Фрагменты

       Когда я пишу рассказы, публицистику, то остается много отходов. А надо заметить, что пишу я по старинке: ручкой на листе бумаги. Чаще, эти литературные фрагменты, не вошедшие в окончательный рукописный вариант, я без сожаления отправлял в мусорную корзину. Но то ли с возрастом, то ли кто-то свыше мне подсказал, стал я ценить каждый мной написанный абзац, каждую строку.
       И уже скопилось таких фрагментов немалое количество.
       Быть может кто-то из читателей «Прозы.ру» и проявит интерес к моим «литературным отходам». А если нет, то и ладно.
               
                ***
       Живет в нашем многоквартирном доме человек по имени Леша. Близко я с ним не знаком, но знаю, что промышляет он на помойках и живет на доходы от сдачи в утиль пластмассы, металла, картона и бумаги. Вот и подумал я, а не передать ли ему все мои рукописи, для их последующей сдачи в утиль.
       И почему-то мне казалось, что Леша не откажет мне, выполнит мою просьбу, доброе дело сделает и какую-то копейку получит.
       Но Леша не взял мои рукописи, сославшись на то, что расценки на бумагу в пунктах утильсырья настолько низкие, что и выгоды никакой нет ее сдавать, больше на дорогу потратишься. А на мое замечание, что бумага эта не просто бумага, а рукописи рассказов, Леша как-то хитро ухмыльнулся и сказал, что это обстоятельство на расценки никак не повлияет, даже рукописи стихов Пушкина приняли бы по весу и по существующим расценкам на бумажную макулатуру.
       И мне как-то горько и обидно стало и за Пушкина, и за себя. Подумал, вот так пишешь, пишешь, здоровье свое гробишь, надеешься на то, что труд твой оценят, а в результате оценивают его на вес и по расценкам на бумажную макулатуру.
               
                ***
       А быть может и правы философы-то, утверждающие, что эстетические критерии могут меняться, вместе с изменяющимися социальными условиями. И, возможно, в конце этого века, появятся новые стандарты женской красоты.
       Но уже и сейчас, в наше сумбурное время, критерии женской красоты настолько субъективны и размыты, что бывает затруднительно и сказать, красива или некрасива женщина. А вошедшие в женскую моду брюки и вовсе изменили силуэт женщины. Иной раз, невозможно даже и понять, кто перед тобой, женщина или мужчина.
       Помню, бабушка моя говорила: «Увы и ах, сказал монах, увидев девушку в штанах».
               
                ***
       Как-то и я пострадал от кота-воришки.
       Пропал мой смартфон, с кучей нужной мне по работе информации. Где только я его не искал и все безрезультатно.
       И опять кот Борис попал под подозрение. Но, как и в случае с ювелирными украшениями, поначалу доказательств его вины у нас не было. Попытался я улестить кота, чтобы он хотя бы намек какой дал о месте, где смартфон-то мой спрятал, подкладывал ему лакомые кусочки, гладил по голове, уговаривал. Но кот косил глаза куда-то в сторону, поглядывал на меня как-то неохотно и все порывался уйти.
       И уже когда я почти смирился с потерей смартфона, он нашелся, и в таком месте, в которое я вовек бы не заглянул.
       Катерина-то, слава Богу, догадалась позвонить со своего смартфона на мой номер, и пропавший смартфон откликнулся, но каким-то глухим, загробным звоном. А обнаружился он под слоем песка в ящике-туалете, куда кот Борис писать ходил.
       Всегда я считал себя добрым человеком, но, признаюсь, не сдержался и угостил кота Бориса хорошим пинком.
               
                ***
       Таких как ты, я встречаю на каждом шагу, в лифте, в супермаркете, в кафе, в кинотеатре, на вокзале. Ты размножен в тысячах лиц, ты улыбаешься мне, твое розовое лицо с заплывшими водянистыми глазками, тщательно вымыто детским мылом, ты пахнешь лавандой, у тебя жирные ляжки и отвисший благородный живот. Ты честен, ты никогда не изменишь жене, зовешь ее ласково «Зая», деток своих – «мои милые крошки», а пуделя - «Дружок». Ты восхищаешься Пушкиным, знаешь на память басни Крылова, но тебе недоступны Гете и Гейне, Кафка и Камю. Ты поклонник Кобзона и Пугачевой, по телевизору смотришь Соловьевых, Гордонов, Поповых. Ты религиозен, цитируешь апостола Павла, соблюдаешь все предписания церкви, ставишь свечки за здравие и упокой, ты молишься перед чудотворной иконой, прикладываешься к святым мощам.
       Но я знаю о тебе то, что ты о себе не знаешь, И я не верю в твою доброту.
               
                ***
       Не могу я сейчас все оставить, у меня кредит по ипотеке, запланирован отдых в Египте, жене обещал шубу купить. И вот все это надо так сразу оставить и готовить себя к суду Божьему. Да и грехов каких-то особенных, страшных у меня пока нет.
       Но вспомнил я последние слова Ангела-хранителя, обращенные ко мне: «Как бы ты не пожалел потом, что растратил в нерадении своем время, данное тебе для покаяния».
       И впал я в уныние.
       Рядом на подушке похрапывала моя красавица жена и улыбалась во сне. Возможно, ей снилась норковая шуба.
       Боже, будь милостив ко мне грешному, недостойному.
               
