Размышление в несколько строчек - 4

Снежок у вас там беленький,
Красиво, зимно, ясно.
А в нашей южной зимушке
Искать снегов напрасно…
           Александра Шам «Южная зима»

     Помню, в моём детстве, шли мы в сельский клуб на Новогоднюю ёлку по непролазной грязи и были рады хотя бы утреннему заморозку, чтоб не липла грязь к кирзовым сапогам. Глина, липучий украинский чернозём до того нам надоедали, что снегу радовались, как долгожданному празднику. А как мы в снежки играли, и учителя с нами играли, снежную бабу лепили всем классом. На саночках-самоделках катались бесстрашно по крутому косогору. Мама грозилась сжечь те санки, «пока я на них себе все кости не переломала». И ничего, все выросли, разъехались, вспоминаем теперь детские весёлые деньки.
     А теперь что? За всю прошлую зиму ни разу не видела со своего окна детвору, катающуюся на саночках. За снежки и снежную бабу уже в нашем широком дворе и не вспоминают. Дети теперь, как старички, дома сидят…
     Одно скажу: когда бы ни шёл снег, хоть осенью на зелёные листья, хоть крупа в предзимье, хоть в метель или снегопад, и даже на майские праздники, люди смотрели на падающие снежинки по-доброму, без злости. Просто снежные гости пришли нас проведать. Сами пришли, сами уйдут…

                ***
«Никому не будет хорошо рядом с тобой,
пока тебе нехорошо наедине с самим собой».
                Древняя мудрость

     Сколько же я видала - перевидала людей на своём веку! Кто-то во всём себя оправдывает, даже есть такие люди, которые считают себя, чуть ли ни верхом совершенства. Но есть и такие, которые яростно негодуют, бьют себя по разным частям тела, выкрикивая: «Ненавижу себя!.. Ну, что это за ноги?! Этот нос, глаза, а волосы?..»
     Однажды я присутствовала при таком приступе ярости женщины, которой было лет за тридцать, а мне в то время чуть больше восемнадцати. Я оторопело смотрела на весь этот спектакль. Рядом стояли другие женщины разного возраста, успокаивали её, говорили ей, что она ничуть не хуже других людей, и муж у неё хороший, и маленький сынок, квартира, работа… Но, какое-то внутреннее несогласие не давало ей покоя и, наверно, она мужа своего этим изводила…
     Много дум передумала я за мои прожитые десятки лет, книг много перечитала. К чему пришла? Да тут ничего умнее не придумаешь чем то, что ещё до меня в народе сказано:

Себя не выбирают. Какая есть – такую и люблю.
Непосредственность – великая свобода и счастье.
Нет ничего чудовищнее того, что мы можем внушить себе сами.
Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя, кто победил свой страх, свою лень, неуверенность и невежество.
Найти себя невозможно, себя можно только создать!

                ***
     Однажды прочитала такой совет:
«Если вы увидите человека, который часто молчит и избегает людей, то старайтесь держаться поближе к нему, ведь ему дарована мудрость».
     Правдивость этой мудрости я испытала на себе. В своё время я приехала в этот город молоденькой, робкой, застенчивой девочкой. Не имея опыта жизни, как-то инстинктивно искала себе тех людей, кто бы не столько подружился со мной, но хотя бы – не обидел. В бригаде, в которой я работала, люди были разные. Говорливые, любители похохотать, подшучивая друг над другом, порой переходя все границы позволенного, меня просто пугали. Старалась быть поближе к молчаливым, степенным людям. От них веяло покоем и надёжностью. И такой выбор в дальнейшей моей жизни мне помог «стать на ноги», служил поддержкой и опорой. Я и сама не из бойких, больше слушаю, чем говорю… то в этом, я так думаю, больше плюсов, чем минусов.

