Проза. Глава 18. Стихия и политика

Если немножко порассуждать, то каждая страна, особенно страна сильная и развитая, из СТИХИИ, стихийных бедствий хочет извлечь выгоду для себя. Это касается как возникших стихийных бедствий, так и тех, которые можно спрогнозировать или ими напугать общественность.

И вот тому несколько примеров.

Сейчас Россия поставляет в Европу в больших количествах нефть и газ, без которого в Европе будет плохо. Основная масса углеводородного сырья идет в Европу по нефтепроводу с устаревшим названием «Дружба». Украина, Белоруссия, Польша и наши бывшие прибалтийские республики получают значительную прибыль за транзит нефти и газа через свою территорию.

Более того, при повышении мировых цен на нефть и газ, эти страны хотят, чтобы Россия не увеличивала цены для них. В противном случае руководство стран грозится «не пускать» газ в Европу. Украина это даже делала, поставив под сомнение нашу возможность выполнить все европейские поставки и обязательства.

Это уже политика, но пока еще без СТИХИИ.

Чтобы наши поставки нефти и газа не зависели от транзита, правительство России решило построить газопровод по дну Балтийского моря, обойдя все транзитные страны. Для этого уже проведены все необходимые изыскания и сделаны все проекты. Газопровод «Северный поток» строится. Уже построен и введён в эксплуатацию  «Северный поток»-1, построен «Северный поток»-2, но  из-за диверсии (подводном взрыве) оба газопровода выведены из строя и сейчас не работают. Ну а диверсия это уже политика.

А теперь немножко об этом газопроводе.

Начало его строительства было положено в 2005 году по соглашению между Россией и Германией. Трасса газопровода протяженностью 1200 км пройдет от Выборга (Ленинградская область) до Грайфсвальда (Германия). Мощность газопровода должна составить 55 млрд. м3 в год, максимальная глубина залегания трубы – 210 м, а вступить в строй газопровод должен в 2010 году.

Ожидается, что новый газопровод может стать ключевым фактором, влияющим на политику в регионе. Подписание соглашения о строительстве газопровода фактически означает заключение политического союза между Россией и Германией. Именно поэтому страны Балтии и Польша выступили против осуществления этого проекта.

Польский сейм принял заявление, в котором говорится, что германско-российское соглашение о строительстве газопровода «угрожает безопасности и независимости Польши».

Руководство Литвы по этому поводу сначала сказало, что строительство газопровода обернется экологической катастрофой для Балтийского моря, а потом добавило, что «этот новый альянс немцев и русских был спланирован для изменения политической карты Европы».
Аналогичным образом высказывались руководители и других стран.

Как только стало понятно, что скоро за транзит денег не будет, страны «завопили», что труба, проложенная по дну Балтийского моря, опасна. Что это грозит катастрофой, что это будет стихийным бедствием с тяжелыми последствиями. В Балтийском море погибнет все живое, экологическая катастрофа будет на всем побережье, исчезнут все пляжи и т.д., и т.п.

А причина всех «воплей» одна – не лишайте нас денег за транзит газа. По этой же причине говорят, что нельзя строить нефтеперевалочные базы в Приморске (Ленинградская область) и Усть-Луге (Ленинградская область). Будет экологическая катастрофа. Нет, катастрофа будет в Латвии, в Вентспилсе, в порту, через который сейчас наша нефть идет на запад.

Это политика.

Аналогичная ситуация и с нефте- и газопроводом «Южный поток» на Чёрном море. Азербайджан, Грузия и Турция запустили свою ветку нефтепровода в обход России. Мы запускаем свою через Болгарию и Грецию в обход «не наших» стран. Каждая сторона говорит о возможных СТИХИЙных бедствиях на нефтепроводе у своих конкурентов.

Это тоже политика.

В мире много говорят о глобальном потеплении и увеличении количества выбросов углекислого газа в атмосферу. Мы об этом уже писали. Не писали мы о том, что для каждой страны, в зависимости от уровня развития её промышленности, установлены квоты (нормы) на выброс углекислого газа в атмосферу. Промышленность развивается, выбрасываешь в атмосферу больше углекислого газа, чем тебе полагается – плати штраф. Если промышленное производство уменьшается, и ты загрязняешь атмосферу меньше, чем тебе полагается, то премии тебе не будет, но «лишние квоты» можно продать соседу – в соседнее государство. Так что СТИХИЕЙ пытаются торговать. Это соглашение, так называемый Киотский протокол, подписали правительства более 160 стран во всем мире. Ну а США не стали его подписывать, показав тем самым, что думают только о себе. Может быть так и надо?!

Мы, уважаемый читатель, специально не утомляем вас деталями принятия решений по проблемам «стихии и политике», не говорим о местах проведения различных форумов и т.д. Это не самое главное. Самое главное – в каждой стране, не глядя на соседа, нужно так организовать производство, чтобы оно было по возможности чистым, чтобы не допускать СТИХИЙных бедствий у себя и в других странах.

