Галина Белышева. Подземный город фюрера

  (Статья Галины Белышевой из газеты "Секреты и архивы" (две тысячи двадцать третий год, седьмой номер, страница двенадцать)).
  К концу тысяча девятьсот сорок третьего года стало очевидно, что Вторую мировую войну Германия проиграла: СССР и союзники крепко держали инициативу в своих руках. Но Гитлер не желал мириться с неизбежным исходом. В ответ на массированные бомбардировки немецких городов фюрер приказал перевести военную промышленность страны в колоссальные горные бункеры. А заодно распорядился построить надёжное убежище и для самого себя. Так был дан старт проекту "Riese" ("Великан") - сооружению огромного подземного города, крупнейшего строительного объекта Третьего рейха.
  Сегодня местонахождение подземного города ни для кого уже не секрет: он скрывается в недрах Совиных гор в Нижней Силезии, в восьмидесяти километрах от польского города Вроцлав. По замыслу Гитлера, объект "Великан" должен был заменить его ставку "Волчье логово", предназначенную для наблюдения за операциями на Востоке. Отправной точкой строительства был выбран самый большой замок Силезии - Ксёнж, конфискованный нацистами в тысяча девятьсот сорок четвёртом году. Почти сразу же там начались подземные работы. Ещё живы люди, заставшие этот момент. Восьмидесятиоднолетняя Дорота Стемповская, будучи ребёнком, в ту пору жила в замке. Её семья служила у прежних хозяев Ксёнжа. Она помнит приезд инженеров и взрывы, которые вскоре стали доноситься из-под земли. Уже тогда среди местных жителей поползли слухи, что под замком строят жильё для Гитлера.
  Однако вскоре стало ясно, что это не просто уютное гнёздышко. В скальной породе под замком было вырублено два километра тоннелей и сооружена шахта для лифта глубиной пятьдесят метров. Штаб-квартирой и жильём для Гитлера должны были стать сам замок и его подземелья, а то, что находилось глубже под землёй, предназначалось для защиты вермахта.
  В комплексе "Riese" нацисты планировали разместить оружейные заводы для производства вожделенного "оружия возмездия", на худой конец - ангары для сборки самолётов. Ведь не случайно нацисты переместили несколько крупных предприятий, например таких, как машиностроительный завод "Krupp", в эти места. Даже сегодня в Совиных горах можно найти заброшенные казармы, строительные склады, начатые тоннели. Правда, большинство из них засыпаны строительным мусором или вовсе зацементированы.
  Никто не знает, удалось ли нацистам закончить строительство объекта и насколько они сумели реализовать свои планы. Твёрдая горная порода существенно замедляла работы, но зато она прекрасно защищала сооружение от бомбардировок.
  Первый этап работ был самым тяжёлым. Нацисты использовали в качестве рабочей силы узников концлагерей, в основном из Освенцима: поляков, итальянцев и русских. По примерным подсчётам, над проектом "Великан" трудились тринадцать тысяч человек. Подземные работы были тяжёлыми и опасными. Кроме того, брюшной тиф и другие болезни, голод, истощение и зверства охраны угосили жизни сотен людей. Тела многих погибших на этом объекте так никогда и не были найдены. Судя по всему, их так и оставили в тоннелях "Великана".
  Гитлер, недовольный темпами строительства, в апреле тысяча девятьсот сорок четвёртого года передал руководство проектом министру вооружения Альберту Шпееру. А заодно приказал привлечь к работам заключённых лагеря Гросс-Розен, в котором содержались евреи из Польши, Венгрии и Италии. В своих мемуарах министр потом признавался: он прекрасно понимал, что реализовать такой проект практически невозможно, но отказываться от него не собирался. К тому же были потрачены огромные деньги. Так, если "Волчье логово" обошлось Германии в тридцать шесть миллионов марок, то "Великан" стоил уже сто пятьдесят миллионов! Позже Шпеер сожалел, но не о загубленных жизнях, а о том, что Гитлер выделил неоправданно большие средства на реализацию проекта, на строительство которого ушло бетона больше, чем на все бомбоубежища страны вместе взятые.
