громкой, и она, едва сдерживая свой гнев, требовала идти медленнее и тише.

Она без конца делала ему замечания и ругала даже за самые незначительные помарки, которые другие люди в обычной жизни попросту бы не заметили.

Англичанка напоминала Диме своим характером учителя русского языка в их гимназии. Но тот, хоть и был строгим, но был и справедливым, и никогда понапрасну никого не наказывал, даже двойки не ставил. Он был всегда и во всём честным! За это его мальчишки даже уважали.

Но, в отличии от него, миссис Белл было всё не так, да не эдак! Она ввела жёсткую дисциплину, так, что всё было расписано почти по минутам. За невыполнение в срок - наказание.

Если другие дети из класса могли запросто упростить родителей взять их с собой на прогулку или на ярмарку, или просто собраться на поляне с друзьями, то Дима теперь должен был учить математику, грамматику, географию, историю или английский. Помимо французского в гимназии.

И Диме постоянно казалось, что она на него за что-то злиться.

Сначала он думал, что англичанка на него за что-то сердиться. И он старался учиться ещё лучше и прилежнее, изо всех сил старался её слушаться во всём!

Но нет, она просто была такой сама по себе. И за год Диминых стараний ничуть не оттаяла. А наказания были по прежнему частыми и несправедливыми.

Но папа и мама оставались по прежнему добрыми и весёлыми и, казалось, ничего такого и близко не замечали!

Дима решил помочь заметить. И однажды пожаловался папе. В нём он всегда находил опору и поддержку. Всегда! Но не в этот раз.

"А что ты хотел? - огорошил его папа неожиданным вопросом. - Нужно не лениться учиться и вести себя подобающе. Ты уже не маленький. И к своему воспитателю надо иметь уважение".

А мама только кивнула в знак согласия.

И никто не заметил, что произошло в душе у Димы. Его мир, где есть любящие мама, папа и добрые англичане, рухнул в один день!

"Уже не маленький". А какой? У взрослых ведь нет своих гувернанток! Они есть только у маленьких.

Но окончательно старый мир рухнул в один из субботних вечеров, когда они всей семьёй пошли в храм. От кого-то из взрослых Дима услышал, что можно рассказать о своей проблеме у священника на исповеди. И Дима решил так поступить.

Когда он рассказал священнику всю свою горестную историю, то ожидал, по правде говоря, только одного: сочувствия и понимания. Но услышал только: "Родителей надо слушаться! И вообще жаловаться на них нельзя - Хамов грех. С воспитателями - то же самое".

И впервые на воскресной службе у Димы не было радости. Он понял, что за него больше некому заступиться.

Жизнь с того момента потеряла свой вкус.

Он старался сопротивляться сложившимся обстоятельствам! По-прежнему старался всё выполнять и прилежно учиться. Он хотел, наконец то доказать родителям, что Дима - хороший, а гувернантка наказывает его несправедливо! Но мама и папа были в восторге от англичанки! Иногда Дима думал, что они считают её даже святой.  А то, как старается Дима, совсем не замечают! И даже не похвалят его ни разу, будто бы так и должно быть.

И так он честно старался ещё один год. Потом стала появляться какая-то странная слабость... Первым это заметил учитель русского. Хотя Дима и старался по прежнему хорошо учиться, но ему становилось это всё тяжелее и тяжелее. И отметки в его дневнике стали портиться. Учитель решил вызвать родителей для разговора. Мама и папа тут же приняли решение летом на месяц уехать на отдых.

Но это не помогло. На отдыхе Дима изображал радостное настроение, но жизнь для него впервые потеряла вкус и цвет. По правде сказать, Диме понравилось там, но деревья были уже не такими зелёными, вода - не синей, цветы - не ароматными, а фрукты - не сладкими.

Он понял, что всё чему учили его мама и папа - это только слова, которые не соответствуют действительности. И никакой удивительной Англии нет.

В 12 лет стали всё чаще приходить головные боли. Отметки в школе скатились до средних. Он уже не мог так же хорошо запоминать материал, как раньше. И не мог уже ездить верхом на лошади: голова начинала кружиться. И не мог так же хорошо, как раньше играть в шахматы. И это огорчало его больше всего. Никакой другой игры Дима не любил так, как шахматы!