                ***
     Наконец и в наши края пришла весна. Робко так пригладила просевшие снега, дороги очистились от снега, но ещё с обочин стекают талые воды не спеша, в лёгком раздумье, ещё не уверенные в том, надо ли отправиться в путь или может быть ещё ночку-другую полежать на привычном месте.
      Я стою на своём балконе, подставляю лицо солнечным лучам и благодарю Бога за свою 72-рую весну. Дескать, дожила, дотерпела, теперь радуюсь погожему дню.
     Внизу, под балконом, люди ходят, маленькие велосипедисты учатся кататься на трёхколёсных велосипедиках. А вот и легковая машина осторожно обгоняет ребятишек. Когда под её колёсами заплескалась вода в луже, я открыла глаза и посмотрела вниз. Вслед за машиной потянулись два мокрых следа. Велосипедист поехал по следу, стараясь догнать машину. Всё просто и обычно, пусть другими людьми, но повторяется из года в год одно и то же действо. И всё же, зачем-то оно повторяется?..
     В задумчивости я смотрела на большую лужу, не глубокую, с неровной линией берега. Постепенно муть, встревоженная колёсами машины, оседала на дно, вода очищалась. Прошла минута-другая и в зеркальном её отражении голубым оком глянуло на мир весеннее небо. И вдруг… я вздрогнула   от мысли, которая только сейчас пришла мне на ум: «Ведь она же нищая страдалица!.. Да-да, именно так и надо о ней думать. Небесная влага собралась в дорожной выемке и, тоскуя по Небу, показала своё лицо с голубыми глазами. Мол, смотрите люди! Я лицом своим на Небесную матушку похожа…» Но, кто же на неё, несчастную смотрит? Люди топчут её, полощут в ней колёса машин, бросают в неё окурки, плюют и тут же от неё отворачиваются. А что она? Она, после каждой, нанесённой ей обиды, взволновано зализывает берега, оставляя слёзы брызг на тёмном асфальте. И, успокоившись, прощает их, гордых и неразумных. Постепенно забывает свою боль и обиду, как безгрешный младенец с люльки смотрит в Небо. Как знать, может безмолвно умоляет Небеса забрать её Душу отсюда, с этой грешной Земли, от неразумных её обитателей…
     Слышу, очередная машина катит нашим двором. «Нет, я больше не могу смотреть на…».
                ***
     Конечно же песню, на слова Б. Окуджавы и музыку А. Рыбникова «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда…» слышала много раз. Как-то слова пролетали мимо сознания, а всё потому, что выросла я в гористой местности и слово «тина» для меня ничего не значило. Только уже тут, в Сибири, по дороге в свой сад, видела лес, растущий в заболоченной местности, зелёные островки кочек и какие-то непонятные растения зелёным пологом укрыли воду с неприятным запахом. Для меняя это был новый, непривычный мир, который манил и в то же время пугал меня неизвестностью.
     Однажды я увидела на этом живом покрывале светло-зелёного цвета жёлтенькие цветочки, которые лежали на воде по самые лепестки. Цветочки собраны плотным кругом, но ни один цветок, ни на сантиметр не погрузился в воду. Я, как можно ближе подошла к краю насыпной дороги и внимательно всматривалась в зелень листвы. Да-да, там были очень маленькие листочки…
     - Ну, и что ты туда полезла? – за спиной прозвучал грубый, мужской прокуренный голос.
     Я отступила назад, оглянулась и увидела только спину, шаркающей походкой уходящего прочь человека. Мне о многом хотелось спросить, но это был не тот случай…
     Потом видела наше «цветущее озеро», и в речушке длинные нити водорослей. Каждый раз нечто пугающее заставляло меня пятиться назад. Понятно, что некрасивой Природы на свете не бывает. Надо только присмотреться и побольше узнать о ней. Но, что-то подсказывает мне: «Не ходила бы ты туда… Не для тебя создавалась эта красота…» И, поскольку я больше прислушиваюсь к своему внутреннему голосу, понимаю, что Природа ничего не создаёт напрасно и, даже в болоте есть свой смысл - ратовать за то, чтобы осушать болота, я бы не стала. На мой взгляд – лучше болото, чем горячие пески пустыни…

                ***


Рецензии
Снасибо, Анна! Приятно читать дневниковые размышления умудренного жизнью
ровестника! Того, кто
зачастую смотрит на
окружающий мир
твоими глазами ...

Мой поклон, Анна,
строкам души!

С теплом и добром -
Володя

Владимир Федулов   28.07.2024 08:21     Заявить о нарушении
Доброе утро, Владимир. Спасибо Вам. Я очень рада, что в Вашем лице я встретила единомышленника. Пишу, как вижу, как чувствую. Иначе смысла нет писать.
Доброго Вам здоровья, и новых интересных тем для творчества.
С уважением, В Боднарук.

Анна Боднарук   29.07.2024 02:54   Заявить о нарушении