Раздел 4. Глава 2. Дошкольный период

Каждый период жизни человека ставит перед ним и его учителями одну и ту же  образовательную цель – развитие интеллектуальных возможностей и в том числе накопление знаний. Содержательно, образовательный процесс с возрастом усложняется, оставляя неизменной основную идею – накопление знаний. И каждый жизненный период помимо общей цели ставит еще задачу специфически характерную и имеющую смысл именно для этого возраста и этого этапа личной эволюции.

Специфические задачи следуют из природы человека и логики его роста, и пренебрегать ими, значит наносить человеку непоправимый урон.
Возможно, это сейчас и происходит, но мы не обладаем строго проверяемым критерием позволяющим сказать, что сейчас детство или школьный период не дают нужного эффекта, так как, вообще говоря, непонятно, что это такое - нужный эффект. Факт поступательного развития цивилизации говорит о том, что наш способ организации системы образования, на всех возрастах, в общем, работает. Может быть, достаточно хорошо, может быть нет, но отсутствие критерия качества имеет и свою положительную сторону, всегда есть смысл попытаться предложить другое понимание системы образования. В первой главе я изложил свою точку зрения на Учителя, сейчас моя цель – дошкольное образование и младшая школа.

Обычная задача детства

Небольшое замечание. Я полностью отказываюсь от рассмотрения этапа младенчества. Отчасти от того, что лично мне непонятно, как изучать человека на этом этапе, отчасти оттого, что по моему и смысла в этом нет. Думаю, в младенческом возрасте  все решает материнский инстинкт женщины. Вопрос  в том, как воспитана женщина, насколько она готова к материнству. То есть педагогическая задача младенчества есть, но это задача не ребенка и учителя, а главным образом матери и в какой-то  степени отца.

Что же касается собственно детства, то здесь уже включается общество, государство, то есть начинает работать система, и с некоторого момента обсуждать наше коллективное воздействие на нового человека имеет смысл.
Это воздействие ставит цель дать ребенку первое представление о мире, в котором ему предстоит жить и как минимум научить самообслуживанию. Ребенка тренируют в навыках мелкой моторики. Здесь мы имеем сразу две развивающие задачи. Во-первых, руки это наш главный инструмент. Можно сказать, что человек стал самим собой, когда получил руки с огромным количеством степеней свободы и возможностью выполнять тонкие движения. Во-вторых, мелкая моторика оказывает воздействие на развитие мозга настолько значительное, что его трудно переоценить.

В этом же возрасте формируется второй важнейший инструмент – речь, я имею ввиду не младенческую речь, а осознанную, сформированную, пригодную для сложного взаимодействия. Этот же жизненный период необходим для получения первичных навыков социализации. Пока речь идет о детском коллективе. В последствии, будет изменяться возраст окружения, постепенно превращаясь в коллектив взрослый. Детский сад, другие дошкольные учреждения дают первые навыки социального общения, которые в дальнейшем будут усложняться в соответствии с возрастом.
Еще один навык общения – это умение взаимодействовать со взрослыми людьми. Взрослый человек всегда был и  будет главным источником социальной информации. Это следует из того, что общение со сформировавшейся личностью не просто дает информацию в виде каких-то норм, догм и канонов, взрослый человек показывает полезные шаблоны поведения на собственном примере, то есть наиболее эффективным способом. Помимо того, взрослый человек по сравнению с ребенком представляет собой цельную личность, следовательно, он дает собой ответ на главный вопрос социализации, - Что такое человек. 

Все сказанное выше общеизвестно, но я не уверен, что очевидность поставленных задач приводит к их безусловному решению.  Так как даже по формулировке, достижение поставленных целей не представляется слишком уж простым. Ясно, что необходимы хорошо разработанные методики и воспитатели с высоким уровнем психолого-педагогической подготовки.

Итак, мы расставили акценты на вопросах типичной задачи детства. Углубляться в них я не буду, так как мне кажется, что это вопросы сложные технически, но решенные принципиально. Ни  в коем случае не претендуя на экспертное мнение в области дошкольного и младшего школьного образования, я все же выражу надежду, что все вышеупомянутые проблемы достаточно хорошо исследованы, и есть разработанные методики работы. А если дело обстоит и не так, что все же это частные вопросы, для решения которых вполне достаточно хорошего знания психологии младшего возраста и обычной добросовестности. Но есть еще  нетипичная задача, которая как мне кажется, даже не формулируется так ясно, как бы этого хотелось.

