Старик Хоттыбычь

               


                «Умение  жить  для  людей,
                самое  важное  качество  человека».
               
                А.Н.Солженицин.


        Шли  первые  послевоенные  годы  двадцатого  века.  Павлуша,  рос
послушным  мальчиком.  Его  родители  приучили  к  аккуратности  и
одевали  всегда   «с  иголочки».  Коротенькие  шортики  бежевого  цвета  в
коричневую  клеточку,  белая  майка,  на  ножках  белые  носочки  и
красивые  лаковые  сандалики.  По  заборам  и  сараям  Павлуша  не  лазил,
в  футбол  не  играл.  Говорил,  очень,  культурно,  не  громко,  любил
кататься  на  велосипеде,  играть  в  шахматы,  а  в  десятилетнем  возрасте,  с  особым  удовольствием,  основательно  строил  макет  пассажирского
парохода.  Он,  получился  красивым,  длинной  в  один  метр,  высотой
двадцать  пять  сантиметров.  Пароход  был  с  каютами,  в  которых
открывались  окна  и  двери.  На  носу  корабля  была  ходовая  рубка.  Все
детали  парохода,  малые  и  большие,  основательно  продуманные, выверенные  и  изготовленные.  Детали  изготавливал  из  дерева  и  металлоконструкций (метизов).  В  ближайшем  роду  не  было  родных, которые  бы  были  связаны  с  морем,  телевидения  еще  не  было.  Пищу  для  этого  увлечения  дали  книги,  фильмы,  шедшие  в  кинотеатрах,  журнал  «Юный  техник».  Журнал  развивал  структурированное  мышление,  дающее  умение  упорядочить  информацию  в  голове,  составить  план  действий  и  увидеть  дальнейший  путь,  таким  образом,  развивая  интуицию.  В  пароходе,  который  строил  он  на  подсознательном  уровне,  изображал  начало  своего  жизненного  пути.  Но,  к  сожалению,  река  Ангара  была  далеко  от  дома  и  возможности  спустить,  корабль  на  воду  не  было.  А,  так,  ему  хотелось  увидеть  корабль  в  плавании.  Никто  из  взрослых  не  расшифровал  этот  «пароль»  прохождения  в  жизнь  своего  ребенка.  Таким  образом,  это  осталось  на  уровне  мечты.  Барьер  обстоятельств,  плавно  закрыл  развитие  ситуации.

        В  школе  Павлуша  учился  отлично,  не  из-за  того,  что  ему  все
нравилось,  а  проявлялась  воспитанная  в  нем  законопослушность. Руки  на  парте  всегда  держал  горизонтально,  головой  не  крутил,  если  хотел  ответить,  на  вопрос  учителя,  поднимал  руку,  не  отрывая  локоть  от парты.

        Помимо  тщательно – скрупулезного  выполнения  уроков,  Павлуша
много  читал  книг:  по  астрономии  --  Григория  Яковлевича  Перельмана;
по  математике  --  Николая  Ивановича  Лобачевского;  фантастику 
Станислава  Лемма,  братьев  Стругатских,  Ивана  Ефремова.  После  эпохального  Постановления  Совета  Министров  СССР  от  первого  июля
одна  тысяча  девятьсот  пятьдесят  четвертого  года  «О  совместном
обучение  мальчиков  и  девочек  в  средней  школе»,  Павлуша  стал влюбляться  в самых  красивых  девочек  школы.  Девочка  по  фамилии  «Песня»,  статная,  белокурая  с  длинной  косой,  лучшая  гимнастка  школы,
на  нее   нельзя  не  обратить  внимание.  От  нее  шел  дух  славянского
духовенства  и  государевой  привилегии.  Но,  каким  образом,  это  чудо
оказалось  в  Сибирском  Крае,  можно  было  только  предполагать.  И,  еще,
девочка  по  фамилии  Аленович,  она  была  Председателем  Совета  Дружины  в  школе  и  занималась  танцами.  В  ней  сочетались  лидерство  и
фееричная  девичья  краса.

