Старик Хоттыбычь
«Умение жить для людей,
самое важное качество человека».
А.Н.Солженицин.
Шли первые послевоенные годы двадцатого века. Павлуша, рос
послушным мальчиком. Его родители приучили к аккуратности и
одевали всегда «с иголочки». Коротенькие шортики бежевого цвета в
коричневую клеточку, белая майка, на ножках белые носочки и
красивые лаковые сандалики. По заборам и сараям Павлуша не лазил,
в футбол не играл. Говорил, очень, культурно, не громко, любил
кататься на велосипеде, играть в шахматы, а в десятилетнем возрасте, с особым удовольствием, основательно строил макет пассажирского
парохода. Он, получился красивым, длинной в один метр, высотой
двадцать пять сантиметров. Пароход был с каютами, в которых
открывались окна и двери. На носу корабля была ходовая рубка. Все
детали парохода, малые и большие, основательно продуманные, выверенные и изготовленные. Детали изготавливал из дерева и металлоконструкций (метизов). В ближайшем роду не было родных, которые бы были связаны с морем, телевидения еще не было. Пищу для этого увлечения дали книги, фильмы, шедшие в кинотеатрах, журнал «Юный техник». Журнал развивал структурированное мышление, дающее умение упорядочить информацию в голове, составить план действий и увидеть дальнейший путь, таким образом, развивая интуицию. В пароходе, который строил он на подсознательном уровне, изображал начало своего жизненного пути. Но, к сожалению, река Ангара была далеко от дома и возможности спустить, корабль на воду не было. А, так, ему хотелось увидеть корабль в плавании. Никто из взрослых не расшифровал этот «пароль» прохождения в жизнь своего ребенка. Таким образом, это осталось на уровне мечты. Барьер обстоятельств, плавно закрыл развитие ситуации.
В школе Павлуша учился отлично, не из-за того, что ему все
нравилось, а проявлялась воспитанная в нем законопослушность. Руки на парте всегда держал горизонтально, головой не крутил, если хотел ответить, на вопрос учителя, поднимал руку, не отрывая локоть от парты.
Помимо тщательно – скрупулезного выполнения уроков, Павлуша
много читал книг: по астрономии -- Григория Яковлевича Перельмана;
по математике -- Николая Ивановича Лобачевского; фантастику
Станислава Лемма, братьев Стругатских, Ивана Ефремова. После эпохального Постановления Совета Министров СССР от первого июля
одна тысяча девятьсот пятьдесят четвертого года «О совместном
обучение мальчиков и девочек в средней школе», Павлуша стал влюбляться в самых красивых девочек школы. Девочка по фамилии «Песня», статная, белокурая с длинной косой, лучшая гимнастка школы,
на нее нельзя не обратить внимание. От нее шел дух славянского
духовенства и государевой привилегии. Но, каким образом, это чудо
оказалось в Сибирском Крае, можно было только предполагать. И, еще,
девочка по фамилии Аленович, она была Председателем Совета Дружины в школе и занималась танцами. В ней сочетались лидерство и
фееричная девичья краса.
Девочки, влюблялись в Павла, за внешнюю статность и внутренние качества его личности, что редко характерно мальчикам подросткового возраста. По мере взросления укреплялась и физическая крепость славянина. Он помогал строить новый дом отцу для всей семьи. Дом пятистенок, из лиственницы, с большой русской печкой, с установкой водяного отопления по всему дому. Вода заливалась в котел, установленный в печи, нагреваясь, вода распространялась по трубам к батареям, в доме было тепло, когда топилась печь. Вся система водяного отопления рассчитывалась инженерной мыслью отца с
участием сына Павла.
Жизнь текла своим чередом, летело время, Павел закончил школу
с золотой медалью. Он мечтал стать астрофизиком. Началась подготовка
к поступлению Государственный Университет имени А. А. Жданова, на
физико - математический факультет. Сбор документов и пробежка по
знаниям математике, для сдачи одного экзамена, как профилирующего.
Медалисты сдавали один предмет, все остальные абитуриенты по шесть
экзаменов. Конкурс на физико – математический факультет всегда большой, до двенадцати человек на место. В поступление Павла сомнений не было, он отлично владел знаниями требующихся дисциплин.