В чем проблема? Мы полагаем, что система дошкольного образования и воспитания работает достаточно хорошо, так как в школу дети приходят вполне подготовленными и в целом надо признать какого-либо отставания в развитии не видно, также вполне нормально происходит переход из младшей школы выше. Проблема в том, что здесь, как и во всей системе образования и воспитания, срабатывает отсутствие критерия качества. Мы растим новое поколение, оно входит в жизнь и оказывается к этой жизни вполне подготовленным. Что это значит? Есть ведь два варианта. Возможно, поколение воспитано наилучшим образом, но может быть жизнь такова, потому что мы воспроизводим людей именно под нее. А тогда встает вопрос – а откуда известно, что мы живем в наилучшем из миров? Может быть, стоит попробовать вырастить поколение с большими возможностями?

Нетипичная задача детства

Начиная с некоторого возраста, педагоги ищут детей способных к успешному усвоению того или иного предмета. То есть мы ищем детей с уже вполне определившимися способностями. Возникает интересная ситуация. В дошколятях и младших школьниках мы развиваем лишь общие интеллектуальные способности, а начиная с детей постарше начинаем искать таланты. То есть этот талант мы не взращивали, но он есть. Откуда?

Традиционный ответ – природный дар, не более чем объяснение от ленивого человека. Это самое простое решение – сложнейшие явления объяснять комбинацией генов. Сегодня генетика – достаточно развитая наука и, насколько мне известно, генов ответственных за способность к изобретательству или математике не найдено, что естественным образом порождает другую гипотезу –  высшие способности закладываются в раннем детстве. Звучит тоже достаточно невероятно, но ребенок это уже осмысленное существо и в его интеллекте работают не только механизмы наследственности, поэтому есть смысл подумать о  том, что такое высшие способности и что является первотолчком к их зарождению и последующему раскрытию. Эту задачу мы и будем называть нетипичной задачей детства и думаю, многие со мной согласятся, что термин «нетипичная задача» вполне оправдан для современного состояния дошкольного воспитания и образования.

Генетика 

Прежде чем двигаться дальше, необходимо сделать  акцент, на то, что все же передается ребенку природными механизмами наследственности. Позволю себе только несколько самых общих соображений.
Полагаю, что наследственным признаком может быть память, ее потенциальный объем и механизмы работы. Скорость мышления также может быть объяснена структурой мозга, следовательно, быстрота интеллектуальных операций, возможно, передается по наследству.  То есть передается то, что определяет структурные особенности мозга и всей высшей нервной деятельности, включая системы рецепторов предназначенных для получения информации. Но вряд ли стоит ожидать от природы передачи способности к абстрактному мышления. 

Технологически думаю вполне возможно провести генетический анализ младенца и выяснить, к чему структурно он готов. Но я бы не стал этого делать по двум причинам. Причина первая – анализ даже довольно точный, будущей структуры высшей нервной системы не дает информации об интеллектуальных возможностях, так как эти возможности складываются не только из структуры мозга, но и из техники его использования, то есть из того, чему этот мозг в будущем научат, в том числе и педагоги. Точный генетический анализ в этом отношении вещь достаточно опасная, так как создаст возможность делить людей по сортам вместо того, чтобы пытаться каждого научить как можно лучше. 

Отсюда следует вторая причина - нравственная. Педагог, образовательная система, по моему глубокому убеждению, должны уметь выполнять свою работу в разных условиях, не требуя точного определения качества исходного материала, по той простой причине, что не с материалом мы работаем, а с людьми и подход здесь должен строиться на гуманитарных основаниях, а не технологически целесообразных. С этой точки зрения стремление к поиску талантов и развитие именно их, в целом для системы образования, выглядит как аморальное действие. 

Нестабильность детской психики

Если вы согласны со мной, что генетика в определении таланта не должна быть довлеющим фактором, и мы категорически отказываемся от этой разновидности внутривидового нацизма, то значит необходимо подумать о том, какие еще есть механизмы формирования способностей в раннем детском возрасте. А я уверен, что они есть, и Эйнштейны, Моцарты и Достоевские появляются в раннем детстве, и не как следствие удачной генетической комбинации.

