Улыбка Джоконды в-себе, для-нас и для рентгена
Когда я подрос, мне стало казаться, что одно имя итальянского происхождения, а второе – французского: ведь именитый портрет был закончен во Франции.
Еще позднее, я узнал, что на картине изображена жена Франческо Джоконда, Лиза Герардини, - она же Мона Лиза, она же Джоконда. Казалось бы, всё стало понятно.
Но разве то, что эту даму зовут синьора дель Джокондо, и что знатная флорентийка супруга богатого шёлкового магната, делает эту улыбку менее таинственной? разве пресловутые реальные события как-нибудь "проясняют" Sorriso della Gioconda?..
Теперь я ничего не считаю. Я просто наслаждаюсь этой картиной. Все, что я знаю об этой даме - она является самой известной и одновременно самой НЕ известной женщиной в истории живописи.
Еще я знаю о том, что портрет Джоконды (а может, автопортрет Маэстро да Винчи?) находится в Лувре (1). Это, скорее всего, правда – хотя бы потому, что даже если это НЕ правда, мы об этом не узнаем: руководство Лувра, олигархи-коллекционеры, СМИ, власти и элиты Франции... никто не даст нам узнать правду (2).
Вся прочая информация о «Джоконде» сомнительна. Помните, как в песне? "Если факт оказался вдруг и не фейк, и не факт, а так..."
*****
Над своим Живописным Завещанием Леонардо работал очень долго, но картина осталась незавершенной. по крайней мере, он не признал "Джоконду" готовой. Многим это кажется парадоксом. А по-моему, тут ничего парадоксального: «Мона Лиза» потому и НЕ завершена, что синьор автор работал над нею слишком долго – он не хотел и не мог с ней расстаться! Не исключено, что здесь и зарыта пресловутая тайна улыбки Джоконда/Леонардо:
- Эй, Франческо-шелкопряд! не обессудь, что я кинул тебя на бабки! заказ-то готов, только я тебе его не отдам!». Кстати, наш гений действительно кинул заказчика и, что уж совсем непонятно, «Джоконда» перекочевала к королю Франции, причем, соответствующие документы напрочь отсутствуют в архивах Франциска I!).
Да и потом, откуда кому и как может быть известно, сколько лет работал Мастер над своим opus magnum (3)! – едва ли Леонардо выкладывал в Инстаграмм статус картины: - Ох и промучился я сегодня! хорошо хоть сделал три–четыре верных мазка...
Бесспорно, Улыбка - это центр и кульминация картины (простите за банальность, но это действительно так). «Изгибы твоих губ переписывают историю!» - это обращение Оскара Уайльда более, чем оправдано в адрес Джоконды!
Теперь, как говорится, немного фактов.
*******
Вы наверняка помните, как на первой же пресс-конференции в Фонтенбло, с десяток журналистов по-разному формулировали один и тот же вопрос: «Мсье Давинси, чему и почему улыбается эта мадам?» В ответ, автор бренда улыбался, как бы молча – от саркастической ухмылки а-ля Мефистофель до утопающей в сласти утопической улыбке Диониса – и производил, при помощи шляпы и рук, жесты полные загадок.
Как говорится, не поймёшь – не опровергнешь! Ведь на любой аргумент найдется контраргумент. Но против улыбки, как и против лома, нет приема. Хотя некоторые художники склонны объяснять мифическую Монализину Улыбку как-то по-другому, хотя, по мне, объяснять улыбку – все равно что доказывать или опровергать аксиому. «Глаза – зеркало души», говорил сам Леонардо. Ему, бесспорно, виднее - не стану же спорить с живописцем!
Я однако сказал бы так: «Глаза? возможно. Но не всегда и не у всех. А вот УЛЫБКА уж точно Зеркало души! (по крайней мере, пока человек способен улыбаться. А когда уже НЕ способен, то это мертвая душа...)»
*******
Что такое душа?
Верите ли вы, что душа существует или нет, но она существует. Причем особым образом: она невидима.
А кто или что может отразить невидимое? зеркало – вряд ли. Стихи или шутка? возможно... не знаю.
А картина может отразить невидимое?
Вот, как объясняет Улыбку Джорджо Вазари, и его слова в самом деле любого заставят улыбнуться:
«Поскольку Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он (Леонардо) держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней весёлость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».
Вот тебе, Джокондушка, и Юрьев день! боюсь спросить, ЧТО же такого вытворяли шуты, что даже портрет заулыбался!
Есть тут и своя лирика: думать о далекой прекрасной даме - тем более, писать эту даму - всегда рождает меланхолию, а часто питает ее.
Однако, СВОЁ объяснение дает и наука, и объяснение весьма любопытное. Впрочем, не вдаваясь в детали рентгеноскопии и компьютерной томографии, я постараюсь кратко подытожить результаты исследования.
Среди многих технологий, которые Леонардо исследовал или совершенствовал, менее других известны технологии живописи. Это неудивительно: чем делиться с другими художниками, Леонардо предпочитал использовать свои открытия и наработки для себя и шито-крыто. Так вот, французский Центр исследований и реставрации произведений искусства, находящийся в подвалах Лувра, впервые провёл анализ знаменитой картины (о которой мы ведем здесь речь) с помощью портативного рентгенофлуоресцентного спектрометра. Во время исследования оказалось, что средняя толщина каждого слоя, нанесённого кистью, составляет порядка двух микрометров. Это почти ювелирная прецизионность. Судя по всему, она имеет отношение к тому, что мы называем «утраченными технологиями» (4).
Наверное, каждый из этих слоев становится видим только с определенного ракурса – а другой слой, при этом угле зрения, утрачивает доступность для глаза. Возможно, это может стать объяснением одной из тайн великой картины – тайны, которую я назвал бы «УЛЫБКИ Джоконды», ибо улыбок явно больше, чем одна...
Позвольте закончить эту миниатюру словами Джорджо Вазари, которые как бы подытоживают тему: «У Леонардо в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной» (5).
____________________________
на иллюстрации: "Фигаро" не даст соврать! :)
(1) Впрочем, увидеть картину почти невозможно. Я уже не говорю о том, что желательно мониторить по дуге, от -90 до +90! Всё, что вы увидите, это крохотный preview на постоянном заднем плане, в то время, как наезд занимают затылки дальневосточных туристов со столь же одинаковыми смартфонами...
(2) Многим вспомнится франшиза «Достать ножи: Стеклянная луковица» (2022); там один толстосум берет картину на время у правительства Франции, которому он сделал крупный денежный заём. А кто сомневается, что ради крупного заема правительство любой западной страны даст кому угодно что угодно, да и не на время, а навсегда?!
(3) При этом, надо добавить, что параллельно с «Джокондой» мастер написал еще две картины. Вот, как об этом пишет: «Леонардо показал его превосходительству (кардиналу Луиджи Арагонскому) три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом». Очень характерно, что две картины «на религиозную тему» просто всухую проигрывают «Моне Лизе». Особенно, «Иоанну Крестителю»: фигура, изображенная здесь куда больше похожа на Диониса! Я бы даже счел это глумлением над великим святым.
(4) Привожу фрагмент из Отчета: «Обнаружилась загадочная особенность: да Винчи использовал краски с необычайно большим содержанием марганца. Причины этого неясны». Не думаю, что марганец оказывает воздействие на зрителя («бред какой-то!»). Хотя, исключать нельзя ничего. Особенно, когда имеешь дело с самим Леонардо да Винчи!
(5) Джорджо Вазари. Жизнеописание Леонардо да Винчи.
Свидетельство о публикации №224072901188