Остроухов Илья Семёнович и художник
Илья Семёнович Остроухов родился в Москве.
"Происходил из купеческой семьи потомственного почетного гражданина Семена Васильевича
Остроухова.
Был женат на дочери чаеторговца Петра Боткина Надежде, входил в состав директоров
Товарищества чайной торговли П. Боткина.
В 1870 году поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук.
Во время обучения увлёкся зоологией: вступил в переписку с А. Брэмом, начал собирать
энтомологическую коллекцию, которая впоследствии будет подарена Московскому университету.
Им была также написана книга «Ужение рыбы» (М., 1877).
Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего
профессора» Алексндра Александровича Киселёва.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю
свои очерки «Птицы Средней России».
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке
Товарищества передвижных художественных выставок (ПХВ): «Московский дворик»,
«Бабушкин сад», «Заросший пруд»…
Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы,
как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом».
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселёва, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и
декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка».
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.
В мамонтовское Абрамцево впервые Остроухов попал летом 1882 года.
Неоднократно бывая в Абрамцево, написал целый ряд пейзажных этюдов.
Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
Кроме занятий в гипсовом зале Академии, он посещал акварельные вечера Репина и занимался
рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств.
Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на
протяжении двух сезонов — 1882/83 и 1883/84 годов.
Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и
зодчества.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке
Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и
«Ранняя весна» и «Золотая осень».
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и
Ю. А. Мамонтовыми; из поездки были привезены этюды Венеции.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил
собрание П. М. Третьякова.
10 марта 1905 года он был избран на пост председателя Совета и попечителя Третьяковской
галереи.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру.
В 1900 году И. С. Остроухов был выбран устроителем Русского отдела на Всемирной выставке в
Париже; по окончании выставки он был награждён орденом Почётного легиона.
В 1906 году И. С. Остроухов был избран действительным членом Академии художеств.
С этого времени он практически прекратил занятия живописью в пользу общественной деятельности.
И только в 1916 году, когда Остроухов две с половиной недели жил на даче Гучковых в Крыму,
находящейся на территории нынешнего лагеря «Артек», он вернулся к живописи; вернувшись в
Москву он сообщал: «Я сделал шесть удачных этюдов, не выходя за пределы владения.
Вообще я почувствовал там такое влечение к писанию, что даже здесь начал nature morte с
привезенных из Ялты раковин».
В январе 1918 года на выставке Союза русских художников в Москве экспонировались его последние
натурные пейзажи: «Крымский полдень» (1916), «Утро в Гурзуфе» (1916), «Слива-персик в цвету» (1917).
В дальнейшем, из-за болезни ноги, пейзажи он писал в мастерской по прежним этюдам: в 1921 году
были созданы «Не дрожат листы…» и «Березовая осень».
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников —
330, рисунков русских художников — 550».
Кроме живописи Остроухов собирал древнерусские иконы; его собрание икон считалось одним
из лучших в России.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.
Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах, иконы — наверху.
В 1918 году музей был национализирован, а Остроухов назначен его пожизненным хранителем.
С 1920 года назывался «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова».
После смерти хранителя музей расформирован, а его фонды разошлись по музеям.
Значительная часть коллекции икон Остроухова находится в собрании отдела древнерусского
искусства Третьяковской галереи.
В марте 1929 года сильно болеющий, полуслепой Остроухов был лишён избирательных прав
как «бывший домовладелец и совладелец чайной торговли»; через четыре месяца, 8 июля,
скончался на 71-м году жизни и был похоронен на Даниловском кладбище в Москве.
Через месяц Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова был ликвидирован.
Жену Остроухова выгнали из дома и она жила до своей смерти в одном из московских подвалов.
Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные
залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»).
В музее организуют сменные выставки по истории литературы XX века и выставки художников,
связанных с литературой."
(с)
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Илья Семёнович Остроухов состоит в реестре профессиональных художников России.
Он занимает почётное место в номинации: "Величайшие художники мира XVIII–XXI вв.
НОМИНИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ."
И даже удостоен чести быть включённым в лонг - лист этой номинации.
Картины художника украшают многие музеи и частные коллекции.
Он популярен в интернете.
Мне понравились произведения этого талантливого живописца.
И я решил представить творчество Ильи Семёновича Остроухова любителям изобразительного
искусства.
Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло, холст.
Реализм с умеренным влиянием импрессионизма (моё мнение).
Жанр: пейзаж и другое.
Палитра: колоритная.
Вернисаж прилагается:
https://www.liveinternet.ru/users/5591322/
Ostrouhov_Zolotaya_Osen (360x264, 175Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_20 (539x700, 656Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_17 (527x700, 386Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_13 (484x700, 536Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_10 (543x700, 515Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_08 (544x700, 504Kb)
Ostrouhov_Siverko (700x512, 505Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_04 (700x446, 398Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_06 (700x497, 556Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_11-e1590318926870 (700x520, 473Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_03 (700x479, 490Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_07 (700x486, 513Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_09 (700x556, 562Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_11 (700x521, 501Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_12 (700x427, 418Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_14 (700x545, 469Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_15 (700x487, 609Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_16 (700x445, 462Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_18 (700x403, 338Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_21 (700x483, 432Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_22 (700x560, 692Kb)
xudozhnik_Ilya_Ostrouxov_23 (700x489, 401Kb)
70555_104 (700x486, 461Kb)
226454265_3059530917592896_1501130138262987422_n (700x495, 409Kb)
160916344_156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
По материалам интернета.
Свидетельство о публикации №224072801099