Родители Павла, не рекомендовали ему поступать на физ.- мат., а предлагали подумать о специальности медика. Они мечтали видеть
своего сына хирургом, преемственность поколений по линии матери.
Приводились доводы применения его математического мышления в медицине. Беседы были основаны, на последних достижениях в медицине, с прогнозируемым применением в нее зачатков искусственного интеллекта. В это время в Прессе появились книги Норберта Виннера, основоположника кибернетики и искусственного интеллекта. Печатались статьи о направлении, в медицине, которое будет изучать моделирование заболеваний и использование моделей для диагностики болезней. Павел понимал и ценил медицинскую деятельность, но сам заниматься этим не предусматривал. Но, уважая своих родителей и анализируя их советы и мнение, он решил поступать в медицинский институт. Корабль детства не был спущен на воду и первая программа жизни не запустилась. Конкурс для поступления на лечебный факультет, в медицинский вуз, был -- двадцать человек на одно место. Он сдал профилирующий предмет отлично и был зачислен. Учился Павел хорошо, как и в школе, но на душе было неуютно, она сохла, глаза тускнели от невыносимости заниматься не цепляющим за душу делом. Приезжая домой, после занятий, Павел ужинал, садился в любимое качающееся кресло, сконструированное самим, и с упоением читал книгу: «Магнитные поля Галактики». Это было самым увлекательным чтивом, за весь период, молодой жизни. В ней описывались магнитные поля молодых звезд. Было много новых терминов, но его это не смущало, в процессе чтения, догадывался о смысле слов, или смотрел в Большую Советскую Энциклопедию (БСЭ).
Астрофизика -- это наука о теории, она его и заинтересовала
предположительной, нащупывающей истину направленностью. Павел знал, что развивая теории, сопоставляя их, можно добраться до сути с
последующим прямым доказательством истинного процесса развития.
Павел, бесповоротно, бросает обучение в медицинском вузе и
переводится в Государственный Университет имени А. А. Жданова, на
биологический факультет. Жизненный поворот, который он совершил,
был выстраданный и вынужденный. На новом месте, биологического
факультета, он чувствовал себя уютнее, чем в мединституте. В итоге,
Павел Владимирович, закончив обучение, получает красный диплом.
Направление на работу дали в экспериментальную Лабораторию
Ботанического сада СО АН СССР. Через год работы, он оформился
соискателем по тематике: «Акклиматизация растительности Юго - Восточной Азии в условиях Сибири». Он увлекся этой темой. Научные командировки и экспедиции на территории континентально - островного типа находившегося между Китаем и Австралией, Павла Владимировича полностью поглотили. Неописуемый шквал впечатлений о работе превзошел ожидания. Научная работа, данной тематики, шла на высоком уровне. Некоторые экзотические растения, имеющие лекарственную ценность, стали приживаться в условиях Южной Сибири. Павел Владимирович ожил, расцвел духовно. Вынужденный переход в биологическую среду определил интерес по высшему классу. Если бы не история с мединститутом, он никогда бы, не подумал, что тема: «Физиологии растений» может его заинтересовать.
Научная среда, в которую окунулся Павел Владимирович, это
особая среда людей с их не простыми характерами. Здесь, часто, не
существует правил порядочности, когда касается конкуренции исследований и воспринимать такую ситуацию, он не был готов. Его не интересовали отношения соперников к его исследованиям и к его повышающемуся статусу исследователя, а в науке надо быть не только ученым исследователем и глубоко порядочной личностью, но и человеком с сильным характером и элементами наглости. Только эти сочетания стезей дают возможность выжить в науке и утвердиться. Павел Владимирович занимаясь научной деятельностью не думая о состязательности. Его увлекал положительный результат работы. Для него было главным спрос на продукт исследований. Лейтмотив его жизни следовал высказыванию А. Н. Солженицина: «Умение жить для людей, самое важное качество человека».
