История четвёртая. Элла и шмели
Волшебный рассказ
http://proza.ru/2023/07/22/1491 – история первая
http://proza.ru/2023/07/22/1500 – история вторая
http://proza.ru/2023/07/27/892 – история третья
То был воскресный день, и после завтрака тётя сказала:
– Элла, я иду на рынок. А вы с дядей – дома.
– А можно с тобой, тётя?
– Нет, дорогая. Очень жарко. И парит. Наверное, будет дождь. Займись чем-нибудь.
– Тогда можно, я тебя встречу?
– А где же ты собралась меня встречать?
– Тут, у калитки.
– Тут – можно, – улыбнулась тётя.
И вот, вся истомившись ожиданием тётиного возвращения, Элла уже несколько раз не только выглянула за калитку, но, рискуя получить выговор, даже решилась пару раз пройти по обочине их тихого переулка до ближайшего поворота и выглянуть из-за угла крайнего дома.
– Нет, не идёт! – Пустынный, раскалённый от летнего зноя, соседний переулок убегал вниз, туда, где течёт невидимая Элле городская речка. Переулок упирался в очередной переулок, совершая очередной поворот и… Нет! Так далеко она не пойдёт. Так и заблудиться недолго.
Элла вернулась во двор. Дядя – в доме. Вон он, за столом, у распахнутого окна, читает свою газету. Белая занавеска, словно лёгкий мотылёк, мерно колышется слабым сквозняком (все двери в доме тоже распахнуты), и дядя с газетой то возникает в проёме окна, то исчезает. Вместе с ним возникает и исчезает край белой кафельной печки. Есть-нет. Есть-нет. Скучно. Даже бархатцы на клумбе не такие оранжевые, как обычно.
– А что, если ненадолго заглянуть в малинник? Совсем ненадолго. Тётя точно не успеет ещё прийти, как я обернусь…
И Элла шмыгнула в свои малиновые владения. Ягод сейчас гораздо меньше, чем в начале лета, но всё-таки. Вот её любимая, малина белая – она сладкая-пресладкая! Элла ловко отправила ягоду в рот, отыскивая глазами очередную. Внезапно шмель прожужжал перед самым её носом, быстро-быстро работая прозрачными крылышками, неся своё грузное тельце в полосатой шубке, и скрылся меж высоких зелёных веток. Кажется, пошёл на посадку.
Недозревшее яблоко упало со старой яблони, бумкнув Эллу в плечо. Хорошо, что маленькое свалилось!
Элла, очень любознательная девочка, решила изучить его внимательнее: понять, почему оно не удержалось на ветке. Присела и … тут же увидела того самого шмеля: он неторопливо передвигался недалеко от Эллиных сандалий и вдруг пропал из вида. Странно. Куда подевался? Элла присмотрелась – ни следа! И тут рядом с ней приземлился ещё один. За ним Элла наблюдала как нельзя внимательнее. Шмель тоже, словно под землю провалился... Что за чудеса! Посидев ещё некоторое время, Элла заметила, как шмель необъяснимым образом возник из «ниоткуда» и взлетел вверх.
– Ага! Так они действительно проваливаются под землю! Вот дела! Старательные пчёлы живут в ульях, страшные осы – в гнёздах. А эти – под землёй?
Теперь Элла вглядывалась в подножие яблони очень старательно и заметила-таки, наконец: аккуратная дыра, словно пальцем взрослой руки прокрученная, уходила под наклоном глубоко в землю. Вход, возле которого время от времени сновали шмели. Взлёт - посадка. Взлёт - посадка.
– Вот бы узнать, как там у них всё устроено, – подумала Элла, вспомнив путешествие под яблоневую арку. Тоже, наверное, Королевство. Шмелиное.
– А Вы зайдите, госпожа Элла, – проговорил рядом знакомый голос. – У них всегда кто-нибудь дома.
– Фон Малинн! Здравствуйте, уважаемый Жук! Как поживаете? – обрадовалась Элла встрече со старым знакомым.
Когда церемония реверансов и шарканий ножкой завершилась, Элла проговорила озадаченно:
– Но как же я попаду туда, такая большая?
– Как давно Вы, такая славная маленькая девочка, стали такого высокого мнения о себе? – Ведь Вы ростом – не более меня!
В самом деле! Как это Элла не заметила, что они с Фон Малинном – вновь одного роста? Она покосилась на шмелиную дыру. Та выглядела вполне пригодной для хождения по гостям. Фон Малинн же чудесным образом пропал, как и появился.
Пожав плечиками, Элла без стука шмыгнула в тоннель. Ни придворных, ни стражи. Да и быть тут никого не могло, потому что тоннель – уж больно узкий и мрачный, стены – земляные, совсем не дворцовые – только и разминуться двоим.
– А мне это точно нужно? – заколебалась на миг Элла, но любопытство было сильнее.
– Посторонись-ка!
Элла оглянулась в недоумении.
– Посторонись-ЖЖе! ПриЖЖмись к стене! – прозвучало рядом.
Элла посторонилась. Её обгонял гружёный нектаром шмель. Они с интересом уставились друг на друга, причём шмель забавно пошевелил в сторону Эллы усиками.