        Девочки,  влюблялись  в  Павла,  за  внешнюю  статность  и  внутренние  качества  его  личности,  что  редко  характерно  мальчикам  подросткового  возраста.  По  мере  взросления  укреплялась  и  физическая  крепость  славянина.  Он  помогал  строить  новый  дом  отцу  для  всей  семьи.  Дом  пятистенок,  из  лиственницы,  с  большой  русской  печкой,  с установкой  водяного  отопления  по  всему  дому.  Вода  заливалась  в  котел,  установленный  в  печи,  нагреваясь,  вода  распространялась  по  трубам  к  батареям,  в  доме   было  тепло,  когда  топилась  печь.  Вся  система  водяного  отопления  рассчитывалась  инженерной  мыслью  отца  с   
участием  сына  Павла.
 
        Жизнь  текла  своим  чередом,  летело  время,  Павел  закончил  школу 
с  золотой  медалью.  Он  мечтал  стать  астрофизиком.  Началась  подготовка 
к  поступлению   Государственный  Университет  имени  А.  А.  Жданова,  на
физико - математический   факультет.  Сбор  документов  и  пробежка  по
знаниям  математике,  для   сдачи  одного  экзамена,  как  профилирующего.
Медалисты  сдавали  один  предмет,  все  остальные  абитуриенты  по  шесть
экзаменов.  Конкурс  на  физико – математический  факультет  всегда  большой,   до  двенадцати  человек  на  место.  В  поступление  Павла  сомнений  не  было,  он  отлично  владел  знаниями  требующихся  дисциплин.

        Родители  Павла,  не  рекомендовали  ему  поступать  на  физ.- мат.,  а  предлагали  подумать  о  специальности  медика.  Они  мечтали  видеть
своего  сына  хирургом,  преемственность  поколений  по  линии  матери.
Приводились  доводы  применения  его  математического  мышления  в  медицине.  Беседы  были  основаны,  на  последних  достижениях  в  медицине,  с  прогнозируемым  применением  в  нее  зачатков  искусственного  интеллекта.  В  это  время  в  Прессе   появились  книги  Норберта   Виннера,  основоположника  кибернетики  и  искусственного  интеллекта.  Печатались  статьи  о  направлении,  в  медицине,  которое  будет  изучать  моделирование  заболеваний  и  использование  моделей  для  диагностики  болезней.  Павел  понимал  и  ценил  медицинскую  деятельность,  но  сам  заниматься  этим  не  предусматривал.  Но,  уважая  своих  родителей  и  анализируя  их  советы  и  мнение,  он   решил  поступать  в  медицинский  институт.  Корабль   детства  не  был  спущен  на  воду  и  первая  программа  жизни  не  запустилась.  Конкурс  для  поступления  на  лечебный  факультет,  в  медицинский  вуз,  был  --  двадцать  человек  на  одно  место.  Он  сдал  профилирующий  предмет   отлично  и  был  зачислен.  Учился  Павел  хорошо,  как  и  в  школе,  но  на душе  было  неуютно,  она  сохла,  глаза  тускнели  от  невыносимости  заниматься  не  цепляющим  за  душу  делом.  Приезжая  домой,  после  занятий,  Павел  ужинал,  садился  в любимое  качающееся  кресло,  сконструированное  самим,  и  с  упоением  читал  книгу:  «Магнитные  поля  Галактики».  Это  было  самым  увлекательным  чтивом,  за  весь  период,  молодой  жизни.  В  ней  описывались  магнитные  поля  молодых  звезд.  Было  много  новых  терминов,  но  его  это  не  смущало,  в  процессе  чтения,  догадывался  о  смысле  слов,  или  смотрел  в  Большую  Советскую  Энциклопедию  (БСЭ).

         Астрофизика  --  это  наука  о  теории,  она  его  и  заинтересовала
предположительной,  нащупывающей  истину  направленностью.  Павел  знал,  что  развивая  теории,  сопоставляя  их,  можно  добраться  до  сути  с
последующим  прямым  доказательством  истинного  процесса  развития.

