За что распяли Иисуса? Кто виновен в Его смерти?

   
    Главная загадка   жизни,  учения и деятельности  Иисуса , всего евангельского повествования: за что распяли Иисуса? Кто виновен в Его смерти?
Какую опасность  мог представлять мирный проповедник  и учитель, странствующий философ  и целитель для  еврейских властей, которые искали Его смерти?
Почему Он был казнен  римлянами как политический преступник, хотя  те цели, которые ставит любое освободительное движение , казалось, были чужды Ему и   были несовместимы с Его небесной миссией : «Царство Моё не от мира сего ... Царство Моё НЕ ОТСЮДА (Ин 18:36)?
   
   В Евангелиях  Иисус  обращался к народу на темы чисто религиозные и моральные. В Евангелиях сделано ударение на деятельности Иисуса в качестве проповедника, учителя и целителя, но исключено всякое упоминание о Его отношении к политической реальности эпохи, а именно,-к римской оккупации. Он постоянно учит любви,не отвечать злом на зло: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя; ...Любите врагов ваших..молитесь за обижающих вас и гонящих вас..Блаженны миротворцы..».Он - сторонник ненасилия, а не антиримский бунтовщик и мятежник...
Но мы видим в Евангелии  и другую картину: проповедник и исцелитель внезапно  совершает политический акт, триумфально вступив в Иерусалим как  Царь, Мессия , предсказанный пророками. Затем следует описанная как бы вскользь акция «изгнания торгующих из Храма», и далее - пассивное ожидание ареста и казни…

    Провозглашение Царства Небесного  вслед за Иоанном Крестителем было отправной  точкой пути Иисуса. Но какой смысл этого послания? Он нигде не объяснял точно, что имеет в виду под ЦБ. Но ясно, что Его современники, иудеи, понимали, о чем речь, догадывались о значении  этих слов. ЦБ — это новый порядок на земле, это Царство ,  где не может быть иных правителей, кроме Бога.Как проповедник Царства Божия  Иисус возвещал конец римского правления. Как именно наступит этот конец, оставалось тайной. Но Он  был убежден, что не люди должны  насильственными действиями установить Царство,так как это повлечет только новые страдания и смерти. Царство  будет учреждено прямым  вмешательством в земную историю самого Бога...
   
    Лука так описывает взгляд последователей Иисуса на Голгофскую трагедию . "Ученики из Эммануса" говорят явившемуся  после распятия и не узнанному ими Иисусу о том, "что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было,что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля..." (Лук. 24, 19-21).  Ученики ясно определяют , что они ожидали от  Учителя: избавление Израиля. Они  в отчаянии от того, что внезапная и бесславная смерть настигла Его прежде, чем Он успел исполнить свои обещания. Они также  возмущены поведением еврейских властей, которые не осознали значения Иисуса для освобождения Израиля и позволили римлянам осудить и распять пророка.
   
   
    Кульминация триумфального шествия Иисуса, Его Пути на Голгофу,  — торжественный въезд в Иерусалим, сопровождаемый поистине царскими почестями. Толпы народа приветствуют своего  Мессию, устилая Его путь плащами и пальмовыми ветвями. И главное — приветствуют его как Царя Израилева и Сына Давидова (Мк 11:8-10, Мф 21:8-11, Лк 19:37-38, Ин 12:12-13).Иисуса провозгласили своим царем люди, которые шли за ним, и сам этот факт, что у иудеев появился самозванный царь, был достаточной причиной для Его устранения: в Него верили как в избавителя Израиля.
Даже сам способ въезда Иисуса в Иерусалим — на молодом осле — соответствует ветхозаветному пророчеству Захарии о явлении Царя (Зах, IX, 9), цитируемому Матфеем (21:5) и Иоанном (12:15): «...се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Дальнейшее пребывание Иисуса в Иерусалиме сопровождается не меньшими проявлениями популярности. Лука сообщает нам, что в Храме «весь народ неотступно слушал Его» (19:20).  Слава его распространяется по всей стране.

