О дарениях и не только

ОТ ГОТОВЫХ ФОРМУЛ К БЕЗБРЕЖНЫМ "РЕГЛАМЕНТАМ" ДУХА

Одна знакомая,прочитавши мои "Огуречные парадоксы" http://proza.ru/2024/07/29/373
спросила: "Как можно объяснить с духовной точки зрения «что принимая подарки (неважно какие), мы принимаем на себя грехи и тяготы тех, кто дарит...»?
Обещала попытаться ответить. И вот что собралось...

Однако прежде чем начать свой ответ, уточню, что эта сентенция  о неминуемом переносе грехов не мне, автору текста, принадлежит. Она читана и слышана, но с моей точки зрения категорически не может быть принята к руководству  формально, законнически. Эта позиция в том моем тексте подтверждена примером с отвергнутым дарением святой книги. В данном примере мы имеем дело с грубым и прЕлестным суемудрием, с искажением глубочайшего духовного богатства нравственного православного Предания.  И вот почему...

++++++++++++++++++++++
Церковь учит, что мы - люди, человечество - все связаны. В Писании и у святых отцов  человечество именуют "единым Адамом". И Апостол не случайно говорит, что в первом Адаме мы все умерли, а в Новом Адаме - Христе получаем способность и силу для воскресения к вечной жизни. Для победы над смертью.

Из этого рассуждения следует вывод о теснейшей духовной и даже физической, а не только метафизической, связи между людьми. Апостол не случайно учит нас тому, что все мы - члены единого Тела Церкви. И если заболела рука, то и все тело не может не чувствовать. Может ли такой исходный постулат не отражаться на практике молитвенной жизни?  В Новом Завете, в апостольских посланиях говорится и об опасности "заражения" страстями другого человека - святые даже брезговали одеждой страстных людей.

Другой вариант: мы осудили грешника в таком-то грехе и удивительным образом через какое-то время увидели, что и сами в тот грех впали...  Не случайно у апостола Павла мы читаем рассуждение о том, что сами, будучи еще не чистыми, страстными, мы, пытаясь "воспитывать" других грешников,   подвергаемся опасности заражения их страстями. Избегать этой участи возможно лишь совершенным. Способность не заражаться (не раздражаться, обличая, не злиться, не воспаляться неприязнью к человеку) апостол Павел именует "твердой пищей"совершенных. А все остальные, в той или иной степени немощные, должны питаться молоком, следя за собой и не дерзая до времени становиться учителями.

Так и в молитве... Опытные отцы всегда старались оградить чад от опасности ревности не по разуму.  Сокращали молитвенные правила, ограничивали число лиц в помяннике ближним кругом. По многим причинам. Во-первых, умножение внешних деланий в страстном еще человеке неминуемо усиливало его самоудовлетворение, гордость, а, во-вторых, духовно страстный, младенчествующий еще духовно человек не мог нести великую тяжесть сопротивления духов злобы поднебесной. И понятно почему. Молитва - великая сила. Она способна со дна моря спасать, ограждать от бед. Истинная молитва - кровопролитна. Вспомним Гефсиманское моление Господа о грешном человечестве, о поте Его в виде капель крови.

В записках подвижников мы часто встречаем рассказы о том, какую брань воздвизали духи злобы на тех, кто пытался молитвенно "вытащить" из их лап крайне немощные, погрязшие в смертных грехах души.
Даже чистые, бесстрастные, смиренные ощущали на себе бесовскую духовную месть. Не потому ли редчайшие единицы в священстве и монашестве благословляются на отчитку одержимых?

Даже и такое поучение мы встречаем у святых отцов-аскетов, предупреждавших: "Смотри,  подавая свой жезл тонущему брату, опасайся, как бы он и тебя в болото не утянул". Но это было адресовано немощным, новоначальным, не совершенным подвижникам. А совершенные даже дерзали на себя добровольно принимать чужие грехи и нести за них Божии взыскания. Великий Оптинский старец Строитель Моисей так делал, подражая святому пророку Моисею,  с молодости. Они могли в силу своей чистоты и святости. А нам добродетель - помнить свою скромную меру.

Всему место и время, везде разные мера и  сила, - ибо жизнь наша - духовная лествица. И вполне потверждает древнюю поговорку: что дозволено (духовно) Юпитеру, то не дозволено быку (бык по-латыни юпитер, но разные быки бывают...)

Ну и теперь о дарениях...  Одни спасаются, безропотно терпя нищету, а другие - помогая выжить первым. Так устроен мир Господом. Больной терпит болезнь, здоровый снискивает милость у Бога ухаживая за больным. И все это - очень высокое, доброе делание.  Высокое, потому что по Божиему замыслу учит нас милосердию и любви, самопожертвованию и терпению со смирением, а не кичению. Принимая чей-то искренний дар, помощь мы не можем не молиться о творящих нам добрая. - это есть одно из оснований христианской жизни.  И те, кто проявляет некий фанатизм, отталкивая руку помощи, боясь за свою мнимую чистоту из рассуждений, что я, мол, чистый, вот приму книгу в дар от кого-то и заражусь тут же его грехами, - это прЕлестное искажение того, о чем шла речь выше. А на самом деле - грубое попирание любви.

Секрет же в том, что если мы с любовью к человеку, с благодарностью, с чистыми помыслами и, главное, со смирением (не думая о себе высоко, а о ком-то ниже, а наоборот, думая о другом, боясь огорчить) принимаем дар, нас защищает Благодать Божия. И все тогда свершается во благо.

Тема эта - бездонно глубока. Нити, из которых она соткана - тончайшие и неземные, метафизические, до глубины непостижимые. Разве что интуицией чистого сердца. Законнический путь тут недостаточен. Только помощь Благодати способна направить наши стопы по Божиему пути. Понять истину, обрести правильное рассуждение в самых разных случаях - это архитрудно, но в том и заключается узкий путь христианина, на котором он до гроба учится у Самого Господа и творить добро, и принимать добро, учится чистоте, смирению и искренной христианской любви к ближнему. И главное - пониманию, что без Благодати, без помощи Божией мы ничего доброго сделать не можем. А действие Благодати Святаго Духа рассудочным формулам и регламентам неподвластно. Страх Божий и Любовь, - вот единственные "регламенты".

Отцы учили, что все по любви и смирению должно твориться, - по любви к другому человеку и по страху обидеть человека. Иначе это не христианство. Все это великий духовный труд, огромная ответственность души, великая духовная школа христианского воспитания человека.

Чистота намерений, любовь к ближнему и страх Божий - это великие и мощные ограды, сквозь которые не проникнуть духам злобы, если какой-либо и низкий помысел не вторгнется к нам в сердце и не устроит щель в святой броне души.  Думаю, такая установка души надежнее иных. Будем же учиться хранить свое сердце паче зеницы ока.


Рецензии
Боже мой!Почему я не знала этого
раньше! Случаю, когда я упрекнула за
непонравившийся подарок - полвека.
А лицо зарделось от нынешнего ощущения
вины."Огромная ответственность души, великая духовная школа".
Спасибо, дорогая Катюша!

Галина Алинина   03.08.2024 06:32     Заявить о нарушении
спасибо тебе, дорогая Галя! Великое мужество души и глубинная честность потребны, чтобы что-то пересматривать в себе!Мой низкий поклон!

Екатерина Домбровская   03.08.2024 06:37   Заявить о нарушении