Ч. 10 Почему в китобои набирали неопытных
Далеко не все китобои возвращались в родную гавань. Погибало примерно каждое двадцатое судно. Самым известным китобойным судном было «Essex», которое потопил кашалот в 1820 году.
Это событие и вдохновило Германа Мелвилла на написание романа «Моби Дик», о котором многие читатели слышали, но немногие читали. Хотя все 20 членов экипажа первоначально выжили, только 8 спаслись после трудного путешествия, которое переросло в каннибализм.
В Нью-Бедфорде в церкви, построенной на высоком холме, укреплены мемориальные доски с названиями погибших китобойных судов и навсегда оставшихся в море китобоев.
На этих досках есть , например, такие мемориальные надписи:
«ERECTED BY THE OFFICERS AND CREW OF THE BARK A. R. TUCKER OF NEW BEDFORD TO THE MEMORY OF CHAS. H. PETTY OF WESTPORT, MASS. WHO DIED DEC. 14TH, 1863 IN THE 18TH YR. OF HIS AGE. HIS DEATH OCCURRED IN 9 HRS. AFTER BEING BITTEN BY A SHARK WHILE BATHING NEAR THE SHIP HE WAS BURIED BY HIS SHIPMATES ON THE ISLAND OF DE LOSS, NEAR THE COAST OF AFRICA»
(«Установлена офицерами и командой барка «А.Р. Такер» в память о Часе Г. Петти из Уэст порта, штат Массачусетс. Умер 14 декабря на 18 году жизни. Его смерть наступила через 9 часов после того, как его укусила акула во время купания возле корабля. Он похоронен своими товарищами по кораблю на острове Де Лосс, недалеко от побережья Африки»).
Или вот такая впечатляющая надпись, пишу сразу в переводе: «В память об офицере У.М. Суэйне, помощнике капитана «Christopher Mitchell» из Нантакета. Этот достойный человек после привязки кита был снесён за борт линем и утонул 19 мая 1844 года на 49-м году жизни. Будьте готовы и вы, ибо в тот час, о котором вы не думаете, придёт сын человеческий».
Простые китобои такой чести не удостаивались, их поминали лишь короткой записью в вахтенном журнале.
Капитаны китобойных судов были особой кастой. Прежде всего, они были опытными знающими моряками. Всё, что капитаны требовали от матросов, они умели прекрасно делать сами, например, каждый из них был искусным гарпунёром.
Капитан на китобойном судне служил примером для остальных. Любой матрос на китобойном судне быстро начинал понимать, что дисциплина и согласованная работа, которая была сопряжена с постоянной опасностью, была залогом не только будущего заработка, но и сохранения здоровья и жизни.
Но и идеализировать капитанов, конечно, нельзя.
Приступая к этой теме, я предполагал, что встречу много интересного, но действительность превзошла мои ожидания. О китобойном промысле имеется обширная литература.
Кстати, должен заметить, что Проза ру является подарком для читателей. Большинство интересных публикаций в случае помещения их в интернете на Западе не были бы бесплатными для читателей.
На мой взгляд, на Прозе ру много авторов, чьи произведения читаешь с интересом и удовольствием, приобретая при этом новые знания о ранее неведомом.
Но вернёмся к теме.
Китобойные суда уходили в плавание на месяцы и годы. В 1851 году главный океанограф США лейтенант Мэтью Мори создал карту, на которую нанёс места обитания кашалотов и китов.
На огромных океанских просторах найти добычу было непросто, поэтому карта, составленная на анализе вахтенных журналов китобойных судов, оказалась для капитанов большим подспорьем.
Американский китобойный промысел достиг высшей точки расцвета в 1846 году. В 1850 году Сан-Франциско стал базой китобоев на Тихом океане. До этого их главной базой были Гавайские острова.
Как правило, судовладельцы получали две трети дохода, из которых треть шла на ремонт, оборудование и подготовку к следующему плаванию, поэтому они быстро становились очень богатыми людьми.
