О завещании доктора Хавкина
Детство
Будущий великий микробиолог родился в Одессе 3 марта 1860 года. Ещё в его младенчестве семья переехала в Бердянск, где его отец получил место учителя. Это была обедневшая купеческая еврейская семья, соблюдавшая традиции, но ориентированная на европейское образование. Вначале Владимир обучается дома, потом в школе и, наконец, в Бердянской гимназии. Он выходит оттуда с блестящим знанием французского языка, безусловно знает немецкий, так как годы спустя переводит с него медицинский учебник. И, конечно, жизнь заставит его в совершенстве выучить и английский.
Отрочество
Ему всё удаётся легко, он увлекается спортом, но более всего его привлекают естественно-научные дисциплины.
Юность
Хавкина принимают в Новороссийский университет в Одессе. На него обращает внимание один из самых ярких профессоров Илья Мечников, создатель теории иммунитета. Хавкин боготворит профессора и решает заняться зоологией простейших (тогда только появилось слово микроб). Между тем, Российскую империю лихорадит. Одно покушение за другим кончается цареубийством. Во всём обвиняют поляков и евреев. Владимир вступает в отряд самообороны. Его с револьвером в руках арестовывают жандармы и он попадает в тюрьму. Автоматически отчисляют из университета. Спасает Мечников. Наличие оружия указывает на возможную связь с народовольцами. Сам Мечников оказывается под надзором полиции и уезжает по приглашению Луи Пастера в его институт в Париже.
Лозанна
Убийства и казни отвратительны для Хавкина. Мечников помогает ему устроиться в швейцарской Лозанне на берегу Женевского озера. Хавкин читает лекции по зоологии простейших, но сердцем рвётся в Париж, к Мечникову и Пастеру.
Помощник библиотекаря
И вот появилась заветная вакансия в пастеровском институте. Правда, это не совсем то, что хотелось. Но возникает возможность по ночам работать в лаборатории. А Владимир уже знает, чего он хочет: создать профилактическую вакцину от холеры, которая свирепствует то здесь, то там, унося десятки и сотни тысяч жизней.
Вакцина
Наконец, освобождается штатное место в лаборатории. С невероятной энергией Хавкин ищет выход на нужные концентрации и температуры вакцины. Его индийский коллега писал впоследствии, что в это время не было более квалифицированного микробиолога во всём мире. Смею предположить, что год, проведённый на физмат факультете в в Одессе, тоже внёс свою лепту.
Эксперименты на людях
С кроликами всё понятно. Владимир знает, что произойдёт в зависимости от дозы с точностью до минуты. Но что будет с людьми? Какова должна быть доза, повторные прививки, а главное — результат? И Хавкин начинает с себя, после тщательных расчётов совершая документированную прививку. Затем со своих преданных друзей-народовольцев. Всё делается публично, перед самой квалифицированной аудиторией в мире. Успеху сопутствуют горячие аплодисменты коллег. Но главные сражения ещё впереди.
Недоверие и отказы
Первой на ум пришла Российская империя, где полыхала холера, унося десятки тысяч жизней. Но оттуда пришёл отказ. В нём, вопреки неким утверждениям, не было ничего оскорбительного. Для отказа имелись некие (правда, не очень вразумительные) основания, связанные с неудачными вакцинациями одного испанского микробиолога. Не решалась и Франция.
Британская Индия
Но Англия вплотную оказалась заинтересованной в связи с эпидемией холеры в Индии. Эпидемия не щадила никого, в том числе и британских солдат. Хавкина приглашают в Лондон, где он читает убедительные лекции. Лорд Кимберли, госсекретарь по делам Индии, даёт разрешение на добровольную вакцинацию. И вот Владимир Хавкин в должности главного микробиолога Индии отбывает в центр эпидемии холеры — в Калькутту.