Прежде всего, хочу сделать акцент  на важном свойстве детской психики, отмеченном в заголовке параграфа, на психологической нестабильности. Состояние ребенка в большей степени определяется  эмоцией и в меньшей степени разумом. Это, во-первых. Во-вторых,  эмоция пока не имеет хорошего закрепления в виде привычки реагировать так а не иначе. Поэтому для ребенка порог воздействия, за которым он начинает переоценку известного, невысок и то, что для взрослого человека может быть несущественным, на ребенка окажет огромное влияние. Поэтому интеллект ребенка  предпочтения меняет легко и часто, закрепляясь на чем-то лишь в результате эмоционально мощного воздействия. И это происходит под воздействием факторов, которые я повторюсь, взрослый человек со своей позиции осознавания окружающего мира может даже не заметить.

Эта особенность детской психики дает в руки педагогу серьезный развивающий инструмент. Разовое воздействие может оказать долговременный эффект на процесс развития личности. Вообще такие события в раннем детстве случаются достаточно часто. Думаю, каждый взрослый человек имеет в своей памяти какие-то яркие воспоминания, о воздействии которых,  на свою жизнь он, может быть, даже не задумывается.

Факторы активации интеллекта

Что такое талант? Я полагаю, что этим термином обозначаются две способности. Во-первых, способность к  концентрации интеллектуальной энергии на одном предмете. И, во-вторых, умение видеть свой предмет максимальное полно. Обе эти способности я уже обсуждал, но отсылать читателя к предыдущим, пусть даже своим текстам, я нахожу плохим стилем, поэтому напомню здесь еще раз, о чем идет речь. И замечу, что бытующее отношение к таланту и даже гению основывается на совершенно странных основаниях.

По сути, это отношение сводится к какому-то восторгу и повышенному пиетету, как будто гений это некий сверхчеловек, не подлежащий анализу, не имеющий истории возникновения, появившийся так сказать из ниоткуда, необъяснимым, божественным образом. К просто таланту отношение отличается степенью эмоционального подъема и только. Как-то не замечается, что гениальное произведение в  искусстве, науке – это, прежде всего интеллектуальный продукт, отточенный до блеска, в котором нет неряшливых мелочей. То есть гений и просто талант, способны сосредоточенно и долго работать над своим замыслом, просеивая через сито  критического мышления возможные варианты общего замысла и технических деталей.

А умение концентрировать внимание на одном направлении работы и удерживать его в активном состоянии длительное время это достаточно понятная способность, для которой возможна несложная техника формирования и приучения. То есть оказывается, базовая способность любого таланта и даже гения может быть и должна быть воспитана. А на простой вопрос – почему, если все так просто, мы не видим большого количества гениальных людей и даже таланты необходимо искать, можно дать простой ответ – а сколько усилий мы тратим на воспитании в ребенке навыка концентрации? Мой педагогический опыт говорит о том, что этот навык встречается на самом деле не слишком часто. То есть если бы даже талант определялся упомянутой способностью, то и тогда редкость гениальных людей и не слишком большое количество талантов была бы вполне объяснима. А ведь это только самый очевидный фактор.

Второй момент – это умение видеть. Здесь имеется ввиду не простая концентрация на предмете в течение значительного времени, а активная деятельность интеллекта, направленная на создание максимально полного образа наблюдаемого объекта, явления, процесса, наблюдаемой части мира. Активность интеллекта заключается том, что в образ включаются наблюдения разного плана и уровня, разные виды информации. Интеллект включает в образ не только видимые структурные детали, но и взаимосвязи между ними, он видит предысторию изучения объекта, устанавливает причинно-следственные связи, связи логического следования и самое главное все это очень плотно укладывается в компактный образ. Компактность момент крайне важный, так как именно от компактности зависит то, насколько образ может быть осознан как единое целое, а наша способность к осознанному восприятию не безгранична. Эта способность  ограничивается объемом активной памяти. Возможно это фактор, формируемый природой на уровне физиологии мозга, поэтому так важны «алгоритмы упаковки» информации, позволяющие максимально полно использовать структуры мозга.
Полнота и компактность исследуемого объекта – это еще одна базовая способность таланта, которая вполне тренируема и опять у меня есть большие сомнения в том, что учреждения дошкольного образования или хотя бы младшая школа этими вопросами занимаются.

Необходимо еще одно важное замечание. Под важнейшим свойством таланта обычно понимают умение найти нестандартное решение, рассмотреть ситуацию под необычным углом зрения. Я же об этом свойстве таланта не сказал ни слова, потому что этого свойства просто нет. Для таланта найденное им решение обычно и очевидно (разумеется после того, как найдено), просто он видит больше, что люди «обычные» и считают нестандартным видением. Но повторюсь, он просто видит больше и точнее, а не как-то иначе.

