Ожившая в музыке легенда Вильгельм Телль, опера Ро

 Ожившая в музыке легенда

"Вильгельм Телль", опера Россини, концертный зал Мариинского театра, 28 июля 2024 года
Дирижер – Кристиан Кнапп.
Вильгельм Телль - Магеррам  Гусейнов.
Матильда – Ирина Чурилова.
Ядвига – Анна Кикнадзе.
Арнольд – Сон Чи Хун.
Мельхталь – Олег Сычёв.
Джемми – Кира Логинова.
Лейтхольд – Виталий  Янковский.
Фюрст – Евгений Чернядьев.

Вильгельм Телль, легендарный швейцарский национальный герой конца Средневековья (1307 год), искусный стрелок из арбалета, вдохновил Россини на написание выдающейся патриотической оперы, абсолютно не похожей по стилю на другие творения этого гениального композитора. И не важно, реальный это исторический персонаж, или плод долгого коллективного народного творчества, в историческом сознании швейцарцев, веками (с 1291 по 1815 год) боровшихся за свою государственность, этот бесстрашный человек положил начало суверенитету небольшой, но воинственной страны. Эта притягательная героическая фигура и сподвигла Россини создать лучшую свою оперу, которой он решил завершить оперную часть своей карьеры, подарив любителям музыки настоящий шедевр. Ни на что прежнее в его творчестве не похожий. Никаких колоратур, фиоритур, пассажей и прочих белькантовых украшений, все весомо, энергично, зримо, реалистично и живописно.
Мы привыкли к лучезарной, жизнерадостной, искрящейся, по словам Пушкина, как брызги золотого шампанского, озорной музыке великого итальянского маэстро из Пезаро, а тут героическая серьезная опера про давние события в Швейцарии на заре ее появления как самостоятельного территориального образования. Музыка грандиозная, по масштабу и мощи вполне сопоставима с Верди, Пуччини и Бетховеном, предвосхищающая ее. Чтобы это услышать, не надо быть музыковедом, а они справедливо считают, что "Вильгельм Телль" положил начало новому направлению в итальянской опере. Оркестр под управлением Кристиана Кнаппа, начиная с увертюры, предложил такой эмоциональный накал, что оставалось только подчиниться ему и восторженно внимать! Не важно, что это было концертное исполнение, музыка говорила сама за себя, рисовала картины, невольно всплывающие в воображении. И что удивительно - типично швейцарские! Мне повезло, я несколько раз бывала в Швейцарии, фактически всю ее проехала на автобусе. Бывала в горных отелях, ездила по особым железным дорогам на знаменитую альпийскую вершину Швейцарии - Юнгфрау. Видела невероятные водопады и головокружительные горные кручи, альпийские луга и с виду безмятежные, но опасные горные озера. Слышала рассказ коллеги по путешествию, как она еле выгребла, пытаясь переплыть кажущееся не очень широким горное озеро в Интерлакене. Попадала в горной долине под ливень, который мог наделать немало бед. Словом, я в полной мере ощутила в музыке неповторимый горный швейцарский колорит. С первой ноты увертюры.
В ней и в опере в целом есть все - и безмятежное утро в горах, и пастуший рожок, и восходящее солнце, и легкий ветерок, и красавицы-коровы, пасущиеся на альпийских лугах и бляцающие большущими колокольчиками на шее, и переливающиеся обманчиво тихие воды огромного разветвленного Фирвальдштетского (Люцерского) озера (в переводе «Озеро четырёх лесных кантонов» - Ури, Швиц, Унтервальден и Люцерн. С объединения первых трех в 1291 году и ведет свою историю Швейцария), вокруг которого и развивается действие оперы. Это все словно проплывает перед глазами как видовом фильме. А еще в музыке - буря на озере, смертельно опасные волны, течения и ветер, отчаянный прыжок Вильгельма Телля в бушующую воду на камни ради спасения из-под стражи. И вспоминается сразу похожее Штарнбергское озеро в Баварских Альпах, где при странных обстоятельствах утонул "сказочный", но вполне реальный баварский король Людвиг Второй, покровитель Вагнера и строитель горного замка Нойшванштайн недалеко от Лебединого озера. Коварные в Альпах озера. Без всяких шуток...
Прекрасные хоры, арии, дуэты и ансамбли переслаиваются симфоническими эпизодами. Вот перекличка австрийских военных рожков, возвещающих о прибытии в мирное селение, где веселятся пастухи-фермеры, захвативших эти земли представителей Габсбургской династии. Какие замечательные танцевальные мелодии звучат здесь, интересные хоры, радостные напевы!
И вокальные картины в музыке продолжают рассказывать героическую историю о том, как мирные альпийские пастухи в борьбе за право создать свою страну, превратились в воинствующий народ, прославившийся своими подвигами в качестве наемников в армиях крупных европейских государств. Мужчины-швейцарцы и сейчас охотно служат в армии, у каждого есть оружие, которое, образно говоря, "всегда лежит наготове под кроватью".
И вокально оперу исполнили отлично. Состав солистов был представлен первоклассный.
Героический Вильгельм Телль впечатляюще прозвучал у Магеррама Гусейнова, у которого прекрасно получаются партии романтических героев, энергичных, темпераментных, выразительных. Хотя, конечно, он большой мастер исполнения и белькантовых персонажей. Великолепны были ансамбли в первом действии, особенно терцет
Ядвиги (Анна Кикнадзе), Джемми (Кира Логинова), рыбака (Борис Степанов) и Вильгельма (Магеррам Гусейнов), а также дуэт Вильгельма (Магеррам Гусейнов) и Арнольда  (Сон Чи Хун). Конечно, очень впечатлил виртуозным исполнением партии Арнольда  Сон Чи Хун. Прекрасный тенор!
Эффектно выступила в роли Матильды, герцогини Габсбургской, Ирина Чурилова. Настоящая герцогиня и красавица! В роскошном голубом платье со шлейфом, глубокого цвета яркого горного неба, с изящной прической и элегантными серьгами-подвесками. Партия у нее сугубо лирическая, стилистически очень французская, немного кокетливая, сплошные любовные мечтания, объяснения в любви и прочие любовные радости. И голос певицы как нельзя лучше лег на эту лирику. Все прозвучало нежно, легко, красиво, изящно. Очень по-французски. И не только потому, что вся опера поется по-французски. Легкая игривость интонаций и кокетливость мелодий придавало исполнению такой очаровательный парижский флёр. Видимо, это была дань композитора тому, что опера писалась для парижского театра.
В этот раз в концертном зале Мариинского театра прозвучали только два первых действия оперы, и прозвучали грандиозно. Можно сказать, что они раззадорили музыкальный аппетит зрителей и породили желание услышать оперу целиком. Хочется надеяться, что в новом сезоне эта мечта реализуется.
Оперу публика приняла с восторгом и энтузиазмом. Уже после увертюры, вызвавшей овацию, стало понятно, что опера обречена на успех. И в зале большинство зрителей жаждут услышать всю оперу, относящуюся к разряду не часто исполняемых. Да будет так!


Рецензии