На седьмом веке Траяна

НА СЕДЬМОМ ВЕКЕ ТРАЯНЬЕМ

В "Слове о полку Игореве" имеются загадочные строки: На седьмом веке Трояни (Траяне) вторжеся  (вторгся) Всеславу жребий о деянии (деяви цю)любом.

 Всеслав (Великий Киевский князь) людей судил, князьям города рядил (распределял), а сам в ночи волком рыскал: из Киева дорыскивал до кур Тьмутороканя".

Согласно Тюркскому словарю слово "кур" означает "горный,возвышенный".
Тьмуторокань или Тьмутаракань, это город-полис Тмататарх),основанный выходцами из Древней Греции. Ныне находится на территории Таманского полуострова.
Великий полководец князь Святослав нам исходе девятого века разбив хазар
присоединил Тмататарх.


И далее ещё одна загадочная строка: "Великому Хръсови волком путь перерыскивал". 
 
В исторических хрониках  имеются упоминая о том, что древние славяне до принятия новой веры христианства почитали  божество Трояна. Он изображался в виде кумира, имевшего три лица на одном туловище. И носил название  Троян или Триглав.

По-видимому, кумир олицетворял одну из ипостасей мира – Время. Время имеет три составляющие компоненты – Будущее, Настоящее и Прошлое.

Атрибутами Трояна  были чёрный конь и громадный меч.
Кроме этого у древних славян имелось божество Святовид или Святовет. Его изображали с четырьмя лицами на одном туловище. Атрибутами его были белый конь и громадный меч.

Четвёртой компонентой, связанной со Временем возможно был элемент Разума.
Недаром из глубокой древности пришло слово «человек». Оно состоит из двух слов «чело»- лоб или лицо, «век» -столетие, время. Чело- век это Лицо Времени.

Святовет (божество - кумир) состоит из двух слов. Из первого слова – "свят" (святой)  и второго слова "вет" - время.

Значение слова «вет» можно уяснить из древнего сохранившего корень слова – ветхий, т.е. прошедший во времени.

Да  при встрече с друзьями мы часто говорим  – привет. Слово состоит из «при» - при(шедшему) и «вет»- времени.

Даже в пришедшем из древности слове  «рассвет» - первое означает древнее название Солнца –«Ра»  и «свет».

А само слово «свет» это «струящееся время»  или светящееся Время.

Солнца (древнее Ра) приходит свет и означает «Ра- Свет». 
Как и Радуга - Дуга Солнца. "Ра" так называлось славянами в древности Солнце.
 
В этом случае используется обожествление Времени и Светила.
Наступает с рассветом Время Светила.

В строках древней поэмы содержатся созвучные строки о том, что «… на седьмом веке Траяньем (Трояньем) выпал князю жребий о деянии любом и  опёршись  стременами о коня поскакал, прикоснулся  скипетром (стружием) престола Киевского.

Здесь говорится о вполне определённом времени и определённом деянии.
Первые издатели «Слова»  не смогли правильно прочитать «деяние любо» и заменили его на «девицу любимую».

Да и многим помнятся  слова песни: «Любо, братцы, любо, любо братцы жить.  С нашим атаманом не приходится тужить…».

Словари  утверждают,  что значение слова «любо» -по нраву, угодно, пригоже.                Если же принять в отсчёте времени древнее божество Трояна, с его тремя ипостасями, то как-то нелепо и нереально будет называть век трёхликим.
Поэтому версия о привлечении древнего кумира для отсчёта времени не выдерживает критики.

А какие реальные Траяны могли существовать в древнее время и почему мог в качестве временной вехи указывать на него автор?

Вехи истории могли фиксироваться  по двум временным отсчётам времени по Византийскому и по Римскому. Византийское летоисчисления имело более древнюю основу начала отсчёта. Римское летоисчисление отличалось от Византийского на 5508 лет, и брало за точку отсчёта Времени - рождение Иисуса Христа.
 
При попытке отыскать во временном интервале от I до VII века римского летоисчисления Траяна  мы действительно встречаем тому подтверждение. Существовал в этом историческом отрезке времени в I веке н.э. император Траян. Это знаменитейший император Римской империи. При нём Римская империя переживала «золотой век».

Но какое влияние он мог оказывать на земли славян и как он мог стать известным в этих краях  мы рассмотрим.

