Николай Котомкин. Блистательный Версаль

  (Статья Николая Котомкина из журнала "Загадки истории" (две тысячи двадцать второй год, двадцать первый номер, страница четыре)).
  Версаль, несмоненно, самый известный дворец французских королей. Задуманный первоначально как загородная королевская резиденция, со временем Версаль даже занял место Лувра - главного королевского дворца. После Великой французской революции он получил статус музея.
  В конце шестнадцатого века никакого дворца в Версале не существовало. Его земли делили между собой аббатство Сен-Жюльен и влиятельный фаворит Екатерины Медичи Альбер де Гонди, граф де Рец. На месте дворца располагались леса, где любили охотиться французские короли. А чуть дальше, по дороге на деревню Трианон, находились бывшие монастырские угодья с величественными постройками. Наследник престола, шестилетний Людовик Тринадцатый, побывал в этих местах на первой в своей жизни охоте и буквально в них влюбился.
  В тысяча шестьсот двадцать третьем году, уже став королём, он выкупил холм с мельницей и велел построить там Охотничий замок. Он был крохотным - шесть метров в ширину, тридцать пять метров в длину. Каменщик Николя Юольт возвёл это двухэтажное здание с мансардой из белого камня и красного кирпича и покрыл его крышей из чёрного сланца. Позже к нему были пристроены два крыла с внутренним двориком, вымощенным ветными мраморными плитами, и разбит сад площадью два гектара. Замок был окружён рвами и каменной стеной с воротами, украшенными королевским гербом. Людовик страдал агарофобией (боязнь открытых пространств) и находил в своём загородном дворце покой и душевное равновесие. Он настолько привязался к этой резиденции, что выкупил в тысяча шестьсот тридцать втором году у Гонди всю территорию Версальского поместья.
  В тысяча шестьсот тридцать четвёртом году простая стена была заменена портиком с шестью арками и бронзовым декором, сад стал регулярным, с небольшими павильонами, украшенными ажурным орнаментом и арабесками. Людовик даже думал совсем перебраться в Версаль из Парижа, как только наследник достигнет сознательного возраста. Но умер, когда сыну было всего четыре года.
  Вдовствующая королева Версаль не жаловала. Почти на двадцать лет оказался забытым и заброшенным. Молодой Людовик Четырнадцатый, известный как "король-солнце", оценил Версаль по достоинству, когда в тысяча шестьсот пятьдеят первом году спасался от Фронды, вынудившей его бежать из Парижа. В тысяча шестьсот шестидесятом году, вскоре после женитьбы, он устроил в Версале грандиозную охоту. Спустя год он велел разбить там фруктовый сад и начал преобразовывать ветшающие постройки. При жизни отца королевские апартаменты находились на первом этаже, и они были немногочисленны - прихожая, гардеробная, кабинет и спальня. Теперь покои короля и его брата стали занимать два этажа.
  Современникам Версаль не нравился: зыбучие пески, болота, плохой воздух, отсутствие воды. Но король распорядился полностью преобразить территорию. Площадь замка выросла втрое, длина фасада, сочетающего стили классицизма и барокко, достигла шестисот семидесяти метров, весь первый этаж занимали покои короля и королевы, покои герцога и герцогини Орлеанских, баня, Зеркальная галерея с расписными сводами, мебелью из литого серебра и лепным декором, анфиладами арок и квадратными залами, королевской капеллой и королевской оперой. Второй этаж был отведён для других родичей королевской крови и гостей.
  В саду появилась мраморная скульптура Жирардона и Ле Онгра. В тысяча шестьсот шестьдесят седьмом году началось строительство Большого канала, болота осушили, дворец был украшен полотнами Питера Буля и гобеленами Шарля Лебрена. К тысяча шестьсот восемьдесят четвёртому году дврец и сад приняли тот облик, который мы знаем сегодня. В тысяча шестьсот восемьдесят восьмом году на месте маленького Фарфорового павильона был построен дворец Большой Трианон с ионическими колоннами из розового мрамора, а при Людовике Пятнадцатом появились Малые апартаменты короля на втором и третьем этажах большого дворца, зал Геркулеса, бассейн Нептуна, дворец Малый Трианон и завершилось оформление Королевской Опервы.
  Версальская резиденция впечатляла. Недаром именно в ней проводились важные переговоры и принимались дипломаические миссии. В тысяча семьсот пятнадцатом году, незадолго до своей смерти, Людовик Четырнадцатый принимал в Версале персидское посольство Мохаммада Резы Бега, подписав договор о дружбе и торговле.
  В тысяча семьсот семнадцатом году в Версале побывал русский царь Пётр Великий. Отечественного монарха Версаль глубоко впечатлил. Недаром, вернувшись в Санкт-Петербург, царь распорядился "скопировать" французское творение в Петергофе, где уже велось строительство его загородной резиденции. Перед собой Пётр поставил задачу превзойти размахом и красотой французский Версаль.
