Остроухов Илья Семёнович и художник

   1 августа 1858 года  — 8 июля 1929 года.

Илья Семёнович Остроухов родился в Москве.

"Происходил из купеческой семьи потомственного почетного гражданина Семена Васильевича

Остроухова.

Был женат на дочери чаеторговца Петра Боткина Надежде, входил в состав директоров

Товарищества чайной торговли П. Боткина.

В 1870 году поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук.

Во время обучения увлёкся зоологией: вступил в переписку с А. Брэмом, начал собирать

энтомологическую коллекцию, которая впоследствии будет подарена Московскому университету.

Им была также написана книга «Ужение рыбы» (М., 1877).

Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего

профессора» Алексндра Александровича Киселёва.

С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю

свои очерки «Птицы Средней России».

Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке

Товарищества передвижных художественных выставок (ПХВ): «Московский дворик»,

«Бабушкин сад», «Заросший пруд»…

Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы,

как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом».

Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселёва, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.

Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и

декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка».

Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.

В мамонтовское Абрамцево впервые Остроухов попал летом 1882 года.

Неоднократно бывая в Абрамцево, написал целый ряд пейзажных этюдов.

Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.

Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.

Кроме занятий в гипсовом зале Академии, он посещал акварельные вечера Репина и занимался

рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств.

Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на

протяжении двух сезонов — 1882/83 и 1883/84 годов.

Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и

зодчества.

Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке

Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».

В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и

«Ранняя весна» и «Золотая осень».

Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.

В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.

А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и

Ю. А. Мамонтовыми; из поездки были привезены этюды Венеции.

В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил

собрание П. М. Третьякова.

10 марта 1905 года он  был избран на пост председателя Совета и попечителя Третьяковской

галереи.

Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру.

В 1900 году И. С. Остроухов был выбран устроителем Русского отдела на Всемирной выставке в

Париже; по окончании выставки он был награждён орденом Почётного легиона.

В 1906 году И. С. Остроухов был избран действительным членом Академии художеств.

С этого времени он практически прекратил занятия живописью в пользу общественной деятельности.

И только в 1916 году, когда Остроухов две с половиной недели жил на даче Гучковых в Крыму,

находящейся на территории нынешнего лагеря «Артек», он вернулся к живописи; вернувшись в

Москву он сообщал: «Я сделал шесть удачных этюдов, не выходя за пределы владения.

Вообще я почувствовал там такое влечение к писанию, что даже здесь начал nature morte с

привезенных из Ялты раковин».

В январе 1918 года на выставке Союза русских художников в Москве экспонировались его последние

натурные пейзажи: «Крымский полдень» (1916), «Утро в Гурзуфе» (1916), «Слива-персик в цвету» (1917).

В дальнейшем, из-за болезни ноги, пейзажи он писал в мастерской по прежним этюдам: в 1921 году

были созданы «Не дрожат листы…» и «Березовая осень».

В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.

В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников —

330, рисунков русских художников — 550».

Кроме живописи Остроухов собирал древнерусские иконы; его собрание икон считалось одним

из лучших в России.

Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.

Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах, иконы — наверху.

В 1918 году музей был национализирован, а Остроухов назначен его пожизненным хранителем.

С 1920 года назывался «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова».

После смерти хранителя музей расформирован, а его фонды разошлись по музеям.

Значительная часть коллекции икон Остроухова находится в собрании отдела древнерусского

искусства Третьяковской галереи.

В марте 1929 года сильно болеющий, полуслепой Остроухов был лишён избирательных прав

как «бывший домовладелец и совладелец чайной торговли»; через четыре месяца, 8 июля,

скончался на 71-м году жизни и был похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Через месяц Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова был ликвидирован.

Жену Остроухова выгнали из дома и она жила до своей смерти в одном из московских подвалов.

Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные

залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»).

В музее организуют сменные выставки по истории литературы XX века и выставки художников,

связанных с литературой."

(с)

https://ru.wikipedia.org/wiki/


Илья Семёнович Остроухов состоит в реестре профессиональных художников России.

Он занимает почётное место в номинации: "Величайшие художники мира XVIII–XXI вв.

НОМИНИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ."

И даже удостоен чести быть включённым в лонг - лист этой номинации.

Картины художника украшают многие музеи и частные коллекции.

Он популярен в интернете.

Мне понравились произведения этого талантливого живописца.

И я решил представить творчество Ильи Семёновича Остроухова любителям изобразительного

искусства.

Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло, холст.

Реализм с умеренным влиянием импрессионизма (моё мнение).

Жанр: пейзаж и другое.

Палитра: колоритная.

Вернисаж прилагается:

https://www.liveinternet.ru/users/5591322/

Ostrouhov_Zolotaya_Osen (360x264, 175Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_20 (539x700, 656Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_17 (527x700, 386Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_13 (484x700, 536Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_10 (543x700, 515Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_08 (544x700, 504Kb)

Ostrouhov_Siverko (700x512, 505Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_04 (700x446, 398Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_06 (700x497, 556Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_11-e1590318926870 (700x520, 473Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_03 (700x479, 490Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_07 (700x486, 513Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_09 (700x556, 562Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_11 (700x521, 501Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_12 (700x427, 418Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_14 (700x545, 469Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_15 (700x487, 609Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_16 (700x445, 462Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_18 (700x403, 338Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_21 (700x483, 432Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_22 (700x560, 692Kb)

xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_23 (700x489, 401Kb)

70555_104 (700x486, 461Kb)

226454265_3059530917592896_1501130138262987422_n (700x495, 409Kb)
                160916344_156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
                По материалам интернета.


Рецензии