Всего этого было  достаточно для того, чтобы на нового лидера обратили внимание оккупационные власти.Этого было уже достаточно, чтобы  они заподозрили в нем мятежника.
Евангелия также сообщают о нескольких днях между входом  в Святой Город и казнью, в течение которых Иисус проводил время с людьми, приветствовавшими Его как Царя.
Если вход был таким, как его описывают Евангелия , почему римлянам потребовалось столько времени, чтобы арестовать Иисуса и его учеников?   Когда возникала угроза мятежа, римляне действовали без промедления,и им не требовался для этого еврейский «суд»..
Почему же войска Пилата не вмешались ещё тогда, когда Иисус входил в Иерусалим  как Царь под крики : «Благословен Царь Израиля!»?
   Ответом может служить предположение, что в ту Пасху Пилат отсутствовал в городе и появился лишь тогда, когда получил известия о начавшемся мятеже и «захвате Храма» «Царём Израиля».В течение нескольких дней проповеди Иисуса в Храме «фарисеи и книжники», которые искали, как Его погубитъ, не могли это сделать, возможно, из-за окружавшей Его толпы. Но в ночь накануне ареста картина резко меняется: Иисус не в Храме, а вне Иерусалима, Он тоскует, прeдчувствуя арест, казнь, смерть.
  Скорее всего, между проповедями Иисуса в Храме и арестом лежал эпизод, опущенный в Евангелиях: в город вошли войска Пилата и легионеры изгнали Иисуса и учеников из Храма…..

   Если бы Иисус ограничивал свою деятельность проповедями и исцелениями, он никогда бы не вызвал враждебности у таких политических фигур, как  Кайафа. Саддукеи ,лидером которых он был, представляли еврейских коллаборационистов, сотрудничавших с оккупационными властями , которым чисто доктринальные вопросы были глубоко безразличны.
  Если бы Кайафа считал преступление Иисуса чисто религиозным, он просто ничего бы против него не предпринял, опасаясь народа, по крайней мере,накануне праздника. Если бы Иисус выступил, уверяя, что он Бог, Кайафа счел бы его безвредным сумасшедшим. Что же касается критики, которую Иисус будто бы высказывал в адрес фарисеев, то ее Кайафа, будучи саддукеем, выслушал бы с величайшим удовольствием.
 
   Но «развращать народ» ,т.е.побуждать его к мятежу против Рима,выдвигать политические притязания на власть, объявляя себя «Христом Царем», — именно такие обвинения могли бы  побудить  Кайафу передать Иисуса римлянам .Скорее всего, собравшиеся члены совета не были с самого начала настроены казнить Иисуса: они  не знали, как им следует поступить с этим  проповедником из Галилеи. У Каиафы возникла идея пожертвовать Иисусом, чтобы предотвратить бедствие, которое грозило всему народу со стороны римской оккупационной власти.
 
 
    В  синедрионе Иисуса  спрашивают об угрозах в адрес Храма,используя Его собственые слова: "Я разрушу Храм сей рукотворный, и через три дня воздвигну другой,нерукотворный". Храм-это главное гражданское и религиозное учреждение иудеев; это главный символ римского господства над Иудеей. Даже малейшая угроза Храму   не могла не привлечь  внимание религиозных и имперских властей. За пару  лет до этого , когда два равви поделились со своими учениками намерением убрать золотого орла, которого Ирод Великий водрузил над главными воротами Храма,  сами учителя и сорок их последователей были  пойманы и сожжены заживо. Иисус же  окрыто и не один раз высказывал  угрозы в адрес Храма, обещая, что "все это будет разрушено, так что не останется здесь камень на камне" (Мк 13:2).
Священники  были так напуганы  Его действиями и пророчествами о  разрушении Храма, что могли  считать, что  если вовремя не вмешаются и  не предпримут первый шаг по устранению  потенциального очага мятежа или даже восстания,то будут обвинены в некомпетентности. .

    Взможно, верховный совет был  бы рад взять под стражу "опасного"  человека, о котором позже можно было бы сказать, что Он выдавал себя за Мессию
Власти могли бы впоследствии передать его римлянам в знак своей готовности сотрудничать с ними. Особенно важно было не допустить каких-либо стычек с оккупационной властью во время праздников,так как безжалостность Пилата была хорошо известна.Еврейским властям нужно было проявлять максимальную осмотрительность, чтобы избежать кровопролития среди населения, которое уже не раз случалось ранее. Они могли рассчитывать, что прокуратор возможно, смягчится, если сразу после его прибытия ему передадут заключенного, обвиняемого в вызывающем поведении и подстрекательских реча;  тогда решение проблемы всецело легло бы на плечи римлян.
Так, в общих чертах,согласно Евангелиям, можно предположить  роль в аресте Иисуса еврейских  начальников.
Однако,присутствие римских солдат во главе с тысяченачальником говорило о том, что приказ об аресте был отдан вероятно, самим Пилатом, который собирался судить Иисуса.
 
