Бессмертные мелодии великих композиторов Тангейзер
"Тангейзер", опера Вагнера, концертный зал Мариинского театра, 22 июля 2022 года
Каждый великий композитор подарил миру хотя бы одну бессмертную мелодию, которую бесконечно цитируют, воспроизводят по разным поводам, отрывая от имени ее создателя и превращая в нечто, существующее само по себе и имеющее самостоятельное общечеловеческое значение. Есть такие мелодии у Баха ("Чакона"), у Мендельсона (Свадебный марш), у Россини (часть увертюры к опере "Вильгельм Телль"), у Чайковского (танец маленьких лебедей и адажио из балета "Лебединое озеро", ариозо Ленского), у Бизе (Хабанера из оперы "Кармен"), у Листа ("Грезы любви"), у Шопена (Похоронный марш), у Огинского (полонез "Прощание"), у Брамса (Венгерский танец номер 5), у Пуччини (ария Калафа из оперы "Турандот"). Этот список можно продолжать и продолжать. У Вагнера это прежде всего главная мелодия из "Тангейзера" - тема пилигримов, которая уже более века считается негласным гимном Германии. Она звучит и в увертюре, и в третьем действии, и торжественно, победно завершает оперу, словно утверждая трагически знаменитые впоследствии слова "Gott mit uns" ("С нами Бог"). Мотив торжества христианства, победы духовного над телесным, возвышенного над плотским в "Тангейзере" становится главной воплощаемой идеей. Она и породила гениальную мелодию хора пилигримов, возвращающихся из Рима после отпущения грехов. Эта музыка пробирает до глубины души. Наряду со свадебным маршем из оперы "Лоэнгрин" - это самые известные вагнеровские мелодии.
Люблю слушать версию оперы "Тангейзер" в концертном зале Мариинского театра. В ней никаких подвохов и перевертышей, как в сценическом варианте, где тебе и бордель, и рейхсканцелярия, и люди, одетые, как фашисты, и святая, ставшая проституткой, и всякие прочие режессерские прелести. В концертном зале все по-честному, все, как написано - рыцари, чистая дева Елизавета, состязание певцов, грот Венеры без излишней эротики и скучающий в нем по реальной жизни Тангейзер, трогательный пастушок и пасторальные картины природы.
И певцы обычно, как и в этот раз, прекрасно исполняют оперу, каждый хорош по-своему. И оркестр под управлением Валерия Гергиева радует проникновенностью и мощью мелодий.
Эта опера захватывает, заставляет слушать, вникать, размышлять и сочувствовать.
В ней опять Вагнер сосредоточен на главных и для него вопросах - любовь, правомерность физического наслаждения, христианские моральные каноны, грех, искупление, прощение и спасение души для вечной жизни.
Светлое лирическое сопрано Ирины Чуриловой как нельзя лучше подходит для непорочной Елизаветы, своей жертвенной любовью дарующей прощение и искупление грехов убежденному гедонисту Тангейзеру. Яркий тенор Михаила Векуа уже привычно ассоциируется с вечным фрондером и моральным бунтовщиком Тангейзером. Прекрасно вписался в роль добродетельного рыцаря Вольфрама фон Эшенбаха Владислав Куприянов. Очень убедительный и привлекательный персонаж. Прекрасно удаются вагнеровские образы и Татьяне Павловской. Их уже много на ее счету, в том числе и титаническая по масштабу и сложности партии Изольда. В "Тангейзере" она всевластная, но милостивая Венера, богиня вечной молодости, красоты и любви.
В опере она проигрывает битву за душу Тангейзера, христианская добродетель побеждает, возвещая об этом грандиозной ликующей бессмертной мелодией пилигримов. Но семена гедонизма, посеянные античными богами, вечно юной Венерой, все-таки где-то сохраняются в потаенных уголках человеческих душ, вновь и вновь рождая новые всплески античных удовольствий и свобод, а с ними и размышлений на эту вечную тему не только у Вагнера и его современников, но и у сегодняшних людей.
Дирижер – Валерий Гергиев.
Тангейзер – Михаил Векуа.
Елизавета – Ирина Чурилова.
Венера – Татьяна Павловская.
Вольфрам фон Эшенбах – Владислав Куприянов.
Герман – Дмитрий Григорьев
Вальтер фон дер Фогельвейде – Станислав Леонтьев.
Битерольф – Сергей Романов.
Свидетельство о публикации №224072700005