Но случалось, что судно погибало или терпело крушение, и тогда могло грозить и разорение. Когда читаешь документы, относящиеся к китобойному промыслу, то невозможно не заметить, как много людей умирало на судах.
Самым страшным бичом была цинга в результате однообразного питания солониной, сухарями (галетами), фасолью и рисом. Если везло, то ловили гигантских морских черепах. Они добавляли разнообразия в еде.
Люди получали увечья, работая в шторм с парусами, или просто по неосторожности, немало гибло во время охоты на кашалота. Множество китобойных судов лежит на дне морском у мыса Горн.
Китобои были самыми выносливыми и отчаянными моряками. Они сделали множество открытий ещё до официальных исследователей. Не было мест, в которых не побывали бы китобои.
Их не смущали ни льды Арктики и Антарктики, ни рифы Тихого океана, ни людоеды на островах Полинезии. Капитан китобойного и звероловного судна «Topaz» Майю Фольджер первым составил примерную карту Гольфстрима.
В 1848 году барк «Superior» из Гей-Хед проник через Берингов пролив, а три года спустя барк «Saratoga» из Нью-Бедфорда достиг 71;40' северной широты, на пятнадцать миль ближе к полюсу.
Китобойцы никогда не получали регулярную заработную плату: каждый матрос должен получать часть выручки от продажи добытого жира и других продуктов, полученных от убитого кита.
Например, в 1860 году капитан получал 1/12 часть от выручки, а остальные члены экипажа намного меньше, начиная от первого помощника капитана – 1/18 и оканчивая молодым матросом – 1/150.
При найме команды агенты, настоящие «береговые акулы», набирали неопытных людей, беспощадно их обсчитывали с авансом, вместо нормальной одежды и снаряжения подсовывали всякую дрянь.
Короче говоря, набирали всяких бомжей и фермерских мальчишек. Настоящих матросов, знающих своё дело, одурачить было невозможно, поэтому их избегали и «береговые акулы», и капитаны.
Такие матросы чувствовали себя на корабле беспомощными, поэтому терпели всё, а поскольку в море речь шла о жизни, то под неусыпным присмотром помощников капитана очень быстро осваивали свои обязанности.
Матросы, ранее незнакомые, зависимые и подозрительные друг к другу, были неспособны к организованному сопротивлению. Офицеры на судне поощряли доносительство, поэтому капитан и его помощники не боялись заговора или бунта.
Объединяло матросов только одно: ненависть к помощникам капитана и беспрекословное подчинение их приказам. Дезертировали с судна в ближайшем порту только опытные матросы, а таких моряков было мало.
Молодые матросы не имели ни гроша в кармане, не знали иностранных языков, опасались последствий нарушения контракта, даже если бы им удалось добраться до своей страны.
Капитаны никогда не выходили в плавание с одной и той же командой. Осторожничали. Когда судно покидало гавань, в открытом море начиналась учёба вновь набранных матросов с помощью кулаков, линьков и проклятий офицеров китобоя.
Многие капитаны и их помощники оказывались в море сущими садистами.
Некоторые новички учились быстро, другие оказывались неспособными работать на мачтах, но им всегда находили дело, например, греблю. Повседневная жизнь китобоев на борту этих судов была опасной и трудной: коварные моря, суровые погодные условия, полная риска охота на китов.
Но несмотря на трудности, с которыми они сталкивались, китобойные суда часто считались плавучими общинами, где члены экипажа формировали тесные связи и полагались друг на друга в критическую минуту опасности.
Продолжение следует
Картина: "Крушение китобоя "Nantucket" после шторма". Судно потерпело крушение 8 августа 1859 года. Картину написал американский художник Уильям Бредфорд (1823–1892)
Свидетельство о публикации №224072700885
По изгибам зелёных зыбей,
Меж коралловых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей ..."
Н.Гумилёв "Капитаны"
Валентина Томашевская 29.10.2024 10:35 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 29.10.2024 14:01 Заявить о нарушении