Элина Погонина. Эксперименты по оживлению мертвецо

  (Статья Элины Погониной из журнала "Секретные архивы" (сентябрь две тысячи двадцать третьего года, девятый номер, страница десять)).
  С древнейших времён человечество мечтало научиться воскрешать мёртвых - и тем самым обрести бессмертие. В СССР такие опыты поощрялись государством, чтобы показать всему миру торжество передовой социалистической науки. Правда, до оживления людей дело так и не дошло, но эксперименты на животных показали впечатляющие результаты.
  Попытки воскрешения мёртвых тканей организма имеют довольно давнюю историю. Ещё в конце девятнадцатого века русский фармаколог Николай Кравков ампутировал палец у скончавшегося несколько дней назад человека и подсоединил его к самодельному аппарату искусственного питания. Эксперимент показал, что в этом случае палец может находиться долгое время, не подвергаясь гниению, на нём отрастали ноготь и волоски. Изменяя состав питательной смеси, его можно было заставить потеть. Подсоединённый к аппарату палец жил несколько месяцев.
  В августе тысяча девятьсот второго года российский физиолог, профессор Казанского, Томского и Московского университетов Алексей Кулябко впервые заставил работать изолированное сердце умершего человека, пропуская через него питательный раствор. Правда, этот процесс длился недолго.
  Через некоторое время Кулябко вернул к жизни голову рыбы (окуня), подсоединив её к подобному аппарату. Голова прожила несколько часов. Она двигала глазами, открывала рот и даже шевелила грудными плавниками.
  В советское время подобные эксперименты продолжил физиолог Серхей Брюхоненко, заведующий лабораторией экспериментальной терапии Центрального института гематологии и переливания крови и создатель первого в мире аппарата искусственного кровообращения (автожектора). Он сумел оживить подключённую к такому аппарату собачью голову. Это случилось в тысяча девятьсот двадцать шестом году. Учёному удалось сохранить основные физиологические функции и реакции: голова облизывалась, почувствовав пищу, закрывала глаза от стуков и шума, её зрачки реагировали на свет.
  Первого июня тысяча девятьсот двадцать восьмого года Брюхоненко продемонстрировал автожектор на Третьем конгрессе физиологии СССР. К системе искусственного кровообращения снова подключили отрезанную голову собаки, которая съела кусочек сыра, тут же вышедшего из пищевода.
  В тысяча девятьсот сороковом году был снят документальный фильм "Эксперименты по оживлению организма", в котором демонстрировалась работа автожектора и воскрешение отрезанной головы собаки. Сергей Брюхоненко, к тому времени возглавивший московский Институт экспериментальной физиологии и терапии, был автором сценария картины.
  Конечно, со стороны такие опыты казались крайне жестокими. Но изобретённый физиологом прибор стал прообразом современных аппаратов искусственного кровообращения, которые помогли спасти миллионы человеческих жизней.
  В фильме показано, как лаборанты откачивают из собаки всю кровь, и животное примерно десять минут остаётся мёртвым - но оживает после подключения к автожектору. По уверению Сергея Брюхоненко, такая собака вскоре способна обходиться без аппарата искусственного кровообращения, полноценно существовать и давать потомство.
  В конце картины физиолог утверждает, что конечная цель подобных опытов - возвращение к жизни мёртвого человека.
  Впрочем, многие исследователи скептически отнеслись к данному фильму, посчитав, что его целью, в первую очередь, было восхваление советской науки - поскольку на самом деле отключённые от автожектора собаки жили всего несколько дней. После десятиминутного кислородного голодания их головной мозг получал слишком серьёзные повреждения.
  Но даже в этом случае эксперименты следует признать достаточно успешными. За свои исследования учёный был удостоен Ленинской премии.
  Любопытно, что незадолго до появления данного фильма знаменитый писатель-фантаст Александр Беляев, автор романа "Голова профессора Доуэля" в журнале "Детская литература" (номер пять за тысяча девятьсот тридцать девятый год) опубликовал статью "О моих работах" - как ответ на нападки со стороны критиков, утверждавших, что он украл идею ожившей отрезанной головы у советского учёного Сергея Брюхоненко. Беляев напомнил, что впервые отрывок из будущего романа был опубликован в "Рабочей газете" ещё в тысяча девятьсот двадцать пятом году - то есть за год до первых экспериментов знаменитого физиолога.
  В тысяча девятьсот тридцать пятом году Владимир Неговский, один из учеников Сергея Брюхоненко, добился создания научно-медицинского учреждения, названного "Лаборатория по оживлению организма". Здесь продолжились работы по возвращению к жизни мёртвых животных, в основном собак.