        Павел,  бесповоротно,  бросает  обучение  в  медицинском  вузе  и
переводится  в  Государственный  Университет   имени  А.  А.  Жданова,  на 
биологический  факультет.  Жизненный  поворот,  который  он  совершил, 
был  выстраданный  и  вынужденный.  На  новом  месте,  биологического
факультета,  он  чувствовал  себя уютнее,  чем  в  мединституте.  В  итоге,
Павел  Владимирович,  закончив  обучение,  получает  красный  диплом.

        Направление  на  работу  дали  в  экспериментальную  Лабораторию 
Ботанического  сада  СО  АН  СССР.  Через  год  работы,  он  оформился
соискателем  по  тематике:  «Акклиматизация  растительности  Юго - Восточной  Азии  в  условиях  Сибири».  Он  увлекся  этой  темой.  Научные  командировки  и  экспедиции  на  территории  континентально - островного   типа  находившегося  между  Китаем  и  Австралией,  Павла  Владимировича   полностью  поглотили.  Неописуемый  шквал  впечатлений  о  работе  превзошел  ожидания.  Научная  работа,  данной  тематики,  шла  на  высоком  уровне.  Некоторые  экзотические  растения,  имеющие  лекарственную  ценность,  стали  приживаться  в  условиях  Южной  Сибири.  Павел  Владимирович  ожил,  расцвел  духовно.  Вынужденный  переход  в  биологическую  среду  определил  интерес  по  высшему  классу.  Если  бы  не  история  с  мединститутом,  он  никогда  бы,  не  подумал,  что  тема:  «Физиологии  растений»  может  его  заинтересовать.
 
        Научная  среда,  в  которую  окунулся  Павел  Владимирович,  это 
особая  среда  людей  с  их  не  простыми  характерами.  Здесь,  часто,  не 
существует  правил  порядочности,  когда  касается  конкуренции  исследований  и  воспринимать  такую  ситуацию,  он  не  был  готов.  Его  не  интересовали  отношения  соперников  к  его  исследованиям  и  к  его  повышающемуся  статусу  исследователя,  а  в  науке  надо  быть  не  только  ученым  исследователем  и  глубоко  порядочной  личностью,  но  и  человеком  с  сильным  характером  и  элементами  наглости.  Только  эти  сочетания  стезей  дают  возможность  выжить  в  науке  и  утвердиться.  Павел  Владимирович  занимаясь  научной  деятельностью  не  думая  о  состязательности.  Его  увлекал  положительный  результат  работы.  Для  него  было  главным  спрос  на  продукт  исследований.  Лейтмотив  его  жизни  следовал  высказыванию  А.  Н. Солженицина:  «Умение  жить  для  людей,  самое  важное  качество  человека».
 
        Чем  глубже  и  положительнее  были  результаты  исследований  у
Павла  Владимировича,  тем  чаще  и  отчетливее  он  ощущал  влияние  на
него  конкурентов.  Лично  для него  конкуренция  не  являлась  двигателем
науки,  он  не  участвовал  в  ней,  пытаясь   заниматься  наукой  в  духе
сотрудничества,  а  не  соперничества.  Но,  в  Лаборатории  господствовала
не  здоровая  обстановка,  выбивались   выскочки,  а  для  остальных  шла
зачистка.  Поняв  это,  Павел  Владимирович,  не  стал  дожидаться  возможной  дискриминации.  Сыграла  роль  альтруистской  выковки  и  он  покинул  Академическое  общество.  Спокойный  ум  близок  к  силе,  что  способствует  минимизации  переживаний,  чем  и  руководствовался  Павел  Владимирович.  Такое  яркое,  впечатляющее  начало  деятельности  в  области  биологии,  сменилось  умиротворением.

        Начался  новый  этап  свободы  в  своих  помыслах  и  действиях.  Павел  Владимирович  идет  путем  интуиции,  начинает  двигать  то,  что  еще  ему  нравиться  и  что  он  умеет.  Он  устраивается  в  ремонтную  мастерскую  слесарем.  Мастерская  выполняла  госзаказы  по  сборке  и  полной  комплектации  жилых  домов  для  зимовки  на  Северном  полюсе.
Своим  смирением  Павел  Владимирович  спустился  на  ступеньки  ниже,  но
расширил  пространство,  для  души,  что  открыло  ему  свободу  действий.
Смирение  его  привело  к  духовному  интеллекту  и  появилось  утихомиренное    приспособление  к  действительности.  Работал  слесарем,  искренне  и  от  души,  с  большим  упоением  и  радостью.  Он  видел  нужность  своего  дела  и  его  важность.  Смирение  сверхъестественно  Природе  и  это  то,  чего  не  хватало  Адаму.  Старец  Тихон  говорил:  «Каждое  утро  Бог одной  рукой  благословляет  мир,  но  если  увидит  смиренного  человека  --  благословляет  его  двумя  руками».