Чем глубже и положительнее были результаты исследований у
Павла Владимировича, тем чаще и отчетливее он ощущал влияние на
него конкурентов. Лично для него конкуренция не являлась двигателем
науки, он не участвовал в ней, пытаясь заниматься наукой в духе
сотрудничества, а не соперничества. Но, в Лаборатории господствовала
не здоровая обстановка, выбивались выскочки, а для остальных шла
зачистка. Поняв это, Павел Владимирович, не стал дожидаться возможной дискриминации. Сыграла роль альтруистской выковки и он покинул Академическое общество. Спокойный ум близок к силе, что способствует минимизации переживаний, чем и руководствовался Павел Владимирович. Такое яркое, впечатляющее начало деятельности в области биологии, сменилось умиротворением.
Начался новый этап свободы в своих помыслах и действиях. Павел Владимирович идет путем интуиции, начинает двигать то, что еще ему нравиться и что он умеет. Он устраивается в ремонтную мастерскую слесарем. Мастерская выполняла госзаказы по сборке и полной комплектации жилых домов для зимовки на Северном полюсе.
Своим смирением Павел Владимирович спустился на ступеньки ниже, но
расширил пространство, для души, что открыло ему свободу действий.
Смирение его привело к духовному интеллекту и появилось утихомиренное приспособление к действительности. Работал слесарем, искренне и от души, с большим упоением и радостью. Он видел нужность своего дела и его важность. Смирение сверхъестественно Природе и это то, чего не хватало Адаму. Старец Тихон говорил: «Каждое утро Бог одной рукой благословляет мир, но если увидит смиренного человека -- благословляет его двумя руками».
Рабочие, с которыми работал Павел Владимирович, уважали и
обращались к нему, всегда, по имени и отчеству. Даже ненормативная
лексика, которую часто свойственно произносить рабочему классу, не
произносилась при нем. Ни все друзья и знакомые, Павла Владимировича, поняли его поступок, изменения деятельности, однозначно. Жена всегда понимала его и, в этом случае, одобрила. Самые лучшие друзья восхищались таким поворотом жизни Павла Владимировича. Были и такие, которые считали ситуацию его поражением, депрессией и полным непризнанием себя. Каждый судит по своим убеждениям.
Работая на слесарных станках, Павел Владимирович, видел
непосредственно результаты своего труда. Укомплектованные
оборудованием домики отправлялись полярным исследователям для жизни и работы в них. В этой работе Павел Владимирович видел причастность к большой науке. Он чувствовал нужность своего труда и вносил в него творчество своими рационализаторскими предложениями.
С тех пор, как Павел Владимирович стал работать слесарем, родная сестра стала его звать Старик Хоттабыч и зовет по сей сень, но уже в шутку. Она считает его не современным человеком, не идущим в ногу со временем, и еще не пользующимся интернетом, а получающим информацию из общедоступных поставляемых средств массовых
трансляций -- газет, журналов, телевидение. Иногда это сестру
раздражает, но иногда и восторгает эта самобытность. У Павла
Владимировича свое мерило жизни, свое кредо -- быть полезным
людям. Сестра согласна с его мерилом, но у нее, просто, диаметрально противоположная харизма.
В настоящее время Павел Владимирович на пенсии, работал до 75 лет. На пенсию уходить не хотел, но ушел из уважения к жене,
уговаривающей пятнадцать лет его это сделать. Они с женой
воспитали двоих сыновей, получивших специальность летчиков – испытателей и проработавших достойным образом без аварий. В настоящее время его дети воспитывают своих детей.
В этой небольшой повести проходит путь жизни и деятельности
Русского человека 20 - 21 века. Историки, политики и философы со
времен В. С. Соловьева (1887-88 г.г.) до сих пор ведут полемику и
споры о Русской идеи, но официально Русская идея так и не
сформулирована в единый целостный постулат. А это, ведь, так
просто словами Павла Владимировича (Старика Хоттабыча) -- «Человеку
надо быть максимально полезным своим близким и всему обществу».
Ведь, так, просто! Зачем же мудрствовать лукаво?
Свидетельство о публикации №224072801557
Игорь Струйский 25.12.2024 14:32 Заявить о нарушении
С глубоким уважением, Галина.
Галина Буланова 06.01.2025 16:32 Заявить о нарушении