Загадка крестоносцев и тамплиеров - 3
Причину крестовых походов я вижу в несоответствии рыцарских идеалов веры, чести и доблести реальной жизни с ее братоубийствами, предательствами, изменами и осквернением символов веры. Литературные герои-рыцари Роланды, Танкреды, Ланселоты и прочие стали появляться с 7 века нашей эры, когда начались первые стычки с арабами. А в реальной жизни граф Анжуйский свою жену сжег живьем. Правда, он потом отправился в паломничество во искупление своих грехов, но сколько было тех, кто об искуплении и не помышлял. Также нормой были постоянные драчки между феодалами, когда под шумок грабили церкви и монастыри, насиловали монашек и сжигали священников.
Такое расхождение между идеалом и реальностью было видно всем. И естественной реакцией на расхождение стал мучительный поиск ответа на вопрос «Как исправить ситуацию?». Один из ответов, и возможно самый привлекательный, был тот, который дал Кретьен де Труа в своем романе «Персеваль или Легенда о Граале» (почему я и посвятил всю вторую часть статьи разбору этого романа). Если кратко, то ответ таков: отказаться от своих земель, замков и титулов, посвятить жизнь поиску божественной благодати в виде Святого Грааля, найти его и стать его хранителем. Ведь в ходе таких поисков, в преодолении многочисленных невзгод и опасностей человек очищается от своей греховности и восходит к Богу. Хотя Кретьен де Труа зафиксировал такой ответ уже после завоевания Иерусалима, но в устной форме различные варианты этого ответа ходили по Европе намного раньше.
То есть первый крестовый поход был походом ради обретения божественной благодати, ради обретения Грааля. А лозунг про освобождение Гроба Господня был нужен для того, чтобы подвигнуть на свершение сего подвига широкие народные массы, без нудной и тяжелой работы которых рыцари-крестоносцы даже до Византии не дошли бы и просто умерли с голода.
Практика показала однако, что многочисленные невзгоды и опасности, героически преодолеваемые крестоносным воинством, к улучшению нравственности не ведут. Если раньше рыцари грабили крестьян Европы в ходе многочисленных усобиц, теперь они грабили крестьян Византии и ближневосточных эмиратов. Если раньше они постоянно воевали друг с другом, то и теперь стычки между ними были не редкостью (например, после взятия Антиохии — современный Алеппо в Сирии — крестоносцы целый год не могли двинуться дальше из-за распрей, кому владеть городом; хорошо хоть взаимного сведения счетов не устроили). Да и взятие Иерусалима сопровождалось такой резней местного населения (в том числе и христиан), которое благородным рыцарям было не приемлемо. И вот город уже взят, цель вроде бы достигнута, а Ролландов, Танкредов, Ланселотов и Персевалей так и не появилось. Как было воинство благородными грабителями, так ими и осталось.
И потому возникла необходимость из этого сброда вычленить некое ядро тех, кто все же более соответствовал идеалу по сравнению с общей массой. Значит, мог стать хранителями Грааля после его нахождения. Что и сделал Готфрид Бульонский на следующий год после взятия Иерусалима, учредив Орден бедных рыцарей храма Соломона и Христа. Да-да, никакой ошибки, Орден тамплиеров был основан в 1100 году нашей эры, а не в 1119 год, как традиционно принято считать. Но учрежден был негласно, неофициально. Причина такого события состояла в том, что Грааль еще не был найден. И главной целью Ордена были поиски Грааля, а не защита паломников от разбойничающих на местных дорогах шайках сарацинов. Лишь после того, как Грааль будет найден, можно было Орден учреждать официально.
После взятия Иерусалима общим решением крестоносцев титул короля Иерусалимского был отдан Готфриду Бульонскому. Но этот бывший герцог и граф (он отказался от своих прежних титулов в полном соответствии с генеральной линией романа Кретьена де Труа) отказался также от титула короля Иерусалима. Вместо этого он взял себе титул Защитник Гроба Господня. К сожалению, Готфрид Бульонский умер в год основания им Ордена (то есть в 1100 году) во время осады Акры. Кто-то считает, что умер от холеры. Другие считают, что его отравили, так как Готфрид стал мучаться болями сразу после очередного обеда. И королем Иерусалима стал его брат Балдуин Бульонский (ну и имена же были у королей). А учрежденный им Орден начал археологические раскопки в подвалах подаренной королем резиденции, в которой ранее был храм самого Соломона, если верить преданиям. Магистром же Ордена стал Гуго де Пейн, родственник и помощник Готфрида Бульонского.
В истории сохранились сведения о том, как отдельные известные личности (епископы, короли, графы) упоминали в своих письмах о существовании ордена тамплиеров в период между 1100 и 1119 годами, то есть когда орден еще формально не существовал. Например, вот что пишет один из ранних летописцев крестовых походов Симон де Сен-Бертен: «Пока Годфри великолепно царствовал, некоторые решили не возвращаться в мир после всех перенесенных во имя Господа опасностей. По совету вождей Божьей армии они поклялись отречься от мира, отказаться от личных благ и вести общинную жизнь, чтобы с помощью оружия защищать землю от нападений язычников, когда это будет необходимо». В этом отрывке можно узреть только один смысл: решение об учреждении ордена было принято еще при жизни Готфрида Бульонского.
О деятельности ордена в это время почти ничего не известно. Значит, орден занимался чем-то таким, что не подлежало всеобщему вниманию. Скорее всего, занимался археологическими раскопками в храме Соломона. И думается мне, что рыцари откопали что-то весьма ценное по меркам того времени. Потому что когда Гуго де Пейн отправился в Европу в 1119 году, его там встретили с необычайным почетом и уважением, какого до этого не удостаивался ни один другой орден. И хотя устав Ордена был принят только через девять лет в 1128 году на церковном соборе в Труа, дарения земель, деревень, городов, округов, денег и прочих благ начинаются в 1119 года. Так что же такого интересного могли откопать тамплиеры? А бог его знает. Не играет роли, что именно они откопали. Играет роль, во что они поверили и чем убедили европейских монархов. Если они откопали самый обычный рядовой кубок для питья времен римского владычества и уверовали, что это и есть Святой Грааль, дальнейшие слава и почет были им обеспечены.
Итак, рыцари находят Святой Грааль (на самом деле простой кубок для питья), едут с ним в Европу, убеждают римский престол в исключительности своей находки и после этого каждый второй рыцарь и феодал Европы стал мечтать о вступлении в Орден тамплиеров. Ведь Орден приобщился к божественной благодати, значит вступление в Орден сулит в будущем отпущение всех грехов и пребывание в раю после смерти. Вот почему Орден стал настолько быстро богатеть. Но в этом богатстве крылась и будущая смерть самого Ордена.
Свидетельство о публикации №224072801444