  Размышления вроде тех, которые приводятся в Евангелии от Иоанна (11, 47–50),  всегда толковались христианами как фактически смертный приговор, вынесенный Иисусу верховным советом. Однако даже наиболее антиеврейские и проримские описания суда над Иисусом, приведенные в Евангелиях, не игнорируют того факта, что без приказа Пилата и без его выполнения римскими солдатами Иисус не был бы распят, даже если бы весь народ Израиля пожелал этого

     Казнь римлянами Иисуса как «царя» не говорит однозначно   о том, что у Него был вооруженный отряд,  или о том, что римляне Его в этом подозревали. Для вынесения смертного приговора  Пилату достаточно было знать, что Иисус говорил о Царстве и возбуждал надежды в народе . Его чудеса тоже вызывали возбуждение, которое было опасно само по себе.  Он был казнен как «Царь», хотя скорее всего, ни Он, ни его ученики не воспринимались как реальная угроза Риму;  учеников после Его гибели не ловили и не казнили.
Однако, тот, кто говорил о Царстве, высказывался против Храма и имел  многочисленных сторонников, мог быть казнен; и это могло быть даже в том случае, если никто не считал его военным лидером.

    Иисус был казнен как «Царь Иудейский», хотя ученики «Царя» остались на свободе. Это показывает, что римляне считали Его опасным лишь в одном отношении: Он был опасен как возбуждающий в евреях надежды и мечты, а не как реальный лидер группы мятежников.Он был казнен римлянами, и, если евреи имели к этому какое-то отношение , зачинщиками его казни могли бы быть те, кто имел доступ к Пилату. Главными среди них были лидеры священства. Возможно, сигналы о  провоцирующих дейсвиях Иисуса Пилат получил именно от них.

...............

    В Евангелии от Иоанна описан непонятным образом уцелевший от дальнейшей правки и потому,скорее всего,   реальный факт – первосвященник отказался казнить
Иисуса, несмотря на соизволение на то Пилата (Ин. 18: 31; 19: 6). Первосвя-
щенник имел право казни ( за преступления против религиозного Закона),  при условии, что смертный приговор будет утвержден (чаще-формально)римским
наместником.Но поступать так же в отношении Иисуса первосвященник не посмел. Скорее всего,из-за страха перед собственным народом, тем  множествоМ "народа и женщин, которые плакали и
рыдали о Нем». Он знал, что, если бы он осмелился тронуть Иисуса, то был бы сам забит камнями вместе со своим окружением.Первосвященник МОГ  ТоЛЬКО ЖЕЛАТЬ избавится от Иисуса...

   Казнь Христа нужна была  Пилату, реальному Пилату, который отправлял на казнь  тысячи людей, подозреваемых в выступлениях против Рима:
только так он мог избавиться от «Иудейского царя» и его растущего влияния на народ, от  того, кого он мог рассматривать  как потенциального врага римской власти в Иудее, не вникая в характер проповедей Иисуса, опасаясь, что «царь Иудейский» может представлять прямую угрозу римской власти.
Именно Пилат , скорее всего,и  организовал арест и казнь Христа, заручившись согласием первосвященника. Вероятно, первоначальные тексты Евангелий и отражали эту, настоящую историю.
 В случае с Иоанном Крестителем все было проще: римлянам удалось расправиться с влиятельнейшим проповедником руками самих иудеев, с помощью тетрарха Ирода Антипы. На этот раз иудейский правитель, несмотря на свою зависимость от римлян, отказался казнить Иисуса, не найдя в нем вины (Лк. 23: 15). Отказался это сделать и Каиафа.
Понтию Пилату ничего не оставалось, как осуществить свой план самому
и руками римлян подвергнуть Иисуса чисто римской казни – распятию.

 Причину  казни Иисуса  объясняет надпись на кресте:
«И была надпись вины Его: Царь Иудейский» (Марк 15:26);
«и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Матфей 27:37);
«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Иоанн 27:19).
Для Рима всякий, объявивший себя «Царем Иудейским», — враг, поскольку в самом этом заявлении уже содержится  посягательство на власть цезаря.В оккупированной Римом Палестине провозглашение кого-либо Христосом (Мессией) и Сыном Давидовым было равносильно провозглашению его претендентом на царский престол, что в глазах римлян означало мятеж против Империи.


...Безусловно, Евангелия изображают Иисуса мирным пророком, призывающем отдавать «кесарю кесарево», и уповающего на Бога, а не на на силу оружия. Иисус явно не был зелотом, и не имел за собой никакой военной организации, но для  римлян — даже «мирный» Мессия мог стать катализатором массовых волнений.
Мотивировка их действий могла быть аналогична той, о которой рассказывает Иосиф Флавий применительно к убийству Иродом Иоанна Крестителя: «Ирод испугался, что его власть убеждения людей, будучи столь великой, может повести к бунту, так как они, казалось, были готовы во всём слушать его совета. И вот он решил, что лучше будет схватить его и казнить до того, как вызовет он волнения в народе, чем сожалеть о беспорядках после того, как бунт уже произойдёт».


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.