Интересный пример. В Европе много говорят, что в России мало уделяют внимания экологическим проблемам, что мы загрязняем воздух, воду, всё. С одной стороны, это, пожалуй, верно. Но, с другой стороны, Европе нас можно не бояться. При обычном западно-восточном переносе мы загрязняем сами себя, а вот Европа нам в буквальном смысле слова портит воздух.

Говоря о стихии и политике, еще несколько примеров. Заботясь о себе и своем народе, в Финляндии берегут свои леса, хотя леса у финнов достаточно. Заключив выгодные для себя контракты, в Финляндию вывозят громадное количество леса из России. Делается это уже более 15 лет, страдают леса Карелии и Ленинградской области. Увы, то же самое творится и в дальневосточной тайге, откуда лес эшелонами и самосвалами везут в Китай.

Часто, когда едешь на машине, видишь узкую полоску леса вдоль дороги, а дальше, вглубь, одни пни, ветки и развороченная тяжелой техникой земля, где не сразу и не скоро будут расти грибы и ягоды, не говоря уже о лесе.

Это политика, которая может вызвать СТИХИЙное бедствие у нас, в России.

Может быть, это не совсем о стихиях, но точно о политике. Деяния правительств многих стран, их политику, иногда трудно различить и разделить от стихии. Так США во многих странах мира закупают нефть, а при этом практически не трогают свои нефтяные запасы, оставляя их на «черный день» и защищая свою страну от СТИХИИ.

В Норвегии есть две процветающие фирмы, которые в нейтральных водах в горловине Белого моря вылавливают лес, который мы потеряли, везут его на берег, делают из него мебель и продают эту мебель нам.

Ну чем приведенные примеры не политика при разном отношении к СТИХИЯМ?

Но хитрее всех оказались японцы. Известно, что восток – дело тонкое, и с этим всегда надо считаться.

Когда мы строили Братскую и Саяно-Шушенскую ГЭС, и не только их, то в образовавшихся перед плотиной морях (площадь 3645 кв. км) мы затопили миллионы кубометров первосортного леса. Японцы предлагали нам построить автостраду Москва – Владивосток за право вырубить и вывезти к себе этот лес. Советское правительство отказало, и лес был затоплен. Вместе с лесом было затоплено и лежат на дне водохранилищ семь городов (самый крупный город с населением 5000 человек Молога в Ярославской области), 663 деревни, 140 церквей, 3 монастыря, и  переселено 130 тысяч жителей, а те жители, которые не захотели покидать родных мест, а их было 294 человека, приковали себя к своим домам, и вместе с ними были затоплены. Неразумная политика.

Это сделала пятая стихия

Однажды Япония – страна бедная полезными ископаемыми, закупила в СССР очень большую партию колунов. Колуны, эти тяжелые топоры, у нас продавались за бесценок. Министерство внешней торговли было очень радо сделке, а японцы за чисто символическую цену получили металл.

Второй раз японцы «надули» нас, закупив большую партию цветочных глиняных горшков.  Тоже очень дешевый товар, но японцы попросили их хорошо упаковать, чтобы не разбить по дороге. Наши и постарались, упаковав всё в деревянные ящики. Японцы сами разбили все горшки, а использовали только древесину, только тару.

Ну и последнее. В СССР выходил журнал «Техника молодежи», в котором была рубрика «Сделай сам». Под этой рубрикой помещались оригинальные самоделки и поделки читателей журнала. Запатентованы они не были, так как во все времена, да и сейчас, патентному делу у нас не уделяется должного внимания. И вот, воспользовавшись этим и информацией из журнала, японские фирмы делали поделки сами, предварительно запатентовав их, и богатели за наш счет, за счет российских мозгов и российского таланта.
Похожая история произошла и с известным на весь мир автоматом Калашникова. Он тоже не запатентован.

Говоря о российских «мозгах», хочется привести две цифры Статистического управления России: от утечки «мозгов» за границу страна теряет ежегодно 25 млрд. $, а «утекает» за границу в год примерно 100000 человек с «мозгами».
За границу бегут от низкой зарплаты здесь, а там «человек с мозгами» находит себе достойную работу за достойную зарплату. Если бы в России  «человеку с мозгами» платили в месяц 10000 $, то он никуда бы не уехал. На всех уезжающих при такой зарплате пришлось бы истратить всего 12 млрд. $.
Россия сэкономила бы 13 млрд. $, оставила бы у себя в стране все «умы» и подняла бы престиж нашей науки. Считается всё это очень просто. Или «мозги» у руководства уже утекли? Или это политика? Или это уже  ПЯТАЯ СТИХИЯ?
Хочется верить, что со временем все изменится к лучшему.


Рецензии