  А в это время Людовик Пятнадцатый сидел над тремя проектами перестройки резиденции. Он лично руководил своими архитекторами, каменщиками и мебельщиками. К тысяча семьсот двадцать третьему году население Версаля достигло уже более восьми тысяч человек. И с каждым годом только увеличивалось. Следовательно, росли расходы на строительство и содержание дворца. При Людовике Шестнадцатом вокруг Версаля вырос уже настоящий город с населением в сто тысяч человек.
  При Людовике Шестнадцатом, посчитавшем расходы на Версаль излишними, работы в нём почти не велись. Жить там было несколько неудобно. В нём отсутствовали такие важные удобства, как водопровод и туалеты. Как в Средние века обитателям дворца приходилось опустошать желудок и мочевой пузырь в задрапированных гардинами нишах, на лестницах, балюстрадах и балконах. Король, конечно, собирался улучшить жилищные условия версальцев, но денег на это в казне не было. А в тысяча семьсот восемьдесят девятом году грянул гром, то есть Великая французская революция.
  Именно в Версале собрались на заседание Генеральные штаты, а разъярённая толпа парижан, возглавляемая женщинами, двинулась на захват королевской семьи. Венценосное семейство увезли в Париж, а замок остался под охраной Национальной гвардии Версаля. Удивительно, но дворец не был разграблен, хотя Версаль сильно пострадал: поскольку за парками и каналом не ухаживали длительное время, земля стала снова превращаться в то, чем когда-то была - в гнилое болото. Революционное правительство даже вынашивало планы о плоной распродаже королевского имущества и сносе королевского дворца. Но в тысяча семьсот девяносто пятом году его решили сделать музеем для народа. Годом позже во дворце открыли школу. А в тысяча восемьсот седьмом году интрес к Версалю проявил Наполеон. Он уже стал императором и распорядился отреставрировать и благоустроить дворец, а ещё хотел его полностью перестроить. К счастью, сделать этого он не успел.
  Уничтожить Версаль не удалось ни королевскому безденежью, ни революционерам. В эпоху Реставрации при Луи-Филиппе дворец перестал использоваться как королевская резиденция. Он сохранил музейный статус, но в нём в то же время проводились важные государственные мероприятия и приёмы. Луи-Филипп лично спроектировал сооружение Галереи битв, в которой было размещено множество батальных полотен, от битвы при Толбиаке в четыреста девяносто шестом году до битвы при Ваграме в тысяча восемьсот девятом году. На восстановление дворца король потратил из собственных средств двадцать три миллиона франков. В Большом Трианоне в тысяча восемьсот тридцать седьмом году был заключён брак дочери короля Марии с герцогом Вюртембергским.
  Во время франко-прусской войны тысяча восемьсот семидесятого - тысяча восемьсот семьдесят первого годов Версаль был захвачен немцами, в нём находился штаб германской армии и во дворце был подписан неприятный для Франции мирный договор. Спустя почти полвека в том же Версале был подписан приятный для Франции мирный договор - результат Первой мировой войны. Ещё через двадцать лет Версаль был захвачен гитлеровскими войсками, над дворцом взвилось знамя со свастикой, а немецких солдат водили как на экскурсию в Зеркальную галерею, где в тысяча восемьсот семьдесят первом году был подписан государственный акт о создании Германской империи. В сентябре тысяча девятьсот сорок четвёртого года Версаль был освобождён, и уже через год началась реставрация дворцовых сооружений и парков. Но денег катастрофически не хватало.
  В тысяча девятьсот пятьдесят втором году состояние дворца было таким плачевным, что правительство обратилось по радио к рядовым французам за помощью. И люди помогли. На счёт Версаля перечисляли и совсем малые средства, и большие суммы. Многие граждане даже отказывались называть свои имена. Уже в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году спасённый Версаль принимал английскую королеву Елизавету Вторую, в тысяча девятьсот шестидесятом году - Никиту Хрущёва, в тысяча девятьсот шестьдесят первом году - Джона Кеннеди. В тысяча девятьсот восемьдесят втором году во дворце проводился Версальский форум и собирались лидеры Большой семёрки. Для приёмов лидеров зарубежных государств с тысяча девятьсот пятьдесят девятого года использовался дворец Большой Трианон. Иными словами, Версаль стал знаковым местом для французской политики. Правда, именно по этой причине он подвергся в тысяча девятьсот семьдесят восьмом году нападению бретонских националистов. А в две тысячи третьем году Большой Версаль был включён в программу реставрации и модернизации объектов культурного наследия наряду с Большим Лувром.


Рецензии