Моя первая учительница

      В первый класс я пошла в сентябре 1977 года. Так, как получилось так, что в подготовительную группу в детском саду я ходила два года, то к школе была подготовлена хорошо. И готовность к обучению в школе тогда заключалась не в том, чтобы ребенок умел читать, как требуют в современных школах,а в физической и психологической подготовке.
         Я мечтала пойти поскорее в школу.Хотела научиться читать книжки.  Ну и радовало то, что в школе не будут заставлять спать днем, что я с раннего детства не любила. Мой мозг отказывался бездельничать днем, когда столько интересных игр и детских дел манило к себе.
           В мае меня записали в школу ;20, находящуюся через дорогу от нашего дома.В один класс со мной попала  моя подружка и соседка по подъезду Люда Шишлакова. Только я жила на первом, а она - на пятом этаже.
              И вот первого сентября, надев коричневые платья с белыми фартуками, мы отправились в школу. Мама утром, уходя на работу ,заплела мне косички с белыми бантами.Нашему классу предстояло учиться во вторую смену. Поэтому и линейка начиналась в два часа. Мама моя работала в это время.В те времена не отпускали родителей с работы чтобы проводить детей в первый класс.Я пошла вместе с Людой и ее старшей сестрой.
            И вот, когда нас привели к нашей учительнице, держащей табличку с надписью,, 1,, В", мы узнали, что такое линейка. Накануне мы были уверены, что нам будут раздавать линейки.И откровенно недоумевали, так, как линейки у нас уже были в портфелях. Кстати, портфели со всеми нужными принадлежностями нам подарили на празднике прощания с детским садом за счет государства. Всем. Одинаковые.Отличались они только разным оттенком коричневого цвета.
     Построили по парам.Девочка и мальчик. Мне ,,посчастливилось"быть соседкой белобрысого мальчика Андрея. Отстояв положенное время, мы пошли в свой класс. Каждую пару первоклассников вел десятиклассник или десятиклассница.С кем шли, с тем и посадили за парту. Мы с моим соседом сели на последнюю парту во втором ряду. Андрей мне сказал:,, Я не хочу сидеть с девчонкой". И попробовал тыкать в мою попу откуда -то, взявшейся у него в руке иголкой.Видно, старшие друзья-мальчишки заранее  его научили.Я как можно дальше отодвинулась от него на самый край скамейки нашей общей деревянной парты.На следующий день нас всех рассадили. И я долгое время сидела с Женей, с коим мы прекрасно ладили вплоть до восьмого класса.
       Учительницу звали Людмила Александровна. Кстати, у нас в классе оказалась кроме нее еще две Людмилы Александровны. Моя соседка Люда Шишлакова и Люда Дмитриева.
         Учительница наша была молодая и красивая.С длинными распущенными волосами и доброй приветливой улыбкой.Позже она частенько рассказывала нам о своей семье. Муж у нее –  поэт Юрий Кузьмин, стихи которого иногда печатали в местной газете,, Белорецкий рабочий"и чем она ужасно гордилась. И сын Алеша, младше нас, кажется, года на четыре.
        В первый же день у нас начались уроки. Учительница , собрав у учеников букеты с разноцветными астрами и тигровыми лилиями(тогда в садах росли только эти неприхотливые цветы),и поставив их в ведра с водой, раздала нам  буквари и прописи.Домой почти все возвращались уже одни. Дорогу мы прекрасно знали, так как еще летом бегали смотреть на школу, в которой нам предстояло учиться. Так начались наши школьные годы.   
          За четыре месяца мы все уже могли читать и писать, хотя в классе было почти сорок человек. Помню, как Людмила Александровна, в первую неделю, увидев, что некоторые ученики, в том числе и я, держут неправильно ручку, к каждому подходила и терпеливо показывала, как нужно держать правильно. Дети, ведь народец упрямый. Я откровенно не понимала. Ведь пишу красиво ?
Ручку надо держать на третьем пальце. А я привыкла держать ее на четвертом, безымянном.
             Оценки нам ставили уже с первого дня учебы. У меня почти всегда были пятерки. После нового года нас, кто учился ,, отлично " сфотографировали и , повесили "на доску Почета в классе.Примерно, человек десять. В ту пору имелась оценка и за поведение.И дневники мы начали вести сразу, как только попрощались с Букварем. А у слишком активных учеников имелся еще и дневник по поведению.Жаль только, что общая фотография с классом имеется только одна - единственная, сделанная по окончании  третьего класса.Учительница одна вела у нас все предметы, включая и пение(в кабинете стояло пианино) и она сама аккомпанировала, и физкультуру, и рисование, и труд.Она никогда на нас не кричала. Но иногда у нее пропадал голос, и мы сидели тогда тихо-тихо и переживали за нее., ведь если она не сможет говорить, нам дадут другую учительницу. А другую мы не хотели. У нас была самая лучшая!
             Людмила Александровна частенько (конечно по учебному плану) водила нас на экскурсии.Показывала диафильмы, занавешивая окна темными шторами. Сейчас я понимаю, насколько это все сложно и канительно.
          А на школьном участке у каждого класса был свой участок, на котором высаживали цветы. Кто во что горазд.Помню, как она просила родителей помочь ей в этом. От нас -то какая помощь? А ведь все работали. Тем не менее участок с номером, 1, потом 2, потом 3,, В"был самым красивым!
            И конечно, все мы старались вести себя
прилично, чтобы не подводить свою учительницу. Но не всегда получалось. Помню, что принесли к нам в класс свернутый лист ДВА, для обновления классной доски. Но, так и остались мы со старой доской, так как он треснул под тяжестью наших тел. Во время перемен мы иногда пробегали по нему...
           Единственным методом общения учителя с родителями был дневник.Стационарные телефоны  имелись у редких счастливчиков. А родительские собрания мы ужасно боялись. Даже те, кому не стоило этого делать. Но на следующий день после собрания дисциплина была ,, железная".Кстати, все свои дневники я сохранила. Для своих потомков.          А когда наш первый учебный год подходил к концу, нам объявили, что мы всем классом во главе с нашей учительницей Людмилой Александровной переводимся в новую, только что построенную, школу ;14.Она была прямо возле нашего дома.Никто , даже те, кто жил довольно далеко от нового учебного заведения, не захотел остаться в старой школе.      
         Уже там пролетели еще два года близкого взаимодействия с нашей первой учительницей. Потом она проводила нас в старшие классы. Было много слез. Плакали все: и учительница, и родители, и мы.Помню, родители наши преподнесли ей на память хрустальную вазу для цветов.
          Впоследствии, мы частенько после уроков или на переменах забегали к Людмиле Александровне, помогали ей справляться с новыми первоклашками.
         А я к ней приходила советоваться по поводу выбора профессии. Она посоветовала мне поступить в педучилище. Что я и сделала, и о чем нисколько не сожалею.Удалось мне еще поприсутствовать на уроках любимой учительницы и во время обучения и практики.
Потом, втечении многих лет  встречались на улицах нашего небольшого города.
            В 2018 году мы организовали встречу одноклассников. Жаль, что не все смогли прийти тогда. Только, увы, время не вернуть.
Все рано или поздно заканчивается.
   Вот и нет учительницы нашей,
   Что учила нас читать - писать.
   Глупеньких, наивных первоклашей,
   Чтоб потом нас дальше провожать.

   Годы проносились, мы взрослели,
   Иногда встречались на ходу.
   Но уроков первых не забыли,
   И улыбки милой доброту.

   К ней потом своих детей водили,
   А иные внуков привели.
   Мы цветы живые ей дарили,
   А сейчас – венки преподнесли...


Рецензии