Интуиция
 
Два первых пункта я назвал базой таланта и даже базой гениальности. Эти два пункта в развитии ребенка школьной и дошкольной педагогикой с моей точки зрения учитываются совершенно не достаточно, что и приводит к потребности поиска талантов в более старшем возрасте и сетованию на столь редкое явление гениальности. Возможно, даже гениальность может стать делом совершенно обычным, то есть перестать быть гениальностью, если об этом обеспокоится надлежащим образом.

Еще один важный механизм мышления, о котором я уже говорил в предыдущих главах, но о котором есть смысл поговорить еще раз в контексте педагогики младшего возраста. Напомню, моя точка зрения – интуиция – это осознанный результат бессознательной работы интеллекта. Таковая тоже есть и я даже полагаю, что бессознательные формы мышления это наш главный инструмент. А вербализация, вывод знания на уровень сознания –  возможно, не более чем оформление результата в форме пригодной для передачи в ходе человеческого общения.   

Почему мы сегодня плохо понимаем интуитивные механизмы работы интеллекта. Полагаю, что просто не там ищем. Интуиция это не самостоятельный таинственный механизм. Это способность вывода на уровень сознания результатов бессознательной работы интеллекта в виде знания выраженного в символьной системе свойственной интеллекту. В нашем случае это сложные образы и речь. И надо отметить, что тренируя интеллект мы развиваем одновременно и его сознательную и его бессознательную сферу, в силу единства интеллекта, как механизма. И научая ребенка проговаривать речью свои образные представления мы формируем то, что впоследствии будет называться интуицией. И это также работа детской педагогики. 

Ошибка раннего развития

Немного отвлечемся от конструктивных рассуждений и поговорим о большой ошибке совершаемой в образовании, то есть о негативе.  Сегодня в образовании есть такой термин – «Раннее развитие». Даже сам по себе этот термин говорит об ошибочном подходе к педагогическому воздействию на ребенка. Развитие, точно также не должно быть ранним, как и запоздалым. На самом деле и то и другое приводит к одному и тому же результату – недоразвитости. И об этом необходимо говорить, так как в момент написания этих строк российское общество (и думаю не только российское) убеждено в обратном. И полагаю, что эта убежденность будет только развиваться, нас ждет очень длительный период попыток форсировать развитие интеллекта человека. Это очень опасное явление, но у него, к сожалению, есть объективная база.

Наше общество построено на конкурентной основе. За место под солнцем и за ограниченные ресурсы борются страны, социальные группы, отдельные люди. Единственно, что внесла фаза развитой цивилизации это то, что конкуренция из области физического, кулачного спора перешла в область конкуренции интеллектуальных возможностей. Люди понимают, что будущая успешность определяется количеством и качеством знаний, и в общем качеством и силой интеллекта. В тоже время период жизни, отведенный под создание этой конкурентной базы нельзя удлинять вверх, так как в борьбу за место под солнцем приходится вступать в момент взрослости. А отсюда логически следует, что данный период приходится опускать на ранее детство.

Но ведь проблема состоит не только в том, что надо, но и в том, что возможно физически. А мозг ребенка не может усваивать какую угодно информацию в любом количестве. Мозг, находящийся в определенной фазе своего развития, имеет вполне определенный объем памяти, вполне определенную скорость мышления и форсировать эти параметры можно только за счет перенапряжения.
Если вы пытаетесь заставить юный разум воспринимать некомфортный объем информации со слишком высокой скоростью, то вы тем самым провоцируете его на срыв вплоть до психических заболеваний. Правда, скорее всего, сработает система защиты. При слишком большом потоке информации мозг отключается, но должен заметить, отключается не выборочно, а просто ограничивает информационный поток, а это означает, что интенсивное развитие может спровоцировать процесс деградации.

Вообще, необходимо заметить, что сила человеческого интеллекта не в умении быстро и много запоминать, а в способности усваивать и использовать. И развитие этой главной способности требует вполне определенного времени, так как скорость процесса развития в раннем возрасте определяется не только и даже не столько педагогическими усилиями, сколько физиологией, которой мы вообще никак не управляем. И может быть невозможность форсировать физиологическое развитие – наша большая удача, так как мешает взрослым нанести непоправимый ущерб детям.
Ранее развитие – большая ошибка по двум причинам. Первую я изложил выше. Все чего мы добиваемся, стараясь выжать из ребенка как можно больше – это психозы, неврозы и ранняя остановка развития как реакция механизмов психологической защиты.