  Неговский первым ввёл в обиход понятие клинической смерти: состояния организма, представляющего собой переходный процесс от жизни к необратимой биологической смерти.
  Учёный доказал, что после прекращения работы сердца и остановки дыхания, благодаря соответствующим реанимационным мероприятиям, возможно полноценное восстановление функций организма.
  Подопытных собак вводили в состояние клинической смерти, длившееся до пяти минут, - а затем возвращали к жизни. Метод постоянно совершенствовался, общее число экспериментов превысило тысячу.
  Во время Великой Отечественной войны Владимир Неговский организовал мобильную фронтовую бригаду, которая в течение трёх месяцев работала в нескольких медсанбатах. В общей сложности учёному и его помощникам удалось вернуть к жизни около пятидесяти бойцов, находившихся в состоянии клинической смерти.
  В тысяча девятьсот пятьдесят втором году Владимир Неговский и несколько сотрудников его лаборатории стали лауреатами Сталинской премии второй степени. Тогда же Министерство здравоохранения СССР издало инструкцию "О внедрении в лечебную практику методов восстановления жизненных функций организма, находящегося в состоянии агонии или клинической смерти" - то есть методикой Неговского отныне стали пользоваться многие крупные медицинские учреждения страны.
  Эксперименты Сергея Брюхоненко продолжил и другой его последователь, трансплантолог Владимир Демихов. В тысяча девятьсот тридцать седьмом году он вживил собаке искусственное сердце, с которым та прожила два часа.
  Позднее Демихов пришивал собакам вторую голову - от недавно умершего животного. Первый такой эксперимент был проведён в тысяча девятьсот пятьдесят четвёртом году, а пару лет спустя трансплантолог пересадил псу голову щенка с передними конечностями. Также учёный неоднократно соединял переднюю и заднюю части разных животных. Правда, в итоге все эти гибриды жили недолго - всего несклько дней, после чего начиналось отторжение тканей.
  Отдельные идеи Владимира Демихова успешно применяются в современной трансплантологии. Но его методы вызвали гнев защитников животных во всём мире (среди своих коллег учёный даже получил негласное прозвище Палач). В итоге лаборатория, которой руководил Демихов, была закрыта, несмотря на то что работы учёного получили международное признание, а самому ему присвоили звания почётного доктора медицины Лейпцигского университета, почётного члена Королевского научного общества в Уппсале (Швеция), а также почётного профессора Ганноверского университета.
  Доклад Демихова по пересадке органов (в том числе голов) у собак, сделанный им на заседании секции трансплантологов, был раскритикован и назван ахинеей и чистой воды шарлатанством. До конца жизни Владимир Петрович подвергался гонениям со стороны своих советских коллег.
  Некоторые конспирологи утверждают, что подобные эксперименты в СССР проводились на людях - якобы кремлёвские руководители мечтали о том, чтобы обмануть смерть, и разрешили привлечь для опытов заключённых, приговорённых к высшей мере наказания. Но никаких документальных свидетельств на этот счёт до сих пор не найдено.
  Сторонники данной версии нередко ссылаются на то, что подобные опыты проводились за границей. В частности, в середине семидесятых годов двадцатого века в западной печати промелькнуло сенсационное сообщение. Двум немецким нейрохирургам, Вальтеру Крайтеру и Генри Куриджу, удалось двадцать дней поддерживать жизнь в ампутированной человеческой голове. В клинику доставили сорокалетнего мужчину, пострадавшего в автомобильной катастрофе. Его голова была почти оторвана от тела, о спасении пациента не могло быть и речи.
  В сложившейся ситуации нейрохирурги решили попытаться удержать жизнь хотя бы в мозгу потерпевшего. К голове была подключена система жизнеобеспечения, и та почти три недели поддерживала мозг человека в активном состоянии. С головой даже удалось установить контакт: из-за отсутствия гортани она не могла говорить, но учёные понимали некоторые слова по движению губ.
  Однако, во-первых, данный эксперимент в итоге всё равно завершился смертью пациента. А во-вторых, Вальтер Крайтер и Генри Куридж не стали продолжать работы в данном направлении трансплантологии. То есть сами учёные признали, что оно не имеет перспектив - по крайней мере, при современном состоянии науки и технологий.
  Конечно, и Брюхоненко, и его последователи хотели, чтобы можно было оживлять не только животных, но и человека. Собственно, именно это и являлось главной целью их работы.
  К сожалению, победить смерть учёным так и не удалось. Однако, благодаря их исследованиям, в СССР и в мире получила развитие реаниматология, с помощью которой медики спасли миллионы человеческих жизней.


Рецензии