В начале своего правления он предпринял поход по Дунаю. А там как известно издревле  проживали дудины, славянские племена.

Проживавший там народ отчаянно сопротивлялся.  В период правления предшественника Траяна Домициана были завоёваны юго-западные земли Германии и на них были заселены другие национальности – римские колонисты. Жившим на тех землях народам приходилось уходить  восточнее по Дунаю.
 
Там начинались земли сармат. И находилась столица  сармат или даков  в римской транскрипции Сармизегетуза. Конечно если бы точно перевести это слово, то было бы точнее определить столица это даков или сармат.

Первое слово в названии столицы указывает на сармат.

Сарматы , даки и германское племя маркоманны совмесно выступили против императора -завоевателя Траяна под руководством Децебала. Он возглавил оборону земель и защиту столицы Сармизегетузы.

Первое слово явно указывает, что это столичный город сармат, у которых со славянами был общая словесность (язык).

Но император Траян сумел захватить земли по всему Дунаю и заселить туда выходцев из Римской империи.

В 105 году н.э. дунайские племена подняли восстание, но потерпели поражение.

 Некоторые сведения можно почерпнуть из книги «История древнего мира» под. ред. проф.А.Г. Бокщанина  М. Просвещение 1982 С. 353

 « В начале следующего 106 года Траян ,  сконцентрировав ещё более крупные военные силы на Дунае, вторгся в Дакию.  Ломая сопротивление дакийских (дунайских Н.Н.) дружин, армия Траяна подошла к Сармизегетузе (вероятно столице сармат и дакийцев, живших по Дунаю-Н.Н.). Население города в большинстве предпочло смерть рабству. Тысячи людей покончили жизнь самоубийством. (Вождь) Децебал пытался укрыться в горах, но когда некоторые из дакийских вождей выдали его убежище  дакийский (дунайский) царь покончил с собой. Дакия была превращена в римскую провинцию».

Явно видим, как все земли по Дунаю были захвачены и заселены выходцами из римской империи, которые пользовались новым летоисчислением не от сотворения мира, от рождения Иисуса Христа.

«Завоевав Дакию (Придунавье –Н.Н.) и выведя в неё многочисленные  колонии ветеранов, а также переселенцев из Италии и западных провинций,  Траян  стал готовиться к новой, ещё более крупной агрессивной войне против Парфянской державы».

 Траян для знати был идеалом правителя, был признан как «лучший» принцепс.
Римская империя при императоре Траяне достигла наибольшего территориального размера, находилась в зените славы и могущества.
Но после его смерти (114 г.) при его приемнике Адриане сарматы и роксоланы снова стали возвращать назад свои земли.
 
На Дунае издревле проживали и славянские племена. Они известны в исторических хрониках под именем дудины.
 
Историк энциклопедист Василий Никитич Татищев (1686-1750) живший в конце XVII и начале  XVIII века в «Лексиконе Российском Историческом» при описании реки Днестра повествует об этом городе.

«Днестр, река великая, прежде называлась Тирас, начало её в Польской провинции. При устье оного Белгород или Будин.
Прежде река сия была во владении российском, но в нашествие татарское с верховья князья литовские, а к низу татара завладели. По сей Прежде река сия была во владении российском, но в нашествии татарское с верховья князья литовские, а к низу татара завладели.

 По сей реке народ жил по нашим гисториям (историческим документам- Н.Н.) древляне, а по греческим,- тирогеты (тирасгеты –Н.Н.), от реки имянованы».
В дальнейшем эти народы упоминаются не как тирасгеты, а просто геты.
 
Речь идёт о городе, который позднее стал именоваться Белгород- Днестровский .
В «Слове» при описании похода древнего князя Всеслава упоминается местность Дудутки. Не найдено ныне ни одного документа, ни одного селения. Ни одного города с этим названием. Это вероятно нечётко написанное в летописи слово было исправлено в первом издании неверно.

Всего полстолетия назад  под Минском были возведены под старину  кузни, мельницы, гончарни и это место  и было названо Дудутки. Но это просто неудачное название под старину. Точнее назвать Дудинки. Такое название имеет хоть историческую основу.

Есть достоверные сведения, что имеется местность в Сербии. недалеко от резиденции президента и которая называется Дудинки.

В древних хрониках упоминается местность по Дунаю  и называется она Дудинки.

