О книге Властитель мой и господин
Франсуа-Анри Дезерабль
Критики наперебой хвалят этот роман, называя его легким и смешным, и «…давно уже про любовь никто так хорошо не писал!»
Но книга совсем не про любовь, и это не смешно, как мне показалось.
Ведь любовь — это глубина чувств, и самоотрешенность, пробуждение в человеке всего лучшего. А здесь дикая страсть. Власть гормонов, тела над душой, что так мастерски описал автор.
Фоном проходят скандальные и несостоятельные отношения двух знаменитых поэтов Верлена и Рембо. В ход запущен даже револьвер, из которого Верлен стрелял в Рембо и причинил тому увечье.
Что мне действительно понравилось, так это стиль изложения, воспроизводящий ситуацию не от первого лица – страдальца влюбленного, а в виде свидетельских показаний следователю, которые дает близкий друг и очевидец происшедшего. То есть картина может быть и не столь объективная, но воспроизводится созерцателем,
другом, сочувствующим, трезво оценивающим ситуацию.
Почему-то вспомнилась новелла Стефана Цвейга «Амок». Нечто физически-неопределенное, что гонит главного героя, не дает ему покоя, заставляет совершать все больше и больше необъяснимых поступков, и глупостей в жажде достижения недостижимой цели. И все заканчивается трагедией. Но в данном случае это иной, более «французский вариант, с мучительным «подкожным» страхом, но и с жаждой обладания, ограничивающей мироощущение и взгляд на жизнь.
Вязкая, тягучая страсть, круговорот совокуплений двух одуревших друг от друга, и от физической тяги мужчины и женщины. Порой становится невыносимо читать все это, тошно, кажется, что слишком много, чересчур. И хочется освобождения, стряхнуть как капли тяжелого пота, умыться чистой и прохладной водой. Но спираль действия продолжает закручивается, и близится какой-то страшный конец, какая-то развязка, раз уж товарищ влюбленного дает показания следователю, и рассказывает все от начала до конца, с цитатами в виде стихов из его тетради. Тут и Арагона вспомнили ненароком, с его возвышенными стихами, которые приписали герою-страдальцу по незнанию следователя. И секретарь следователя торжественно демонстрирует улику - револьвер.
Из этого самого револьвера, именно из него стрелял страдалец в мужа возлюбленной.
И этот ценный экспонат куплен за огромные деньги на аукционе. Не просто так куплен, а потом, что принадлежал Верлену. Именно из него стрелял Верлен в Рембо. Тут связь очевидная, - можно сказать, из глубины веков, по касательной в настоящее время. Револьвер вложен в руку страдальца, взволнованного, испытывающего голод и страх без любви, а вернее страсти. А его возлюбленная, с характерным именем Тина, просто по уши нахлебалась уже дикой страсти, и теперь хочет обычного женского счастья с мужем, которого продолжает любить, и двумя детьми. Ее хватило только на чтение стихов Верлена или Рембо, смысл которых до нее не дошел, не осел в голове, одни лишь звуки.
Шаг за шагом, страдалец доходит до крайности. Крадет у статуи Вольтера вмонтированную коробочку с усохшим сердцем, и дарит на день рождения возлюбленной. А зачем ей это усохшее сердце Вольтера? Безумный подарок, не оцененный по достоинству. И Вольтера жалко. Дальше больше. В комплект к револьверу приобретает живого ослика, на котором собирался похитить невесту со свадьбы, увезти от законного мужа, от детей, от гостей и родителей. Но не вышло.
Сама невеста и не хотела вовсе, и не имела ввиду ничего такого. Она повинную голову на свадьбу обрила на лысо, чтобы, символически, как бы сбрить рога, которые мужу наставляла. Очистилась.
Да и муж оказался проворнее, и кинулся с подручным прутом наперевес убивать страдальца, а тот возьми и выстрели.
Не убил, нет, только слегка поцарапал.
Книга на этом оканчивается. Такой открытый конец. Но, если брать по аналогии с историей Верлена и Рембо, то получается, что сидеть страдальцу два года.
Напомним тут историю двух поэтов.
Верлен от страдания много пил, и не помня себя от выпитого, выстрелил в Рембо, попал тому в запястье. Они оба отправились в больницу, чтобы обработать рану. Но Верлен по дороге опять затеял ссору и выхватил револьвер. Рембо позвал полицию. Таким образом Рембо попал в больницу, а Верлен в тюрьму. Где и отсидел два года.
История поэтов воспроизведена мной по памяти, в книге про нее нет, только стихи и поступки. А остальное все как есть порождение авторского таланта и желания рассказать читателю про кипящие страсти, и любовные муки. С последствиями.
Свидетельство о публикации №224072800825