Ав. дали, дализе в мнг. яз

Ав. ДАЛИ, ДАЛИЗЕ в мнг. яз.

Халха-мнг. ДАЛБИЙХ "свисать, отвисать", ДАЛЖУУ "косой, кривой, наклонный", ДАЛЖИЙХ "кривиться, наклоняться набок: ав. ДАЛИ "списание", ДАЛИЗЕ "свисать, болтаться в свободном состоянии, перевешиваться".

Тур. ДАЛ "ветка".

С этой основой связана лживая статья в Мифах Народов Мира о "грузинской богини Дали", -защитницы диких животных. Её длинные ниспадающие до земли волосы возводятся к "финикийскому" (!?) языку, а дагестанские соответствия этой  богини - Авдал (ав.), Будуал ( анд.)  объяснены как некие  вероятные "заимствования" из грузинского языка, что не может соответствовать действительности.

Это божество охоты и покровительства диким животным встречается на каменной резьбе в Ауарии. С ней связан рисунок утяжеления выпущенной стрелы из лука, что говорит об отклонении стрелы этим божеством. И данные функции - отклонения стрелы от цели- присущи богине Дали, вот только никакого подтверждения из лексики собственно грузинского языка нет. Зато весь семантический ряд к этому сюжету присутствует в ауарском и монгольских языках, ср. мнг. ДАЛЖИЙХ "кривиться, наклоняться".

Таким образом, в грузинском языке ровным счётом ничто не указывает на грузинское происхождение этого мифологического персонажа. Это тем более очевидно, раз они пытаются раскопать этимологию аж в вымершем финикийском языке.

Ещё одна деталь.... Ауарская форма по семантике повторяет именно монгольское значение, а не тюркское "ветка".

Компонент "ав-" в ав. "Авдал" должен означать "тур; охота".

Таким образом, ауарско-монгольские совпадения в лексике в хронологическом плане восходят, как минимум, к эпохе языческого пантеона богов. Кстати, ауарское божество скота и пастбищ "Бечед" также имеет соответствия в монгольской лексике: БЭЛЧЭЭР/БИЛЧЭЭР "пастбище", БЭЛЧИХ/ БИЛЧИХ "пасти скот", "пастись".

Мы не можем судить об очень отдалённом периоде, но совершенно точно, что ауарское язычество несёт на себе отпечаток близости к монгольским языкам. А перекличка с грузинским языческим пантеоном: ДАЛИ- АВДАЛ, БОЧИ- БЕЧЕД и др. указывает на локализацию рядом с Грузией или картвельскими племенами.

 


Рецензии