        Рабочие,  с  которыми  работал  Павел  Владимирович,  уважали  и
обращались  к  нему,  всегда,  по  имени  и  отчеству.  Даже  ненормативная 
лексика,  которую  часто  свойственно  произносить  рабочему  классу,  не 
произносилась  при  нем.  Ни  все  друзья  и  знакомые,  Павла  Владимировича,  поняли  его  поступок,  изменения  деятельности,  однозначно.  Жена  всегда  понимала  его  и,  в  этом  случае,  одобрила.  Самые  лучшие  друзья  восхищались  таким  поворотом  жизни  Павла  Владимировича.  Были  и  такие,  которые  считали  ситуацию  его  поражением,  депрессией  и  полным  непризнанием  себя.  Каждый  судит  по  своим  убеждениям.

        Работая  на  слесарных  станках,  Павел  Владимирович,  видел
непосредственно  результаты  своего  труда.  Укомплектованные
оборудованием  домики  отправлялись  полярным  исследователям  для  жизни  и  работы  в  них.  В  этой  работе  Павел  Владимирович  видел  причастность  к  большой  науке.  Он  чувствовал  нужность  своего  труда  и  вносил  в  него  творчество  своими  рационализаторскими  предложениями.

        С  тех  пор,  как  Павел  Владимирович  стал  работать  слесарем,  родная  сестра  стала  его  звать  Старик  Хоттабыч  и  зовет  по  сей  сень,  но  уже  в  шутку.  Она  считает  его  не  современным  человеком,  не  идущим  в  ногу  со  временем,  и  еще  не  пользующимся   интернетом,  а  получающим  информацию  из  общедоступных  поставляемых  средств  массовых
трансляций  --  газет,  журналов,  телевидение.  Иногда  это  сестру
раздражает,  но  иногда  и  восторгает  эта  самобытность.  У  Павла
Владимировича  свое  мерило  жизни,  свое  кредо  --  быть  полезным
людям.  Сестра  согласна  с  его  мерилом,  но  у  нее,  просто,  диаметрально  противоположная  харизма.

        В  настоящее  время  Павел  Владимирович  на  пенсии,  работал  до  75  лет.  На  пенсию  уходить  не  хотел,  но  ушел  из  уважения  к  жене,
уговаривающей  пятнадцать  лет  его  это  сделать.  Они  с  женой
воспитали  двоих  сыновей,  получивших  специальность  летчиков – испытателей  и  проработавших  достойным  образом  без  аварий.  В  настоящее  время  его  дети  воспитывают  своих  детей.

        В  этой  небольшой  повести  проходит  путь  жизни  и  деятельности
Русского  человека  20 - 21  века.  Историки,  политики  и  философы    со
времен  В. С. Соловьева  (1887-88 г.г.)  до  сих  пор  ведут  полемику  и
споры  о  Русской  идеи,  но  официально  Русская  идея  так  и  не
сформулирована  в  единый  целостный  постулат.  А  это,  ведь,  так
просто  словами  Павла  Владимировича  (Старика  Хоттабыча)   --   «Человеку
надо  быть  максимально  полезным  своим  близким  и  всему  обществу».
        Ведь,  так,  просто!  Зачем  же  мудрствовать  лукаво?   
       


Рецензии
Достойный путь достойного человека. Рассказ понравился. С почтением.

Игорь Струйский   25.12.2024 14:32     Заявить о нарушении
Благодарю Вас Игорь, рада, что рассказ понравился.
С глубоким уважением, Галина.

Галина Буланова   06.01.2025 16:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.