По-недельные размышления 4. Что есть искусство
происходят от одного корня кусити
(санскр. куш — experiri).
С понятием искусства соединяется
мысль об обмане, прельщении,
что видно из родственных с ним слов:
искусить, искуситель, искушение»
Ф. Буслаев.
Задумывалась я над этим вопросом давно.
Придешь, бывало, на выставку или в музей и от какой-нибудь картины отойти не можешь, так она тебя завораживает. И там же, тогда же, на входе в другой зал на пару секунд задержишься, обведешь всё взглядом и уйдешь - неинтересно.
То же самое с архитектурой-строительством. Какая-нибудь избёнка у леса кажется тебе верхом совершенства, так она вписывается в природу и дополняет ее, а мимо огромного здания, над которым думали много талантливых людей со специальным высшим образованием, сто раз пройдёшь и его не заметишь.
Да и само слово ИС- КУС – СТВО – оно что означает?
Искусить, ввести в соблазн, как у Буслаева?
Искусный - ты так не сможешь?
Искусственный- то есть неприродный?
Какой у него корень?
Кус? - укусить, схватить кусок от чего-то; может быть, от даров высших сил или низших?
Иск? –искать, находиться в поиске, будь ты создатель этого искусства или его потребитель?
Я прочитала в сети всякие версии, можете при желании и вы их найти и прочесть. В том числе и Акуниское искусство знать – тоже вполне правомерно, оказывается.
(См. http://proza.ru/2024/07/23/325 )
Но здесь хочу написать только свои соображения.
Искусство, безусловно, многолико. И это отражено даже в самОм слове, в самОм количестве трактовок его корня, о чём я написала выше.
Но мне лично кажется искусством то, что сделано искусно, причем с вложением творчества, чтоб не комбинаторика была, не на автомате чтоб сделано было.
И еще в искусстве всегда присутствует некое излишество жизни. Ее пиршество. Вот можно было бы эту ложку не расписывать? Да. Но кто-то её расписал, причем искусно, я так не смогу, вот и получилось прикладное искусство. А сама ложка? Можно было бы ее сделать неудобной? Да. Но кто-то думал, много раз пробовал варианты, и вот она какая – как влита в руку. Искусно придумана. Искусство дизайна.
И еще мне кажется, в то, что можно назвать искусством, должна быть вложена ещё и высшая энергия, из высших по сравнению с нашим трехмерным миром, слоев мироздания. Проще сказать, в нем должно чувствоваться кроме искусности еще и вдох-новение.
То есть создатель искусства должен был во время этого создания вдох-нуть нечто от высшего мира.
Как отличить искусство от неискусства? А вот тут включается, на мой взгляд, еще одна составная часть искусства- его потребитель. Почувствует он что-то, или нет? Увидит, унюхает, вкусит, услышит ли? А может, всё разом? К таким искусствам я отношу ландшафтное искусство и ресторанное.
То есть, мне кажется, что искусство не может существовать без потребителя. И оно начинается только тогда, когда у него появляется потребитель, то есть тот, кто может его оценить как искусство.
И вот здесь у меня получается интересный вывод: сама Природа как создание Высших сил нуждается в человеке, чтобы всеми его органами чувств понять, что она - искусство. И ведь есть люди, которые видят этих создателей Природы – называют их стихиалями. (Почитайте «Розу мира» Даниила Андреева). А поскольку прекрасная природа придумана и осуществлена скорее всего Высшими силами, то она, по-видимому, - самое высшее проявление искусства на этой Земле.
Красиво сказала, да? Но отсюда же идет и вопрос: а может ли человек улучшить природу, не нарушая ее красоту?
А сам человек как часть природы является ли произведением Её искусства?
А только ли он может осознать, что природа – искусство, или на Земле существуют и другие создания, которые это могут осознавать и чувствовать?
Почитайте «Хохот шамана" Владимира Сёркина)
И если да, то кто эти создания? И тогда могут ли другие создания, кроме человека, сознательно улучшать природу как произведение искусства?
И т. д. и т.п.
Но на все эти вопросы я пока не буду здесь рассуждать. Может, как-нибудь в другой раз.
Свидетельство о публикации №224072901050