Высоцкий. Эксплуатация памяти

В течение нескольких последних дней июля  в СМИ появилось довольно много  материалов о Владимире Высоцком (в связи с датой его смерти).
Спору нет,  смерть Высоцкого была тяжёлым событием (как говорится, утратой) для многих россиян и,  особенно,  – для его современников, знавших его стихи и роли. Уж слишком яркой личностью был Высоцкий. Я сам в 60-70-х годах распевал его песни, которые помню до сегодня. (Не хотелось говорить о его преждевременном уходе, ибо он сам в песнях намекал, что лучше уходить не старым человеком).
Итак,  память ухода Владимира Высоцкого почтили в СМИ.  Даже Первый канал ТВ дал много материала.
Всё бы хорошо, но . . . . .
Почти во всех материалах монотонно и неустанно, как мантра,  повторяется  мысль, что Высоцкий  в своём творчестве  выражал свой негатив по отношению к Советской власти.
Вспоминались слова Высоцкого «за флажки», «лечь бы на дно, как подводная лодка», «всё тонет в фарисействе» и т.п. Мол, невыносимо тяжело жилось Высоцкому в СССР, «душно».
Однако. Тут надо разобраться.
Во-первых, надо признать, что закоснелая советская пропаганда тех лет, действительно, многих смешила, утомляла  и никак не вдохновляла на подвиги (трудовые или военные).  Настоящие, пламенные революционеры перевелись или деградировали. Партийные и пропагандистские места  были заняты «перевёртышами»  (об этом я писал в своих заметках «Леонид Млечин. Из жизни пресмыкающихся»  и «Осторожно, перевёртыши»).  Серые, скучные пропагандистские  заклинания, читаемые серыми, скучными голосами и печатью (как Коротичем в «Огоньке» или Млечиным в своих книжках, издаваемых стотысячными тиражами) отягощали мироощущения многих советских людей. 
Но тут же надо и признать, что эта скучища в советских СМИ  вовсе не отталкивала большинство советских людей от самой идеи «построения коммунизма».  Пусть – мечта, пусть – несбыточная, но – светлая, чистая.  В СССР  жили две части Народа – Труженики и Власть. Как-то уживались; и в справедливость верили все Труженики.  Пока не проявилась третья – разлагающая – составляющая «дремлющий либерализм», приведший к развалу СССР.
Но вернёмся к Высоцкому.
Во-вторых,   известно, что любой творческой  личности  (по-настоящему, а не по регалиям)  и просто свободолюбивой личности всегда и везде было «душно».  «Душно было правозащитнику Мартину Лютеру Кингу, убитому в США в 1968 году. «Душно» было в США  Анджеде Дэвис, боровшейся за права чернокожих. «Душно» сейчас Ассанжу, отсидевшему взаперти несколько лет за опубликованную правду о США и Западе в целом.  «Душно» Эдварду Сноудену – по той же причине и там же. «Душно» Скотту Риттеру в США - по той же причине и там же. Даже А.Макаревичу, сбежавшему из «душной» России, стало «душно»  в Израиле.  Жалобы на историческую родину – потоком.
Высоцкий  - не исключение, а подтверждение правила. Тут надо признать, что Высоцкому было душно» в любой среде.  «Душно»  ему было и  в советском канцелярском пространстве (не дававшем ему печатно издаваться).  «Душно» было ему с одной женщиной,  поэтому у него было несколько подруг. «Душно» ему было в театре на Таганке; поэтому он часто нарушал «трудовую дисциплину» и конфликтовал с Любимовым. «Душно» было даже на открытом воздухе; поэтому он увлёкся наркотой. Я не упрекаю Высоцкого. Ни-ни! Все мы – люди, все мы – не без греха. «Душно» бывает всем при определённых обстоятельствах и в определённой среде.
И Высоцкому было «душно».
Но это не помешало ему творить и стать всесоюзным любимцем.
Однако . . . . . . . надо отметить важнейшую деталь  жизни Высоцкого - за рубежом он  – не остался, хотя  бывал  на Западе часто и ему не просто предлагали, а уговаривали  остаться и во Франции, и в США.
Ну, что тут  поделать: в СССР  ему -  «душно», а жить за рубежом  – накось выкуси!
В-третьих, о «фарисействе» так ненавидимом Высоцким.
За этими обвинениями стоят не только советская партноменклатура, но и . . . .  ближайший круг знакомых Высоцкого.
Недаром последняя подруга уже больного Высоцкого  Оксана Афанасьева говорила о его «друзьях»: «они (друзья)  пришли, отметились — и ушли, — а я оставалась. Ведь никто не хотел ни сидеть с ним, ни возиться».
Кстати, Высоцкий так и восклицал: "Я - один; всё тонет в фарисействе".
Мало того, кроме конфликтов с Любимовым у Высоцкого было много «недоразумений» с коллегами по театру.  Недаром Театр на Таганке впоследствии распался на части; такая была «атмосфера» в театре.
Исходя из сказанного, надо понять простую мысль:
во всех претензиях Высоцкого к жизни нельзя обвинять только Советскую Власть.
Были и другие причины, о которых в последних (упомянутых мной)  передачах в СМИ – не сказано ни слова.
Ни слова также не сказано о патриотизме Высоцкого и отвержении  им  уговоров остаться на Западе.
Это называется – нечестная игра или эксплуатация памяти Высоцкого в чьих-то корыстных целях.
(июль 2024).


Рецензии