Девочка с зелёными волосами. Гл. 14

- Там пожар? – испуганно показала Русалочка на пылающее, казалось, окно с правой стороны дворца.

- Это не огонь, - успокоила девочку сестрица. - Так светится янтарь - окаменевшая миллионы лет назад смола хвойных деревьев. Янтарь называют солнечным камнем, он лучится изнутри. Как горящие угольки.

Грот состоял из трёх залов, объединенных высокими арочными пролетами. С правой стороны сияла всеми оттенками солнечного камня – от едва жёлтого, почти белого, до темно-бордового и красного – Янтарная комната. Через высокое барочное окно видны были её стены, покрытые янтарными мозаичными панно с растительными орнаментами, гербами и вензелями.  Янтарные панели разделялись сверкающими в золоте рам, зеркальными пилястрами с бронзовыми канделябрами и позолоченными женскими бюстами. Такие же изящные женские головки увенчивали и резной арочный десюдепорт. Верхний ярус комнаты ослеплял роскошной золочёной резьбой с фигурками амуров, вазами, цветочными орнаментами, и подсвечниками из бронзы.

- Что это за картина на потолке? – спросила Русалочка, рассматривая хорошо видный снизу с воды красочный плафон с имитациями камей с амурами по углам, и картиной во весь потолок с изображением покрытого тучами небосвода, купидонов с луками и стрелами, девушек и юношей с флейтами, тимпанами и виноградными гроздьями в руках, и восседавшей посредине на облаке богини в белой одежде, с совой и змеёй у ног и ветвью оливы в руке. 

- У картины смешное название: «Мудрость, оберегающая Юность от соблазнов любви». Есть и другое, такое же высокопарное: «Триумф Мудрости над Сладострастием», - весело объяснила сестричка. - Нам ещё не виден отсюда великолепный паркет комнаты. Он набран из семи ценных пород деревьев: палисандр, красный сандал, амарант, ореховое и лимонное дерево, дуб, ясень. Горожане называют Янтарную комнату «восьмым чудом света» и говорят, что она ярче солнца. Насчёт солнца можно, конечно, поспорить. Но вечером окна комнаты, освещённые полутысячей свечей и переливами всех оттенков янтаря, сияют ярче, чем луна. Обрати внимание на четыре удивительные картины. Они считаются главными в убранстве зала, и аллегорически изображают пять главных чувств человека: «Осязание и обоняние», «Вкус», «Зрение» и «Слух».

В середине янтарных панелей центрального яруса Русалочка увидела картины в прямоугольных рамах, украшенных бронзовыми ветками с ягодками из драгоценных камней.

На первой из них, «Осязание и обоняние», на фоне живописных античных руин, раскидистого дерева, гор и зеленовато-голубых небес, были изображены юноша и сидящая на парапете девушка. Она нюхала протянутый ей юношей цветок. Поблизости расположилась другая влюблённая пара, нежными прикосновениями друг к другу, показывающая радость осязания.

На второй мозаике, «Вкус», четверо селян - три молодые женщины и мужчина - также на фоне древних руин, рощи и синеющих вдали гор, пировали за столом из старинных каменных плит. Перед ними и в руках у них были фрукты, подносы с яствами, кубок и кувшин с вином.

Третья картина изображала зрение. В развалинах античного портика, старец в очках читал книгу. Две женщины позади него разглядывали посёлок у подножия гор в подзорную трубу. Ещё одна женщина всматривалась в разложенное на каменных плитах рукоделие.

На четвёртой мозаике "Слух", также в руинах портика, несколько селян разговаривали друг с другом с помощью слуховых труб. Все они были в разном по цвету одеянии: красном, синем, зелёном, жёлтом, коричневом.

- Ты думаешь это живопись? – обратилась к Русалочке старшая сестрица. – Ошибаешься. Всё - от мельчайшего лепестка и прожилки на развалившейся колонне, до туч в небе и теней в горах, создано без красок и кисточек. Поразительно, но это камень, мозаика - множество вырезанных искусными камнерезами разных по цвету и размеру пластин всевозможных видов камней! Взгляни хотя бы на картину «Осязание и обоняние». Руины сделаны из мрамора, светло-синяя одежда – лазурит, красный камзол – родонит, зеленый плащ - серпентин, роза – квинсит. Возможно, кстати, цветок сделан и из прогретого мрамора – волшебники-камнерезы умели менять цвет материала. Лиловая одежда – это люминесцентный флюорит, жёлтый камзол – кремень, тёмно-зелёные штаны – амазонит, белые чулки и туфли – жемчужный кахолонг, зеленовато-голубые небеса – оникс, лица – как чулки и туфли, но только других оттенков, кахолонг.

- Как ты всё это запомнила? – удивилась Русалочка.

