Антон Старосельцев. Банда Чёрного Капитана

  (Статья Антона Старосельцева из журнала "Тайны СССР" (октябрь две тысячи двадцать второго года, двадцатый номер, страница восемь)).
  Банда братьев Самойленко, орудовавших в конце семидесятых годов двадцатого века на юге России, была одной из самых кровавых в СССР. На счету бандитов более тридцати трупов. Главной мишенью отморозков были владельцы личного автотранспорта.
  В общей сложности Дмитрий Самойленко, тысяча девятьсот тридцать девятого года рождения, пробыл в местах лишения свободы двадцать два года. Жил по сценарию: украл - сел - вышел - украл - сел - вышел. В последний раз он освободился осенью тысяча девятьсот семьдесят восьмого года и приехал на юг, в Майкоп, где жил с братьями до очередной "посадки" за кражу.
  Цель у рецидивиста была чёткая: сколотить банду и начать, наконец, брать по-крупному. Ещё на зоне Самойленко решил купить домик у моря и жить безбедно на старости лет. Поговорил с братьями, и те сразу согласились. Брат Юрий, который был сам неоднократно судим, пожертвовал на общее дело мелкокалиберную винтовку - на первое время сгодится, а там вооружимся получше.
  Первый раз вышли на дело двадцать четвёртого января тысяча девятьсот семьдесят девятого года - угнали автомобиль ВАЗ-2101. Они тогда готовили нападение на инкассаторов, и свой транспорт был очень нужен. Но дело на время застопорилось - подходящего объекта для нападения не было. Подготовка затянулась до лета, Самойленко не хотел опять загреметь на зону и братьев за собой потянуть. Решили охотиться на транзитных автомобилистов - так было легче следы запутать.
  Кровавая серия налётов началась шестого июля тысяча девятьсот семьдесят девятого года. В тот день возле Невиномысска братья "подрезали" ВАЗ-2103 с тремя мужчинами в салоне и расстреляли всех в упор. Трупы закопали под Армавиром, сняв с одного из убитых форму капитана милиции. Она потом пригодилась братьям, когда кто-то из них наряжался в гаишника и тормозил машины на трассе. Обычно в форме на дело ходил Самойленко-старший.
  После тройного убийства бандиты на время затаились, но двадцать девятого июля рискнули снова пойти на дело. Организовали в Ставрополе ночной налёт на здание детского сада. Что там могло быть особо ценного? Убили сторожа, вынесли ковры и пишущую машинку. Это продали и на вырученные деньги, две тысячи восемьсот рублей, купили у бывшего милиционера Сергея Леженникова два пистолета "беретта", украденные им в отделе из камеры вещдоков. Теперь они были хорошо вооружены, и пошло-поехало!
  Девятнадцатого августа - налёт на трассе Ростов-на-Дону - Краснодар. Убили водителя ВАЗ-2106, забрали машину и всё, что было ценного. Тридцатого августа на той же трассе жертвами братьев Самойленко стала семья из трёх человек. Двенадцатого сентября на трассе Ростов-на-Дону - Баку Дмитрий Самойленко, одетый в форму инспектора ГАИ, остановил машину якобы для проверки документов и хладнокровно расстрелял водителя. Пятнадцатого сентября в районе Большого Ставропольского оросительного канала тормознули машину, убили двух граждан Узбекской ССР. Трупы закопали в придорожной лесополосе. Август и сентябрь выдались у них "горячими" - убивали на трассе семьями, не щадили даже детей.
  В перерывах между налётами на трассе братья обворовывали квартиры и дома зажиточных граждан, наводя предварительно спрвки о них. В банде появился новый участник - экс-милиционер Сергей Леженников, вооруживший банду ворованным оружием.
  Налёты, похожие по почерку, происходили с периодичностью примерно два-три раза в месяц. И конечно же, милицейские областные главки обратили внимание на схожий почерк преступлений, но обращаться к гражданам через газеты и телевидение за помощью не стали. Не хотели сеять панику. Пока к делу не подключился КГБ СССР. А случилось это после того, как на дне Невиномысского канала при очистительных работах обнаружили шесть утопленных автомобилей марки ВАЗ, проходивших по ориентировкам как угнанные, а водители числились без вести пропавшими. Самойленко об этом не знали и, считая себя неуловимыми, продолжали налёты на трассах и квартирные грабежи. Но удача стала изменять им.