  Несмотря на привлечённые материальные и людские ресурсы, строительство не удалось ни ускорить, ни тем более закончить. Советская армия стремительно продвигалась в сторону Берлина. В январе тысяча девятьсот сорок пятого года её маршрут прошёл мимо Совиных гор. Это вынудило нацистов замуровать все входы и выходы в подземный город.
  Проектом было предусмотрено прорыть двести тринадцать тысяч кубометров тоннелей. На сегодняшний день известно менее сотни из них: большая часть объекта пока скрыта. Но о существовании этих тоннелей свидетельствуют незаконченность отдельных участков, внезапно обрывающаяся железная дорога длиной пятьдесят восемь километров, система труб водопровода и канализации протяжённостью сто километров, которая тоже никуда не ведёт. Логично предположить, что все подземные коммуникации были соединены между собой. Но более тщательно исследовать подземный город пока не представляется возможным, так как существует риск обвалов.
  Согласно одной из гипотез, когда нацисты осознали, что строительство подземного города невозможно закончить, они превратили "Riese" в огромный тайник. Есть надежда, что там находятся награбленные во время войны материальные и культурные ценности со всего мира. В том числе и легендарная Янтарная комната, и один из знаменитых "золотых поездов" Третьего рейха, на котором нацисты пытались вывезти свои сокровища из сокрушённой Германии.
  В книге польской писательницы Иоанны Лампарска "Золотой поезд. Краткая история безумия" содержатся сведения о допросе офицера СС Герберта Клозе. По словам нациста, в тысяча девятьсот сорок четвёртом году начальник полиции города Вроцлав попросил его помочь спрятать железные ящики в ценностями, хранившиеся в штабе. Ящики без каких бы то ни было опознавательных знаков были герметично закрыты. В назначенный день из-за полученной травмы Клозе не смог присутствовать при транспортировке. Тем не менее он знал, что ящики развезли по разным местам.
  Правда это или нет - большой вопрос. Однако искателей сокровищ подобные свидетельства вдохновляют на подвиги. Как и история, рассказанная бывшим горняком Тадеушем Словиковским, которую он в свою очередь услышал от немецкого инженера. Якобы в окрестностях города Валбжих, в районе закрытой территории, условно называемой "Шестьдесят пятый километр", в одном из тоннелей находится поезд, полностью загруженный золотом.
  И действительно, в две тысячи пятнадцатом году двое мужчин с помощью георадара обнаружили под землёй в указанном месте некий объект, очертания которого очень напоминали небольшой состав. В прессе поднялась шумиха. Говорили, что вес груза не менее трёхсот тонн, писали, что в поезде могут находиться секретные документы нацистов. Кладоискатели даже успели договориться с правительством Польши о вознаграждении, составляющем десять процентов от стоимости находки. На пресс-конференции было официально заявлено, что "золотой поезд" нацистов найден. Но... вмешались учёные из Краковского университета: они выснили, что никакого поезда нет и в помине.
  Однако выводы учёных энтузиастам не указ. В две тысячи шестнадцаом году, получив разрешение на поиски и сто шестнадцать тысяч евро от спонсора, они снова взялись за свои изыскания. Впрочем, они закончились через неделю: объект, принимаемый за состав, оказался обычным ледником.
  Эта неудача не остановила других охотников за сокровищами. Поток туристов в небогатую Нижнюю Силезию увеличился на сорок пять процентов. В связи с чем один из местных чиновников остроумно подметил: "Даже если в горах сокровищ нет, "золотой поезд" к нам уже прибыл".

***
  О масштабе проекта сегодня можно только догадываться: документации по этому секретному объекту почти не осталось. О том, что строительство "Великана" на тот момент являлось главным делом для Гитлера, можно судить по уровню его секретности. Всю территорию, на которой велись работы, охраняли четыре тысячи офицеров СС. Согласно инструкции, они стреляли на поражение в каждого, кто осмеливался подойти слишком близко.


Рецензии