Дудины иногда в летописных источниках упоминаются как дулебы. В «Лексиконе» В.Н. Татищева далее повествуется: «Дулебы, народ славянский, который жил на Дунае, где Волоская  земля. Их как наши,  так и польские обще с ятвягами и язигами упоминают. Владимир Первый, ходя на сербов, их победил. Плиний, видится, их дудинами  имянует».

При описании походов древнего князя Всеслава в поэме говорится: «…тей стременами опёрся о кони, и скочи к граду Киеву, дотронувшись скипетром (стружием)  золотого престола Киевского, отскочи от него лютым зверем в полуночи из Белгорода, растворяясь в синей мгле. Утром же вонзи стрикусы  оттворил ворота Новгорода, расшибив славу Ярослава, проскочи серым волком до Немиги из Дудинок».

Слову «стрикусы» ныне точного значения не найдено. Это либо в значении «вонзив удила», либо вонзив пороки, разбили ворота.

Работающие над первым изданием учёные по-видимому из-за плохого написания ошибочно прочитали  Дудутки вместо Дудинки.
 
Как видим в древности по Дунаю проживали славянские племена. И римский император Траян захватив земли по Дунаю и покорив Дакию, начал заселять туда выходцев из Римской империи.
 
И в это время славяне, там проживающие, вынуждены были принять римское, привнесённое императором Траяном, летоисчисление.

Автор поэмы подчёркивает, что князь Всеслав на 7 веке Траяньем, т.е. римского летоисчисления (от рождения Христа) , "перерыскивал",
 – пересекал путь «великому Хорсову».

Великий Хосров, шах Персии, завоевавший Египет, Армению и многие территории
с 608 года н.э до 628 года н.э.

Он  собрав огромное войско осадил (подошел с одной стороны пролива к столице Византии Константинополю).
С другой стороны пролива столицу Константинополь окружили нанятые Хосровом II
авары. Авары были первоначально наняты Византией, но шах Персии Хосров II заплатил им больше. И они перешли на сторону Персии и окружили Константинополь.
И тогда император Византии призвал на помощь славян и сармат. В древних хрониках сообщается о подходе 40 тысячного конного войска, которые помогли разбить армию Хосрова II в 627 году.

Можно сделать вывод, что автор использовал не византийское, а римское летоисчисление, т.к. 627 год - это "седьмой век Траяна".

В "Слове о полку Игореве" загадочные строки обретают историческую основу: На седьмом веке Трояни (Траяне) вторжеся  (вторгся) Всеславу жребий о деянии (деяви цю)любом....волком рыскал: из Киева дорыскивал до кур Тьмутороканя".
Согласно Тюркскому словарю слово "кур" означает "горный,возвышенный".

Тьмуторокань или Тьмутаракань, это бывший  древнегреческий город - полис Тмататарх), ныне местность на Таманском полуострове.

"Великому Хръсови волком путь перерыскивал", т.е великому шаху Персии Хосрову II
 путь пересекал". Преграждал великий Киевский князь Всеслав путь завоевателю Кавказа великому шаху Персии Хосрову II, разбив армию того в 627 году.
А это седьмой век римского летоисчисления, привнесенного императором Траяном
на земли по Дунаю.

Оказывается в "Слове о полку Игореве" сохраняются сведения древнейшей истории
Киевской Руси о походе киевской дружины под командованием великого князя Всеслава в 627 году на помощь Византийской империи.
На этом основании первым письменно упомянутым славянским князем следует признать
князя Всеслава, пришедшего с сорока тысячной дружиной к окруженной столице Византии. Разбив войска великого шаха Персии Хосрова II в 627 году (на седьмом веке)Всеслав он снял осаду со столицы Византии Константинополя.
 
   

 
 
Литература:

1)История древнего мира. Под редакцией проф. А.Г. Бокщанина
  М. Просвещение 1982 С.353

2) В.Н.Татищев «Избранные произведения». Л. Наука. 1973.С.225

3)Античная география. Географиздат. М.1953.С.225


Рецензии
Очень информативно и познавательно!.. Спасибо!!

Игорь Лебедевъ   03.08.2024 11:49     Заявить о нарушении
Сами огреченные византийцы называли империю Ромейской

Зус Вайман   30.09.2024 00:35   Заявить о нарушении