Огуречные парадоксы
Незнакомая соседка неожиданно принесла пакет переросших огурцов. Дочь отдала их мне. Я ведь у нас "человек у плиты" и к заготовкам естесственно приписана...
Огурцы оказались те еще переростки с закорючинами, хотя и свежие, но я спокойно их взяла, не глядя и не комментируя их внешность даже внутренне, хотя и удивилась, что принес огурцы совершенно незнакомый человек.
...Дни были трудные: бури и бури, магнитные и не-магнитные, и на пике напряжения глянула я на тот пакет и полезли помыслы "из подворотни", вроде "дай вам Боже, что нам негоже", но он, помысел, тут же получил по шапке, потому что вспомнились очень давние монастырские времена, когда даже не имея совсем ничего, мы все старались чем-то порадовать друг друга. Помню, кто-то даже кофты дарил и мы брали, хотя никогда как-то их не носили. Страшно было обидеть человека.
Вспомнился сразу и другой пример. Была в монастыре прихожанка - свечница Л. Все ее уважали. Она была начитанная в отцах, подвижничала и поучала всех охотно, и мы все спокойно слушали: глядишь, что-то и пригодится. И вот отднажды на день ее именин мы с дочкой решили что-то ей подарить. Но что? Было у меня одно старинное Евангелие - дореволюционное, с дарственной надписью благочинного отличнице-гимназистке. Решили подарить эту святую книгу имениннице. Разумеется, у нее имелись и все нужные свои книги, но тут старинное издание... Память...
После службы подошли к нашей Л. и с поздравлениями протянули ей книгу... Реакция ее ввергла нас в ужас. Л. вдруг отшатнулась от нас, дико замахала руками и с отграждающимся от нас и книгой (словно это была граната без чеки) жестом только что не закричала: "Неет! Не надо! Ни за что!"
Мы попросили прощения и отошли. Кто-то мне потом объяснил, или даже сама прочла где-то, что принимая подарки (неважно какие), мы принимаем на себя грехи и тяготы тех, кто дарит... И это было в общем понятно. Хотя святость благодарности и молитвенный долг перед дарителем был превыше всего. А о грехах чужих как-то и не думалось...
Страх обидеть, оскорбить, унизить дарящего таким жестоким способом "тайного обличения" всегда перевешивал. О первалке грехов на принимающего как-то не думалось. Во-первых, своих достаточно, а во-вторых, ведь мы поминали этих людей как благодетелей. И вообще стремились помнить о том как можно дольше. Как сказал один батюшка, - вот тебе человек уступил место в метро, так молиться теперь о нем ты должен теперь всю жизнь.
Правду сказать, поминать в молитвах, увы, многое упускалось с годами. Но сердце помнило. И напоминало.
...Огурцы наметились на зимний салат. Съестся ли он, другой вопрос, но сделать надо. И так незнаемого дарителя обидеть не хочется. Может, тот человек от кого-то услышал, что огурцов у нас мало в этом году, а проблем много. Спаси Господи, того человека!
Свидетельство о публикации №224072900373