От таких невеселых событий Дима невольно стал задумываться о смысле жизни.

Вся его семья была православной и истово верующей! Но Дима уже давно разуверился в старых идеалах. И решил всё изучить сам. Когда он кончил гимназию, то, к удивлению и одновременной радости всех, поступил на богословский факультет. Он честно готовился к поступлению и прочитал много книг! Правда, как он там будет учиться, Дима представлял себе слабо. Головные боли уже несколько лет были его постоянными спутниками. Он читал книги через силу.

Но читал он их с жадностью. Так же как и учился. Пламенно. С жадностью. И с какой-то неистощимой жаждой. Он всё пытался... Доказать самому себе, что его родители - неправы. Что вообще вся эта история с его воспитанием - неправильная!

Странное желание. Но на самом деле оно обычное. Ему просто не хотелось быть одиноким.

Но в богословской науке он всё чаще и чаще выделял одну основную направленность, которая доказывала обратное. Сводилась она к исполнению многочисленных правил, нарушения которых назывались грехами и грозили тяжкими вечными муками. И не только муками загробной жизни, но и наказанием ещё здесь, на земле. Да и загробная жизнь — не такая уж и далёкая перспектива... Никто не знает - когда?..

И чтобы не согрешить ненароком, нужно почаще напоминать себя о том, что никто не знает, когда именно?..

С появлением англичанки Диму беспокоил страх наказания от людей. Теперь же его стал мучить страх наказания от Того, от Кого никуда нельзя скрыться. Этот страх стал его постоянным спутником. Он изо всех сил старался не нарушать эти правило, но тратил на это последние свои силы.

Самое интересное, что всё ему в богословской науке нравилось! Кроме себя в ней. А головные боли, между тем, только усиливались. 

Ситуация усугублялась ещё тем, что, оказывается, правила св. отцов запрещали играть в шахматы, грозя отлучением от Церкви. Мол, игра это языческая, и раньше пользовались ей гадатели. Но эта игра была едва ли не единственной Диминой радостью. Тем, что он продолжал любить с самого детства! Когда ещё в его жизнь не пришёл страх.

Он снова, как из гимназии из отличника превратился в среднего ученика. И Дима понимал, что это уже не может продолжаться бесконечно!

И однажды, когда головные боли стали уже совсем сильными, он решил бросить учёбу.

И не только учёбу. Осмотрев свою жизнь, он пришёл для себя к очень невесёлому выводу: "Раз я не могу ничего с собой сделать и мне всё равно светят вечные муки - потому что стараться заработать рай у меня нет сил - я не буду стараться вообще! Если у моей жизни такой горестный итог - то почему бы мне не прожить эту жизнь так, как я хочу? Хоть пусть мне немного достанется радости здесь! И мне будет приятно".

И он перестал стараться быть добрым. Так, как старается любой порядочный человек. Не потому что он сознательно выбрал зло! На добро у него просто уже не было сил. Прежде всего, моральных. Он пытался несколько раз вернуться "к свету", но снова к нему подступал тот самый липкий и мучительный страх. От которого так сильно потом болела голова!

С родителями он больше не общался, не ездил к ним в имение, не писал им писем и не отвечал на их письма.

Устроился на работу. Но все деньги, в основном, тратил в бесконечных кутежах и развлечениях.

И так, очень быстро из прожигателя жизни он стал бандитом. Самым настоящим бандитом С большой дороги.

Однако, его ни сколько не тяготила такая жизнь! Он действительно старался прожечь её. Как можно ярче. Или чуть менее ярче - по настроению. Голова продолжала болеть, но уже не так сильно. Да и вообще, все чувства будто притупились. Стали поверхностными. В том числе, и чувства голоса совести. Его много что будоражило, но уже ничего не трогало по настоящему. Казалось, ничего его уже не может расстроить.

Только однажды он разозлился и с яростью разбил патефон! Со всей силы, в дребезги. Потому что из патефона до него донеслись слова: "Ребенку нужно всегда и во всем потакать! Всегда! Иначе, как из него может получиться бандит? Только из того, кому во всём потакали!"

И тут Дима не выдержал. Он-то, как никто  другой, знал, что бандитами часто становятся совсем иначе!



15 ноября    2023 г.


Рецензии