                ***
       Адам, по нашему времени, типичный подкаблучник. И неудивительно, что он так легко поддался уговорам жены и вкусил это роковое яблоко с дерева познания.
       Но удивляет то, как от такого тихого, доброго Адама мог родиться изверг рода человеческого, братоубивец Каин. Да и прародительница всех людей Ева, не была ни жестокой, ни коварной, а скорее была наивной и доверчивой.
       А после убийства Каином брата Авеля, как говорится, пошло и поехало – изверги, мучители, убивцы распространились по всему миру.
               
                ***
       И человек пытается полюбить ближнего своего, но сталкивается с непреодолимой преградой, и лишь по той причине, что не видит в этой любви никакой для себя выгоды, и понимает, что бескорыстная, без вознаграждения любовь к ближнему своему, по заповеди Христовой, для него невозможна.
               
                ***
       Уже неделю болит у меня в животе, где кишки, а в них еда всякая. Боюсь умереть сразу, и тогда никто не будет знать, как хоронить меня, в земле или сжигать, а сказать сейчас кому, смеяться будут, скажут живи и не думай, а как не думать, когда страшно в земле гнить, а если сжигать, то, наверно, больно, и куда урну с пеплом девать не знаю, хреново мне, а почему не знаю, помог бы кто.
               
                ***
       Бывает, когда прохожу я по двору и вижу у мусорных баков выброшенные за ненадобностью портреты Маркса и Ленина, то непременно уношу их домой. Это и печатные портреты, и барельефы, и бюсты. И собралась у меня уже целая коллекция.
       Но вот беда, возраст-то у меня уже такой, что пора уж и об уходе из этого мира думать.
       Вот я и боюсь, как бы коллекция-то портретов идеологов коммунизма, собранная мной, опять на помойке не оказалась. А кому ее передать, ума не приложу.
               
                ***
       Признаюсь, и меня можно отнести к тем, кто не задумывается над «вечными вопросами» человеческого бытия. Недосуг мне, да уж и такое количество понаписано философских-то концепций, объясняющих происхождение человека и его бытие, что, как говорится, выбирай любую на свой вкус. Но, к сожалению, какую бы вы не выбрали, она окажется ложью. Видимо, еще не пришло то время, когда человеку откроется тайна мироздания.
       И если уж угораздило вас явиться не по своей воле на этот свет, то и живите отпущенный вам проведением срок тихо и смиренно, не заморачиваясь вопросами, на которые нет ответа.
               
                ***
       У каждого народа есть в прошлом выдающиеся предки-изверги.
       И русские имеют своих предков-извергов: Иван Грозный и Петр Первый. Оба крайне неуравновешенные, жестокие до садизма, через мучительные пытки и казни, погубившие тысячи русских людей. А до них русские князья, боровшиеся друг с другом за право «княжения», отрезавшие носы, вырезавшие языки, выкалывающие глаза. Они и передали нам через века тренд на мучительство.
       И русские, в ментальность которых уже заложены черты покорности, готовности к страданию, приняли этот тренд и добросовестно его исполняют. И даже находят в этом оправдание: «в страдании познается истина», «от сумы и от тюрьмы не зарекайся».
               
                ***
       Из всех советских вождей только Ленин правильно понимал суть марксизма, как постепенное отмирание государства.
       У Сталина были свои представления о марксизме. Он выстроил его под себя. Сталин усвоил в марксизме лишь идею насилия и слома.
       Все остальные советские вожди были полуграмотные, нахватавшись марксистской терминологии они манипулировали ею, руководствуясь в управлении страной сталинскими методами.
       Но такой жестокий режим соответствовал массовому запросу. Советские люди верили, что только через тяжкий труд, лишения и жертвы возможно достижение счастливого коммунистического будущего.
               
                ***
       Ленин обожал кошек и любил с ними играть. Он заставлял кошку прыгать через палочку, стоять на задних лапках, выполнять команды. И при этом Ленин заливисто хохотал. Так же Ленин поступал и с людьми, заставляя их играть с ним в революцию.
       Очень любил Ленин «Аппассионату» Бетховена. Я, - говорил Ленин, - готов слушать эту изумительную, нечеловеческую музыку каждый день». Но музыка оказывала на Ленина такое сильное воздействие, что, бывало, он отказывался от этого удовольствия. Говорил: «Расслабляет меня такая музыка. Слушаешь и хочется всех по головке гладить, а время сейчас такое, что не гладить надо, а по головам бить». Ленин и бил. Сильно бил.
       Ленин любил петь. Часто он напевал арию Валентина из оперы Гуно «Фауст». И Крупская нежно называла Ленина «мой Валентин». В Кремле, в своем кабинете, Ленин открывал окно, слушал как поют курсанты и подпевал им.
       Но не любил Ленин балет и равнодушен был к изобразительному искусству. Живя в Париже, ни разу не посетил Лувр.
               