- Восхитилась красотой и запомнила. Кроме перечисленных материалов, употреблялись ещё и яшма, аметист, сердолик, халцедон, кварц, бирюза, авантюрин, тигровый глаз, агат, малахит и другие! Окраска камней очень богата, и мастера использовали все их оттенки, пятна, прожилки, штрихи. Тончайшие пластинки старательно вырезались похожей на лук из вишневой ветки с туго натянутой проволокой, пилой. Камни настолько плотно подогнаны друг к другу, что не видно ни малейшего шва. Эту мозаику, похожую на живопись, называют тоновой.

- Как наш папа говорит: сделано с тщанием и усердием.

- Здесь мало тщания, мало усердия. У мастеров не только «золотые руки», но и художественный дар. Они видят тончайшие оттенки цветов и особенности камней – вкрапления, цветовые переходы, прожилки, иризации. Таких искусников единицы. Их работы не теряют со временем свою красоту – мозаики не выцветают в течение столетий.

- Я тебя понимаю. Этими чудесными произведениями нельзя не восхищаться. Но почему на картинах так мало чувств - всего пять? - спросила Русалочка.

- А какие ещё? – начала загибать пальцы сестрица: - Вкус, обоняние, осязание, зрение, слух – всё.

- Ну, к примеру, любовь.

- Та, про которую говорят, что она зла, полюбишь и козла, - хмыкнула сестрица. – Или полюбится сатана - лучше ясного сокола.

- Говорят и другое. Что жизнь без любви, как год без весны. И что кто не любил, тот молодым не был. И что где любовь да лад, там не нужен и клад. И что лучше не иметь сердца, чем в нём не иметь любви. И что золотом…

- Хватит, хватит, - перебила Русалочку сестрёнка. – Знаю: золотом любовь не купишь.

- Ну, если тебе не нравится любовь, есть и другие чувства: обожание, отзывчивость, привязанность. Или противоположные: злость, ненависть, раздражение.

- На мозаиках – главные, - твёрдо заявила старшенькая. - Без них не будешь ни обожать, ни злиться, ни любить. Ты просто ничего не увидишь, не услышишь, не унюхаешь и не потрогаешь. А без вкуса, - решила она снова перевести разговор в шутку, - мы с тобой даже не сумеем полакомиться десертами, которые готовят нам после прогулки в папином дворце. 

- Я думаю, что с чувствами всё совершенно по-другому, - серьёзно возразила Русалочка. – Взять хотя бы наслаждения едой. Есть же люди не гурманы. Им всё равно, что есть, что пить. Лишь бы насытиться.

- Жизни не понимают.

- Может быть. Но никто не назовёт их уродами. И про глухого никто не скажет, что он чудовище. Сделают для него слуховой рожок, аппарат. Будут ему в ухо кричать, в конце концов.

- Я знала одну мать, - неожиданно согласилась сестрица, - она была глухонемая. И одна поднимала четверых детей. Как они её обожали! Обнимали, целовали, прижимались к ней.

- Ну вот. А если человек, к примеру, плохо видит…

- Наденет очки. Некоторым даже идёт, - продолжила старшенькая.

- Но есть другие глухие. Им говорят, что их слова приносят боль, а они не слышат. Есть слепые, которые даже видеть не хотят, как много горя приносят их поступки. И кто они?

- Уроды, - вздохнула сестрица. – Некоторые ещё и издеваются, не слыша мольбу о пощаде. Чудовища.

- Именно. На мозаиках изображено не главное. Слепые пишут вечные поэмы, глухие и смертельно больные сочиняют оды к радости. У матерей, ни разу не слышавших голоса своего ребёнка, растут счастливые дети. Очкарики придумывают удивительные машины, открывают новые звёзды, страны, острова.

- Ладно, ладно, ты права. Давай тогда будем называть то, что на картинах - ощущения.

- Может быть так будет лучше. По крайней мере понятнее. Это связь с живым и неживым миром. А чувства – это другое: сострадание, привязанность, дружба, вера, благодарность, красота, боль, страх, одиночество, нежность, - продолжила Русалочка, и помолчав мгновение, добавила: – И над всеми любовь. И не только потому, что она горы сдвигает. А потому что и привязанность - это любовь к тому, без кого и дня не сможешь прожить. И забота – любовь. И дружба. И жалость, и участливость. И даже ревность – тоже любовь. И правда – любовь к людям, желание, чтобы они жили справедливо.

- Как ты думаешь, мы, русалки, способны любить? – неожиданно спросила сестрица.

- Конечно. Мы ведь тоже человеки. Только водяные – морские, речные, - обняла Русалочка сестрицу. -  Как мне нравится, что мы с тобой в конце концов согласились. Мои любимые чувства с частичкой «со» - со-переживание, со-страдание, со-чувствие, со-гласие. «Со» это значит со-вместно: вместе чувствовать, переживать, понимать другого. Ведь не через слуховую же трубку, как на мозаике, один человек сопереживает другому?

- Ну да, смешно.

- Я очень благодарна тебе, что ты привела меня к этому «Гроту», к этой зодческой оде к радости, - повернулась Русалочка к дворцу на берегу. - Давай ещё поразглядываем его.


Рецензии