От махараджи до кули
Годы опасной самоотверженной работы принесли свои плоды. На пути холеры возникли форпосты из привитого населения деревень сначала вверх по Инду, а затем виз по Гангу. Всё больше добровольцев соглашались на прививки. Прививались люди всех социальных слоёв. Владимир Хавкин мог праздновать победу. Заработанный тяжким трудом и блестящими открытиями кредит доверия давал свои плоды
Чума
Но в это время полыхнула новая эпидемия, на этот раз бубонной чумы. Хавкин переезжает в Бомбей. Его новый молодой друг, один из богатейших людей Индии Ага-хан, глава сообщества исмаилитов, уступает ему для лаборатории один из своих дворцов. Хавкин пытается использовать ту же методику, что и в борьбе с холерным вибрионом, но палочка Коха ведёт себя по другому. И вот через три месяца Хавкин открывает «метод сталактитов», позволяющий получить чистую культуру возбудителя и, в итоге, создать «плазму Хавкина» - эффективную противочумную вакцину. Воистину лучший микробиолог мира.
Бриллиантовый юбилей королевы
Хавкин стал рыцарем, сэром и кавалером ордена Британской империи для колоний. В время награждения сэр Листер, великий хирург Британии, сказал, что самый отвратительный предрассудок это антисемитизм. В 1899 году Лаборатории по исследованию чумы передают старый Дом Правительства. Вакцина не только развозится по деревням, но и идёт на экспорт.
Трагедия в Малковале
В 1902 году во время прививок в одной заброшенной деревушке погибает 17 человек с признаками столбняка. Недоброжелатели поднимают голову. Лабораторию обвиняют в нарушении антисептики, а Хавкина увольняют с поста директора. Хотя для того, чтобы убедиться, что заражение произошло вне стен лаборатории, недалеко от деревни, требуется не больше нескольких недель, рассмотрение затягивается на годы. В итоге оказалось, что один из препараторов уронил пробку от пробирки на землю и тут же вернул её на место. При этом корковая пробка провалилась во флакон. Хавкина поддерживают крупнейшие научные авторитеты. Его разыскивают, перед ним извиняются и просят вернуться. Но место занято шпиономаном майором Баннерманом, который «усовершенствовал» вакцину, добавив туда карболку. К счастью, свои свойства вакцина утратила лишь вполовину. Хавкин возвращается на специально созданную для него синекуру, дожидаясь выхода на пенсию.
Мировая война
В 1915 году Хавкин навсегда покидает Индию. В Лондоне он готовит прививки для британских солдат, разрабатывая их состав и стратегию. Участие в подготовке бактериологической войны, приписываемые ему, по-видимому, являются вымыслом.
Возврат к иудаизму
Теперь, свободный от добровольного каторжного труда, Хавкин возвращается к мыслям о судьбах еврейского народа. В 1920 году Хавкин стал членом ЦК всемирного еврейского союза и публично поддержал идею воссоздания еврейского государства. Ещё в 1898 году он обращался к влиятельномуАга-хану III, а через него - к турецкому султану Абдух-Хамиду II-му с предложением переселить евреев в Палестину путём постепенной покупки земли. Он переписывается с Ротшильдом и Герцлем, но тогда оторваться от своей главной миссии - борьбы с холерой и чумой - не может. Теперь же Хавкин ездит по местам еврейской духовной жизни в Восточной Европе: Польше, Венгрии, Литве, посещает Советский союз и приходит в ужас от увиденного. Он пишет статью «Апология ортодоксального иудаизма», где утверждает, что «приверженность к религиозному образу жизни является единственной возможностью сохранения еврейского народа». Вместе с тем, как никто другой, Хавкин понимает, что мир неузнаваемо изменился за три тысячи лет и это должно, в первую очередь. отразиться на еврейском образовании.