  В один из ночных "рейдов" на трассе Самойленко в милицейской форме остановил машину с пассажиром, ехавшую в аэропорт. Застрелил пассажира, но водитель, раненный в ногу, сумел уйти от бандитов и обратился в милицию. Банда тем временем отбыла в Новороссийск - грабить богатенького мужичка, на которого навёл Леженников. Поймали его у подъезда, усадили в машину и повезли в лес. Там попугали хорошо, и мужчина согласился отдать всё ценное. Повезли домой, а там младший брат потерпевшего заподозрил неладное и попросил помощи у друга-милиционера. Словом, в самый интересный момент, когда бандиты уже собрали всё в квартире на вынос, пришёл этот милиционер и, не зная, с кем имеет дело, пытался задержать Самойленко-старшего. В итоге был застрелен. Леженников, ожидавший братьев в машине возле подъезда, услышав стрельбу, позорно сбежал. Оставил машину на стоянке, записав на свою настоящую фамилию. По ней его позже и вычислили.
  В другой раз во время налёта на трассе раненый водитель смог дойти до своей машины и пошёл на таран - сбил Дмитрия Самойленко. Поедльники отвезли его в больницу. Записали как Карпенко. Участковому, пришедшему взять показания, Самойленко сказал, что упал с крыши сарая. Пока главарь лечился, подельники жили по домам с семьями. У Юрия Самойленко было двое родных и пятеро приёмных детей. Образцовый отец и муж!
  Тринадцатого ноября братья решили организовать налёт на инкассаторов, перевозивших деньги из совхоза "Темнолесский". Нужно было угнать грузовик и на нём протаранить машину инкассаторов. В день нападения они угнали тяжёлый "Урал", убив двух его водителей, и подъехали на нём к зданию правления совхоза. В грузовике остались Дмитрий и Юрий Самойленко. Младший брат Валерий находился на улице. Его задачей было после тарана убить всех свидетелей и забрать сумки с наличкой. Но вместе с машиной инкассаторов во двор правления совхоза въехал ГАЗ-66, и налётчики вынужденно ретировались.
  После этой неудачи Дмитрий решил, что они будут брать банк. Устроят взрыв в здании и под шумок похитят деньги. Потом поодиночке разъедутся на машинах. Но на банк они так и не пошли - уже закрутилась следственная машина. Опера из Новороссийска нашли "Жигули", числящиеся в угоне, владелец которых пропал без вести, точнее, скорее всего, был убит. Его машину нашли на стоянке. Проверили всех имеющихся в базе данных и вышли на того, кто был нужен, - экс-милиционера Леженникова. Тот долго запираться не стал, понимая, что попал под расстрельную статью. Чтобы смягчить себе приговор, покаялся по полной, сдал всех с потрохами. Запросили информацию по фигурантам по базе и выяснили, что Дмитрий Самойленко не так давно освободился из лагеря, средний брат Юрий тоже неоднократно судим.
  Следственно-оперативная группа выехала из Новороссийска в Майкоп - по месту жительства ничего не подозревающих бандитов. После задержания Дмитрий Самойленко, получивший у оперов кличку Чёрный Капитан, наотрез отказался давать показания. Но пытался прикрыть братьев, взяв все тридцать два убийства и два покушения на убийство на себя: "Я всех убил!".
  Дмитрий Самойленко не дожил до суда - умер в СИЗО от цирроза печени. Юрий и Валерий были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в апреле тысяча девятьсот восемьдесят второго года.
  Сергей Леженников был осуждён к пятнадцати годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Гражданская жена Дмитрия Самойленко, замешанная в кровавых делах банды, получила тринадцать лет колонии общего режима.

***
  Безжалостные к свидетелям их преступлений, братья Самойленко почему-то пощадили маленькую девочку, которая оказалась в квартире в момент одного из ограблений. Вместе с девочкой пощадили и её бабушку. Закрыли их в туалете, забрали всё ценное и ушли.


Рецензии