Елена Лякина. Банка, изменившая мир

  (Статья Елены Лякиной из журнала "Тайны двадцатого века" (февраль две тысячи двадцать третьего года, шестой номер, страница тридцать два)).
  Казалось бы, что может быть банальнее обычной консервной банки? Ведь сегодня эти жестяные контейнеры можно увидеть практически везде: в магазинах, автоматах для продажи еды и напитков, собственном холодильнике и, конечно же, урнах для мусора. А вот двести лет назад эта незатейливая вещица внесла поистине неоценимый вклад в историю хранения продуктов. Ведь не случайно же в году у неё несколько "профессиональных" праздников, и один из них выпадает на девятнадцатое января.
  Вопрос хранения быстро портившихся продуктов занимал человечество ещё много столетий назад. И в те доисторические времена на помощь нашим далёким предкам приходили подручные средства - соль и солнце. Ведь излишки мяса, добытого на охоте, можно было банально высушить, а остатки богатого улова - засолить. Вот только все эти манипуляции не решали проблему.
  Первыми "специалистами", продвинувшимися в вопросах консервации продуктов, сегодня принято считать древних египтян. Ведь в одной и пирамид учёные обнаружили тушки уток, зажаренных три тысячи лет назад. Причём это жаркое прекрасно сохранилось, так как было залито оливковым маслом и находилось в глиняной чашке, гермеично закрытой некоей смолистой субстанцией. Удивительно, но эти утки и в наше время годились в пищу! Правда никто из людей, обследовавших пирамиду, так и не отважился их попробовать, а вот собаки оценили лакомство по достоинству.
  В Древнем Риме искусством консервации занимался сенатор Марк Порций Катон Старший (двести тридцать четвёртый - сто сорок девятый годы до нашей эры). Однако его главным образом интересовала сохранность виноградного сока, и на этом поприще славный патриций достиг определённых успехов. Вот какую памятку для потомков он оставил в своей книге "О сельском хозяйстве": "Если хочешь иметь круглый год виноградный сок, то влей его в амфору, засмоли пробку и спусти амфору в бассейн. Через тридцать дней вынь. Сок простоит целый год...".
  Увы, в эпоху Средневековья и последующие за ней годы человечество почему-то не особо занимала консервация продуктов. Даже во время Великих географических открытий моряки, штурмующие моря и океаны, продолжали питаться солониной и галетами. И только в конце восемнадцатого века Наполеон Бонапарт живо заинтересовался этой проблемой. Ведь он планировал завоевать всю Европу, а это трудно осуществить без полноценного питания.
  В тысяча семьсот девяносто пятом году в Париже будущий император объявил конкурс среди поваров, обещая баснословный приз - двенадцать тысяч франков тому, кто найдёт способ, как сохранять пищу свежей долгое время. Победителем сего "тендера" стал некий кондитер Николя-Франсуа Аппер, которого сегодня по праву можно назвать пионером консервации. Заключалось его открытие в следующем. Он знал об опытах итальянца Спалланцани, который внутрь стеклянных бутылок с узким горлом помещал мясную подливку, а затем тщательно закупоривал и кипятил в воде в течение трёх-четырёх часов. Однако во время кипячения одни микробы погибали, но тут же появлялись другие, так что через день-два в бутылках уже были миллион микроорганизмов... Аппер провёл похожий эксперимент, только поместил рагу из мяса в стеклянные банки, запечатал их пробкой и сургучом и поместил в кипящую воду. Парижанин вскрыл эти банки только через восемь месяцев. Всё, что в них хранилось, оказалось пригодным в пищу!
  Такое решение вопроса порадовало Наполеона. Он не только вручил новатору обещанный приз, но и пожаловал его специальным званием "Благодетель человечества".
  Спустя некоторое вермя Аппер открыл в Париже магазинчик "Разная снедь в бутылках и коробках", где продавал свою продукцию. Однако покупателей у него было, мягко говоря, немного. Ведь первые консервы стоили очень дорого, поскольку процесс их изготовления являлся долгим и недешёвым. Да и паёк, изготовленный по методу изобретателя, который получали солдаты наполеоновской армии, поначалу не нашёл поклонников в других странах.
  Интересно, что в России во время Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года русские солдаты, находя непонятные контейнеры в ранцах своих пленников, тут же выбрасывали их прочь. Причём смущало воинов в основном содержимое банок. Ведь тогда в нашей стране бытовал известный стереотип: французы питаются исключительно лягушками! А значит, "басурмане" вполне могли прихватить с собой в поход излюбленное лакомство.