– Здрасьте, – неуверенно промолвила Элла без реверанса. Глупо и неудобно делать реверанс, когда кругом так тесно и темно.
– ПрохлаЖЖдаешься? А меня ЖЖдут, меЖЖду прочим! Я долЖЖна добыть дюЖЖину лоЖЖек еЖЖевичного нектара.
– Как странно он говорит, – отметила про себя Элла, – и жужжит на «ж». Ему явно требуется логопед. Как он живёт с таким деффектом? – Но вслух Элла лишь промолвила:
– Я, собственно, в гости.
– Нашла время! Скоро ЖЖе доЖЖдь: ЖЖелательно успеть до него.
Элла отметила про себя:
– Какой-то он недобро-ЖЖелательный, – не замечая, что даже мысленно тоже вдруг начала пожуживать. Вслух же спросила:
– А Королева принимает в это время дня?
– Как ЖЖе! Только и ЖЖдёт тебя, – буркнул раздражённо шмель.
– Эй, Жужу, ты чего застыла? – услышала Элла вопрос позади. И вдруг сообразила, что тоннель наполнился сплошным непрерывным «жжжж».
– Жюли! Не могу же я обойти Жижи, когда она задерЖЖалась поболтать с ТОЙ САМОЙ ИЗ САДА, что никогда не обиЖЖает шмелей.
– ЖЖелательно, чтобы она продолЖЖила двиЖЖение. И сколько моЖЖно дерЖЖать ТУ САМУЮ в прихоЖЖей?
Недоброжелательная Жижи спохватилась и прожужжала Элле язвительно:
– ПоЖЖалуйте!
Элле показалось, что она даже изобразила нечто похожее на поклон. Посторонившись, Жижи пропустила Эллу вперёд, сама двинулась за ней, а за ними вереницей – гружёные нектаром Жужу, Жюли и все прочие на «Ж».
Тут только Элла сообразила, что все шмели носят хоть и странные, но женские имена. А она-то считала раньше, что все шмели – мальчишки.
– СкаЖЖите, а Главная Королевская Башня у вас есть?
Элла уже поджуживала вовсю.
– Что за блаЖЖь? Зачем она тебе?
– Ну, меня туда обычно заточают оЖЖесточённые сердцем Королевы.
– Наша Королева – неЖЖная госпоЖЖа. У нас такой башни нет, но не мешало бы завести: саЖЖать туда разных иЖЖдевенцев.
– А это кто? – не поняла Элла. Такого слова она ещё не знала.
– Те, что возлеЖЖат себе без дела, – неопределённо ответила ЖиЖи.
Элла вновь ничего не поняла, но переспрашивать не стала. Пробираясь по тоннелю, она старалась не касаться стен, чтобы не испачкать платьице и в нетерпении ожидая всё-таки появления Королевского дворца, башен, флажков, стражи, наконец. Но вместо Дворца попала в настоящее гнездо. Точнее – в нору.
Это и была самая настоящая мышиная нора, которую Королева Шмелей отвоевала весной в ожесточённой битве с бывшей хозяйкой. Сделано это было по-королевски отважно: ни одна из её подданных не была способна на такой подвиг. Но сейчас Королева мало чем отличалась от своих придворных. Она оказалась просто очень крупной Дамой, правда, в богатой мохнатой шубке. И да! На ней сверкала крохотная золотая корона, но сидела она на Королеве кое-как. Фрейлин при ней не было, трона – тоже. Все вокруг непрерывно сновали туда-сюда, и всё было по-простому, по-домашнему. Сама Королева только тем и занималась, что дрожала над своими детьми, проверяя их колыбельки: не слишком ли там жарко? То и дело Королева отдавала распоряжения:
– ОсвеЖЖайте! – и все подданные принимались быстро-быстро дрожать крылышками, устраивая сквозняк.
– Поддайте ЖЖару! – требовала Королева, и все принимались двигать грудками, словно на занятиях по гимнастике. И, действительно, в норе становилось жарко.
Элла была озадачена. Таких Королев и таких придворных она ещё не встречала.
– Довольно неоЖЖиданно, – прожужжала она про себя, – ни круЖЖев, ни оЖЖерелий. И как это я сразу не сообразила, что дыра – это просто нора!
Но, подойдя к колыбелькам, она вежливо прожужжала, разглядывая младенчиков:
– Какие чудесные Ваши новороЖЖдённые!
– Да, они боЖЖественны! – нежно прожужжала Королева.
– А как поЖЖиваете Вы, Ваше Величество?
Королева отвлеклась, наконец от своих младенцев и проговорила:
– Ах, это ты – ТА САМАЯ ИЗ САДА? Как видишь, ЖЖилищные условия так себе. Я уЖЖе сто раз поЖЖалела, что выЖЖила отсюда старую мышь: стоило мне поискать тогда что-нибудь более надёЖЖное. Первый же большой доЖЖдь – и мы неизбеЖЖно погибнем: я и все мои дочери.
Жижи, Жужу, Жюли, Жижу и прочие почтительно помалкивали в сторонке.
– УЖЖас! – прожужжала Элла. НеуЖЖели ничего нельзя поделать?
