Вероника Митина. Маньяк из пожарной части

  (Статья Вероники Митиной из журнала "Тайны СССР" (сентябрь две тысячи двадцать второго года, восемнадцатый номер, страница восемь)).
  Имена и фамилии потерпевших изменены.
  Весной и летом тысяча девятьсот семьдесят четвёртого года в Саратове под подозрением в совершении серии изнасилований и убийств были все военные из местных воинских частей и все курсанты военных училищ. Сыщики искали серийного убийцу, жертвами которого были девочки в возрасте от одиннадцати до семнадцати лет.
  Двадцать восьмое апреля тысяча девятьсот семьдесят четвёртого года выдалось погожим днём, и супруги Наталья и Сергей Власовы решили навестить друзей - обсудить планы совместного празднования приближающегося Первого Мая. Решив сократить путь, они пошли через расположенное за автовокзалом старообрядческое кладбище. Когда Власовы проходили мимо одного из каменных склепов, они услышали доносящийся из-под земли слабый стон. Остановились, прислушались - не показалось!
  Сергей решительно полез в склеп, где нашёл обмотанную ржавой колючей проволокой полуживую девочку лет десяти. Вскоре приехала скорая, вызванная Власовыми, а за ней опергруппа из милиции. Девочку увезли в реанимацию, а оперативники начали осмотр места происшествия и поиск свидетелй.
  У одиннадцатилетней Тани Даниловой оказался крепкий организм. Пролежав почти месяц без сознания, стараниями врачей она пришла в себя и смогла дать показания. С её слов, днём двадцать восьмого апреля она возвращалась домой с занятий в художественной школе, когда на перекрёстке Московской и Университетской к ней подошёл военный в форме и попросил помочь ему на спортивных соревнованиях. Он обманом завёл Таню на кладбище, где изнасиловал её. А потом, ударив несколько раз головой о каменную стену, связал колючей ржавой проволокой и закрыл в склепе.
  Дав подробное описание преступника, Таня ещё очень помогла следствию, нарисовав карандашом его портрет, который, как позже выяснилось, оказался точной фотографической копией.
  Поиски преступника по горячим следам ничего не дали, а двадцатого июня в Саратове случилось новое криминальное ЧП. Дворник, подметавший территорию вокруг магазина "Петушок", расположенного на перекрёстке улиц Слонова и Степана Разина, нашёл у входа в подвал обнажённый девичий труп. По заключению судебной медицинской экспертизы, девушка была избита до полусмерти, изнасилована и задушена. Свидетелей преступления не нашлось. Фотография убитой была показана по местному телевидению для опознания, удалось установить её личность - шестнадцатилетняя Дина Костылёва. В розыск девушку никто не объявлял - родителям-алкоголикам она была безразлична. На месте происшествия криминалисты нашли пуговицу от военного мундира. Вскоре появился первый подозреваемый - курсант училища МВД, с которым встречалась Дина. Только он оказался непричастен к её убийству. И следствие снова зашло в тупик. Хотя явно намечалась версия, что одиннадцатилетняя Таня и шестнадцатилетняя Дина жертвы одного и того же преступника.
  В начале июля в Саратове случилось третье ЧП - в лесополосе в районе аэропорта нашли труп изнасилованной и задушенной семнадцатилетней Ани Глыбиной. И опять на месте преступления ни одной улики! И опять версия о причастности военного!
  По городу поползли слухи, что какой-то военный насилует и убивает девочек и девушек. Областная прокуратура взяла дело под свой контроль, объединив все материалы следствия в одно производство.
  Новой жертвой неизвестного убийцы в военной форме стала одиннадцатилетняя Галя Томина, дочь военного врача. Она с родителями приехала в Саратов из Казахстана в гости к бабушке. В день исчезновения девочка по просьбе родителей пошла к бабушке - понесла ей рыбу, пойманную отцом в Волге. Родители остались на берегу реки ждать дочку. К месту рыбалки девочка не вернулась. Искали её неделю, и безрезультатно. Тело девочки случайно нашли неподалёку от телевышки на Лысой горе грибники. Опознали по примете - большому белому банту в чёрных горошинах. Девочка была изнасилована и задушена.