  Настоящим же отцом современной консервной банки по праву можно назвать англичанина Питера Дюрана. Он значительно доработал изобретение французского кондитера и предложил консервировать продукты (причём не только мясо, но и овощи) в банках из пищевой жести. Англичанин быстро запатентовал изобретение и вскоре продал свой патент неким промышленникам Брайану Донкину и Джону Холлу за тысячу фунтов стерлингов. Ну а те принялись снабжать заветными банками британскую армию и флот.
  Однако производство консервов ещё требовало некоторой доработки. Дело в том, что крышка к первым банкамм припаивалась вручную. И в состав припоя входил свинец, что грозило медленным отравлением постоянному потребителю. И у этого факта есть косвенное подтверждение! Принято считать, что именно злосчастные "свинцовые" банки погубили экспедицию Джона Франклина, исследующую Арктику в тысяча восемьсот сорок пятом - тысяча восемьсот сорок седьмом годах. Так или иначе, а припои со свинцом быстро ушли в прошлое, хотя процесс изготовления консервов ещё оставлял желать лучшего. Толстая жесть, которая шла на изготовление банок, значительно утяжеляла продукцию, и каждая готовая упаковка в середине девятнадцатого века весила как минимум пятьсот граммов. Припаивать крышки к контейнерам тоже было непросто, а потому один рабочий мог выпустить за час не более пяти-шести банок.
  Но научно-технический процесс не стоял на месте. Во второй половине девятнадцатого века была изобретена более тонкая жесть, а заводы по изготовлению консервов постепенно оснащались новым оборудованием. Выпуск готовой продукции пошёл гораздо быстрее, однако "облегчение" банок чть было не обернулось катастрофой. Дело в том, что из-за тонкой жести вздувались дно и крышки банок, что отбивало желание у потребителя попробовать их содержимое. Положение спасли рельефные окружности, помогающие консервам не "терять форму", которые и сегодня можно увидеть на многих жестяных контейнерах.
  Итак, к тридцатым годам девятнадцатого века консервная банка приобрела современный вид. Вот только открывать её было - ох, как непросто! Для этой цели солдаты частенько использовали штыки, что порой приводило к досадным курьёзам.
  Так, во время Крымской войны (тысяча восемьсот пятьдесят третий - тысяча восемьсот пятьдесят шестой годы) английские военнослужащие сломали немало ценного вооружения, пытаясь достать содержимое из толстенных банок. Британские солдаты чуть было не остались без штыков, однако положение спас приказ командования, запрещающий их использовать для открывания консервов.
  Как потом выходили солдаты из этой ситуации - сказать сложно, а вот обычные домохозяйки использовали для этих целей... долото и зубило. Неудивительно, что сей процесс извлечения супа или компота из жестяной "темницы" был долгим и травмоопасным. Хотя консервный нож появился на свет ещё в середине девятнадцатого века, но первые модели этого приспособления были настолько неудобны, что потребителю пришлось ждать его усовершенствования ещё почти пятьдесят лет. А вот заветный ключик-колечко на крышке консервной банки появился только в тысяча девятьсот шестьдесят третьем году. Изобрёл его американец Эрмал Клеон Фрейз из Детройта.
  Совсем недавно консервная банка отметила своё двухсотлетие. Конечно, за прошедшие годы жестянки непрестанно совершенствовались, и этот процесс не прекращается и в наши дни. Но современники могут убедиться, что и банки из прошлого прекрасно справлялись с возложенной на них миссией. Так, в тысяча девятьсот семьдесят третьем году на полуострове Таймыр был найден "клад" русского путешественника Эдуарда Толля (погиб в тысяча девятьсот втором году) - мешок с продуктами, оставленный им за два года до смерти. В "схроне", кроме круп и сухарей, были обнаружены и консервы.
  Исследование этой "еды из прошлого" продолжается. Раз в пять лет учёные из двенадцати институтов открывают одну из банок, пробуют её содержимое, а затем делятся своими впечатлениями. Удивительно, но минувшие годы совсем не изменили консервы Толля. Они по-прежнему остаются не только съедобными, но и удивительно вкусными, и, если верить отзывам дегустаторов, "тают во рту, как хорошая шоколадная конфета".


Рецензии