– МоЖЖно было бы занять свободный синичник. Но теперь поздно: всё ЖЖильё разобрано. Я не ЖЖалуюсь – просто переЖЖиваю за ЖЖизни младенчиков.
– МоЖЖно, я качну колыбельку? – спросила Элла, чтобы сделать Королеве приятность.
– Только аккуратно! Не приЖЖми!
Минуту спустя Королева поинтересовалась:
– Что там наверху? – А то я совсем не выхоЖЖу.
– ЖЖара, – прожужжала Элла, почтительно вздохнув.
– Жеже, налейте гостье лоЖЖку еЖЖевичного нектара, – великодушно распорядилась Королева, – а больше у нас ничего и нет.
– Не стоит беспокоиться! – торопливо проговорила Элла.
Помолчали.
– СкаЖЖите, Ваше Величество, сколько ЖЖе среди Ваших младенчиков дочерей и сыновей? – поинтересовалась Элла, вспомнив, что все подданные Королевы – сплошь дамы.
– Ты разве не знаешь, что у нас матриархат? И тех вот довольно,– кивнула она в сторону двоих мальчишек-шмелей.
– А что это - матриархат? – озадачилась Элла.
– Это когда ЖЖенщины – главные, а муЖЖчины – прилоЖЖение.
– Ижждевенцы? – вспомнила странное слово Элла.
– МоЖЖно и так сказать, – согласилась Королева, покосившись на беззаботно лежащих Жоржа и Жака. – Но неуЖЖЕли больше никаких новостей сверху? – вздохнула королева.
– СоЖЖалею! ДаЖЖЕ не знаю, что Вам ещё рассказать, – пожала плечиками Элла, подумывая, как бы повежливее завершить визит. Похоже, ничего интересного больше ей тут не увидеть.
– ПоЖЖалуй, я засиделась. Меня ЖЖдут дома.
И в это самое время возбуждённое жужжание раздалось со стороны тоннеля:
– ДоЖЖдь! Заливной доЖЖдь!
Обычно неторопливые и вальяжные, Дамы-шмели спешно задвигались по норе, приподнимая королевские колыбельки и бочонки с мёдом.
– ДоЖЖдались! – в ужасе метнулась Королева к детям. – ДерЖЖите плотину!
– НевозмоЖЖно, Ваше Величество! Мы не смоЖЖем остановить воду!
Но тут Эллу охватил ужас при мысли о том, что всё это маленькое странное Королевство может погибнуть.
– НаляЖЖем друЖЖно! – прожужжала она на самой высокой ноте и отважно бросилась ко входу, увлекая за собой Жужу, Жижи, Жюли, Жижу и даже лежебок Жоржа с Жаком.
Вода хлестала, переливаясь через жалкие сооружения Королевской плотинки из веточек, песчинок, сухих листьев, угрожая поглотить всё Шмелиное Королевство. Элла хлебала набегавшую воду и отплёвывалась, делая фонтанчик наподобие кита. Жужу, Жижи, Жюли изнемогали, упираясь мокрыми спинками в утлую перегородку. Очередная волна накрыла Эллу с головой, и она подумала в последний миг:
– Как ЖЖаль! Я так и не встретила тётю!..
– Элла! Ты где? Беги домой! Дождь начался!
Знакомый голос вывел её из оцепенения. Она сидела на корточках, глядя на дыру, которая была норой, и первые капли дождя упруго ударяли по её разгорячённой голове. Ноги замлели так, что когда она встала, показалось, что они стали тяжёлыми-тяжёлыми, ватными, и тысячи острых иголок впились в её ступни, словно тысяча шмелей ужалила её одновременно.
Да нет! Шмели – добрые! Они же не жалят без причины! Даже ворчливая, вечно недовольная Жижи не ужалила бы её! Она тоже в душе добрая. Просто бедняга много работает.
– Элла! – повторил голос тёти более тревожно.
– Я здесь! – превозмогая иголки в ногах, шагнула Элла из малинника. Дождь усиливался. Она оглянулась на нору и подумала:
– А как же Королевство?
Мысль возникла внезапно:
– Дядя, дядя! – уже звала Элла, взбегая на крыльцо, где её ожидала тётя.
– Ты где так извозилась? – удивлённо спросила тётя.
– Там, у шмелей – торопливо махнула Элла в сторону малинника и продолжила:
– Дядя! Дядя! Нужно срочно строить шмельник.
– Что!? – оторвался дядя от газеты, взглянув поверх очков.
– Ну! Домик для шмелей ЖЖе! Шмельник! Или шмЕлий?
– Хорошо, что ты не пошла со мной. Попали бы под дождь вместе. А ты чего жужжишь, дорогая? – озадаченно спросила тётя. – Ты не заболела?
Но Элла не ответила. Мысли её кружили вокруг будущего шмельника…
29.07.2024
http://proza.ru/2023/08/04/945 – история пятая
http://proza.ru/2024/08/25/1550 – история шестая
http://proza.ru/2024/08/25/1112 – история седьмая
http://proza.ru/2023/12/03/993 – история восьмая
Свидетельство о публикации №224072901026