Вторая ошибка заключается в непонимании простого факта. Нормально подготовленный интеллект в более поздний период освоит нужную науку быстрее и эффективнее. И на самом деле может оказаться, что заставляя ребенка заниматься чем-то к чему он будет готов позже мы не выигрываем время, а теряем его.   
 
Первотолчок

Детство должно обеспечивать условия подготовки мозга к интенсивному восприятию информации. Это своего рода тренировка интеллектуальных возможностей, в первую очередь способности наблюдать, собирать наблюдаемое в единый информационно насыщенный образ.  Ранее детство не время активного действия. Ребенок пока не готов к абстрактному мышлению, не готов он и к аналитической работе. Помимо способности наблюдать, классифицировать и укладывать информацию в систему он естественно тренирует память. И, наконец, подходим к главному. Я полагаю, что в раннем детстве может быть заложено стремление к работе в конкретной предметной области. Я не утверждаю, что сейчас это с детьми происходит как правило. Полагаю, что это возможно и что этому процессу необходимо способствовать.

Но есть важная корректива о которой надо сказать сразу. Трудно себе представить в этом возрасте предрасположенность к определенной профессии, речь может идти только о роде занятий, то есть о более широком понятии. Под предрасположенностью здесь подразумевается не способность, а мотивация. Именно мотивация является ключом к вхождению в сферу деятельности, так как общие способности –  концентрация внимания и умение собирать информацию, являются общими для любого рода занятий.
То есть, человек в детском возрасте получает инструмент, позволяющий ему стать способным или даже талантливым в любом занятии, вопрос остается в его выборе, что уже  вопрос мотивации. И это звездный момент педагогики. Мотивационный первотолчок, я уверен, дает нам потенциальных ученых, людей искусства, мастеров любой сферы.

Речь, конечно, идет только о потенциале, который еще нужно развивать, пестовать, прежде чем этот потенциал начнет раскрываться и показывать себя реальным, действующим талантом. Но это уже задача других возрастов и других форм образовательного и воспитательного воздействия. 

Помимо того, необходимо отметить, что в силу психологической нестабильности в ребенке за его ум и душу всегда борются несколько идей будущей деятельности. И педагог не должен становится на сторону одной из них. Хороший педагог должен показать целый букет возможностей, одна из которых в силу каких-то трудно уловимых предпочтений, а возможно и просто случайно победит другие идеи.
Как организовать такую работу уже вопрос частных методик, что выходит за рамки  книги посвященной прикладной философии педагогики. Конкретная методика должна описать технологию яркой эмоционально окрашенной передачи, даже не знания, а образов объектов природы, человеческой культуры способных закрепиться в восприятии ребенка, вызвать у него эмоциональный отклик, переходящий в мотивацию на соответствующий род занятия. Не сомневаюсь, что нечто подобное и сейчас происходит в семьях, в детских учреждениях, но возможно пока нет осознанного восприятия идеи такого процесса, как совершено реальной и технологичной системы, не зависящей от случайного яркого впечатления, таланта педагога, что пробуждение таланта, и даже гения,  может быть результатом системного действия.
 
В заключение

Еще раз проговорим основные идеи. Есть две задачи детства. Типичная задача это развитие базовых возможностей мозга и тела, моторика, развитие речи, навыки самообслуживания, первичная социализация.

Под нетипичной задачей я понимаю те вещи, которые уже вполне понимаются, но пока быть может не вполне осознаются, как возможность педагогической системы. Нетипичная задача детства для меня это навыки длительной концентрации на объекте наблюдения и умение формировать информационно полный образ наблюдаемого. Этот навык важен в любой фазе развития человека, но раннее детство это период, когда поставленная задача решается наиболее полно и когда ее просто необходимо решать наиболее полно.

И, наконец, самая главная задача раннего детства – это мотивация на род деятельности. Не профессию, не специальность для заработка, а род деятельности. Удачно сформированная мотивация позволит ребенку сосредоточить на этом роде занятий всю свою личность, все свои интеллектуальные возможности, то есть стать тем, что мы взрослые впоследствии будем воспринимать как талант. А если этих базовых возможностей будет много, то и как гений.
Если в раннем детстве не сформировать ярко выраженную мотивацию, то ребенок все равно выберет себе занятие, но сильной энергетики, которая есть именно в детстве, мощного первотолчка уже не будет. Как результат мы получим вполне полезного для общества человека, который будет конечно зарабатывать на жизнь и быть достойным членом существующего общества, а вопрос, верно ли что мы живем в лучшем из миров, останется открытым.


Рецензии