  Следствие по-прежнему буксовало на месте. Хотя проверили всех военнослужащих из дислоцированных в черте города воинских частей и всех курсантов военных училищ. Ни одной зацепки! И тут кого-то осенило: надо пожарных проверить! У них форма военная! К тому же девушки пропадали в районе расположения пожарной части номер два. Подняли личные дела сотрудников с фотографиями, сравнивая их с портретом, нарисованным первой жертвой. И вышли на двадцатичетырёхлетнего Вячеслава Демичева.
  Взяли его прямо на работе. Точнее, попросили проехать в отдел под предлогом, что собирают всех пожарных, участников тушения возгорания лесов в Энгельсе, - будут медали им вручать. Привезли во Фрунзенское РОВД, где уже было всё готово для опознания.
  На опознании у одиннадцатилетней Тани Даниловой началась истерика. Она узнала преступника! Успокоившись, в присутствии родителей, психиатра, инспектора детской комнаты милиции и двух понятых девочка дала показания, что именно этот мужчина обманом завёл её на старообрядческое кладбище, изнасиловал, а потом пытался убить.
  Так, допрос за допросом и предъявление уже имеющихся у следствия вещественных доказательств вынудили Демичева дать признательные показания. Сознался он ещё в убийстве мужчины, которое совершил во время совместной пьянки в тысяча девятьсот семидесятом году, когда его отпустили из части домой в кратковременный отпуск. Он в том году срочную службу в армии проходил.
  Демичев родился в семье железнодорожника. Отец открыто изменял матери, не стесняясь подрастающего сына. Избивал жену, издевался над ней, и она на почве постоянных нервных стрессов попала в психушку. Оставшись один, отец водил домой любовниц и открыто совокуплялся с ними на глазах у Славы. Следуя его примеру, подросший сын тоже стал встречаться с женщинами. Вместе с приятелем, студентом юридического института, они знакомились с девушками в кафе "Садко" и устраивали дома оргии.
  Пытаясь смягчить приговор суда, Демичев охотно давал показания. У него была отличная память. Галю Томину, дочь военного врача из Казахстана, он уговорил пойти с ним, пообещав ей поймать птичку. Девочке они очень нравились. Рассказал, что всевозможные психологические подходы к детям он отрабатывал на соседской ребятне, наблюдая за её реакцией на совместных прогулках. Маньяк оказался неплохим психологом.
  На одном из следственных экспериментов чуть не случилось ЧП. Демичев чудом остался жив! Отец Гали Томиной намеревался застрелить его прямо на "выводке" на глазах у милиционеров. Пока шло следствие, он съездил в Казахстан и вернулся с табельным оружием. Покушение удалось предотвратить благодаря бдительности следователя и оперативников - Демичева успели вывезти с места "выводки", и приехавший туда вооружённый пистолетом отец девочки уже никого не застал.
  Уголовное дело Вячеслава Демичева насчитывало тридцать толстых томов. Психиатры признали его полностью вменяемым и способным отвечать за содеянное. Да он и не мог быть невменяемым - все сотрудники пожарной охраны, относящейся тогда к системе МВД, ежегодно проходили медкомисиию, включая психиатров. В Советском Союзе к этому относились очень серьёзно. Он вообще был нормальным, крепким и здоровым молодым мужчиной. Практически не пил спиртного и не курил.
  Суд избрал для Демичева мерой наказания расстрел. В помиловании Демичеву было отказано, и приговор привели в исполнение.

***
  Одновременно с Вячеславом Демичевым в Саратове с тысяча девятьсот семьдесят третьего по тысяча девятьсот семьдесят шестой год орудовал ещё один маньяк, Валерий Логвинов, расстрелянный в тысяча девятьсот семьдесят седьмом году. Он избивал до полусмерти и насиловал умирающих женщин. На счету Логвинова тринадцать жертв, восемь из которых не выжили.


Рецензии