                ***
       Время Брежнева вошло в историю страны как «период застоя». В магазинах отсутствие продуктов и товаров, бесконечные очереди за дефицитом.
       Из воспоминаний ветерана труда: «В 1981 году простоял весь день в очереди за мясом. Торговали мясом по случаю дня рождения Брежнева».
       Как-то Брежневу доложили, что народ ворует. Брежнев посмеялся и сказал: «Когда мы были студентами и подрабатывали на разгрузке вагонов, то, бывало, пару мешков и для себя оставляли. Наша страна богатая, не обеднеет».
               
                ***
       Приснится же такое. Иду я со Сталиным по территории Кремля. Мы о чем-то беседуем.
       Я говорю: «Вам, Иосиф Виссарионович, надо бы написать автобиографию, которая потрясет весь мир».
       Сталин, до того ко мне доброжелательный, улыбчивый, после моих слов нахмурился и замолчал. А я почувствовал, как охватывает меня необъяснимый страх.
               
                ***
       Ленин любил Инессу Арманд.
       Сталин любил охотиться на людей.
       Хрущев был любителем охоты на кабанов.
       Брежнев любил целовать мужчин в десны.
       Горбачев любил свою Раису.
       Ельцин любил тупо поддать.
               
                ***
       Но, быть может, изначально коммунизм основывался на невозможном. А добрый Карл Маркс переоценил человека, по сути своей порочного, самолюбивого, тщеславного, алчного, склонного к насилию и разрушению.
       А последователи Карла Маркса пытались как-то изменить природу человека. Делили людей на классы, применяли массовый и индивидуальный террор, подвергали «непокорных» насильственному перевоспитанию, но «хороших» людей, достойных войти в светлое коммунистическое  будущее, как-то больше не становилось.
       И остается нам жить в цивилизации, какая есть, сторониться подозрительных утопических концепций, не верить философам, идеологам, политологам, конспирологам. А в человека верить лишь в разумных пределах.
       И помнить, что справедливость в этом мире, может быть только на кладбище. В смерти все равны.
       Это скучно и грустно. Но иного человеку не дано.
               
                ***
       И уже скоро россияне открыли для себя то, с чем ранее не сталкивались. Вдруг обнаружили они в окружающем их мире огромное количество денег, которые можно было брать даже не прилагая особых усилий.
       И утвердился в России культ денег, а люди перемешались, как во времена вавилонского столпотворения. И уже невозможно было понять, кто рабочий, кто крестьянин, а кто интеллигент. Все ушли либо в торговлю, либо в спекуляцию дефицитом, валютой или в бандиты.
               
                ***
       А с исчезновением из жизни россиян коммунистической идеологии, духовная пустота могла бы заполниться верой в Христа. Но, оказалось, что с любовью к людям у нас дела плохи, а Библия книга неудобная, требующая невозможного.
       И вера в Бога не стала для бывших советских людей истинной, в лучшем случае она ритуальная, внешняя, а то и языческая.
       А в девяностые годы, когда в Россию хлынул поток западных и восточных конфессий, русская православная церковь испугалась конкуренции и обратилась за помощью к государству.
       И если в советские годы церковь доносила в органы КГБ обо всех покрестившихся, причастившихся, обвенчавшихся, отпетых, то в постсоветское время стала одной из главных «скреп» российского государства, слившись с ним в одно целое.
               
                ***
       Но если история человечества развивается по спирали, то быть может придет время, когда коммунистическая идея вновь овладеет умами миллионов и ввергнет их в пучину революций, смертей и бед.
       А в Москве на Красной площади в Мавзолее лежит Великий вождь мирового пролетариата и ждет своего часа.
       И, быть может, уже скоро явится россиянам вождь, которому сапоги Сталина окажутся впору. И установит он в стране жестокий режим, соответствующий массовому запросу. И поведет новый вождь россиян в светлое будущее…
               
                ***
       А в России уже и само слово «гуманизм» выходит из употребления, а сопутствующие ему слова «демократия» и «либерализм» стали словами бранными.
       И можно было бы уже говорить о том, что гуманизм умер.
       Но, видимо, поминки по гуманизму преждевременны. В России еще есть примеры того, как гуманизм проявляет себя даже в условиях, казалось бы исключающих какое-либо человеколюбие.
       В большом российском городе N компании, обслуживающие городские кладбища, приняли решение хоронить умерших от коронавируса горожан бесплатно и не брать с родственников деньги за транспортировку умерших из моргов.
       И это ли не примеры истинного гуманизма, но не традиционного, не классового, не похожего на христианскую любовь, Быть может это какая-то новая разновидность гуманизма, которой еще нет названия, но с которой нам суждено будет жить.


Рецензии
Розанов отдыхает :)
Правда, интересно читать.
К теме одного фрагмента: знакомый книжный коллекционер ( большой!)писал, что обратился к коллекционированию в ранней юности, когда увидел, что бумага в пачках стоит дороже, чем книги

Мост Будущее   14.03.2025 17:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.