Завещание
Завещание было составлено в 29 -м году, а в 30 -м великий учёный и филантроп скончался. Фонд Хавкина, созданный согласно Завещания, получал проценты с его крупного денежного вклада в швейцарском банке. По сути, это были все сбережения великого учёного. Помощь оказалась очень своевременной. Ешивы Восточной Европы находились в плачевном состоянии. Помощь Хавкина удержала их на плаву. Существенным пунктом Завещания был призыв включить в программы Ешив и еврейских школ естественно-научные дисциплины, чтобы сделать их выпускников более приспособленными к окружающему миру. Это условие было, однако, совершенно добровольным, как и вся предыдущая деятельность Хавкина. Но те ешивы, которые расширили свои программы, получали дополнительные дотации.
Народ Израиля жив!
После страшных испытаний, Холокоста, с гибелью более 6 миллионов евреев, мечта Хавкина о создании еврейского государства осуществилась. Как никогда, призывы великого учёного к реформе еврейского образования актуальны и не терпят отлагательств. Теперь, в рамках своего государства необходимо ограничение на число узких специалистов по Торе, так же, как по числу инженеров, врачей и педагогов. Неограниченный рост только одного из секторов духовной жизни грозит нарушить равновесие и «перевернуть лодку», в которой мы все находимся. Как никогда зловеще звучит знаменитая фраза сэра Уинстона Черчилля, что демократия — это худший способ правления, хуже только всё остальное. Нужно срочно искать выход из сложившейся ситуации. Реформа религиозного образования — один из шагов на этом пути. Архив Хавкина находится в Израиле и ждёт своих исследователей (см. фонд А.Дуэля).
Фрагмент Завещания
«...Я поместил в банк деньги в форме ценных бумаг. Проценты от этих средств следует отчислять в фонд помощи изучению иудаизма. Помощь должна оказываться в виде субсидий иешивот и начальным религиозным школам (Талмуд-Тора) в Польше, Галиции, Румынии, Литве, Венгрии и других странах Восточной Европы.
...Считаю своим долгом подчеркнуть, что эта материальная помощь никоим образом не может служить средством давления на иешивот с тем, чтобы они в чем-то переменили порядок или содержание занятий. Но я лично полагаю, что такие предметы из области естественных наук, как физика, химия, биология, геология, космография, есть полезное прибавление к основной учебной программе иешивот. Выйдя из стен иешивот, учащиеся, благодаря знакомству с этими дисциплинами, не будут ослеплены, как это бывает иной раз, достижениями светской науки, и не перечеркнут с такой легкостью великую важность знаний, приобретенных в иешиве. Уместно также подумать, что было бы хорошо и полезно, если бы учеников иешивот обучали какому-нибудь ремеслу, вроде работы часовщика или ювелира, или другому прикладному делу, как в древности это было заведено у благословенной памяти мудрецов наших. В дальнейшем это было бы средством кормиться собственным трудом, избегнув нужды и нищеты. Однако, сколь ни разумно развивать эту идею как справедливую, мне известно, что некоторые руководители иешивот считают ее вредной. Поэтому я снова подчеркиваю их полную свободу в этом вопросе, равно как и то, что материальная помощь не может быть использована в качестве средства изменить их волю.
...Решающая гарантия существования еврейских общин во все времена (и, особенно, сейчас) – это то, что они выдвигали духовных предводителей, уважение и преклонение перед которыми было основано на их великих познаниях в Торе. Религиозные школы и училища – а лишь они готовят духовных лидеров, преподавателей и раввинов, чей авторитет для миллионов евреев Восточной Европы незыблем, несмотря на разруху и потрясения, – и есть эти очаги традиционного воспитания, питающие в продолжение многих поколений интеллектуальную и нравственную жизнь еврейского народа. Их нужды и мытарства известны всякому, кто там бывал: в подобных условиях им приходится продолжать свое дело – и поэтому я считаю своим долгом составить данное Завещание. Осталось лишь выразить пожелание, чтобы за мною последовали другие, дополнив и улучшив положенное мною начало».
(В. Хавкин)
Свидетельство о публикации №224072901021