Афинская демократия

Эссе

Афины уже в микенские времена были самым крупным городом Аттики — полуостровной области на юго-востоке Средней Греции. Издревле население Аттики делилось по кровнородственному признаку на четыре филы (племени), каждая из которых, в свою очередь, состояла из трёх фратрий, а каждая фратрия — из нескольких десятков родов. По преданию, афинский герой Тесей, живший задолго до Троянской войны, объединил родовые общины Аттики. Он уничтожил советы старейшин во всех родовых посёлках, заменив их на Ареопаг, — единый совет старейшин, находившийся в Афинах.
С ходом времени в афинском полисе оформились три социальных класса: земледельцы, ремесленники и родовая знать — эвпатриды (дословно, «происходящие от благородных отцов»). Верховный вождь (царь, басилевс) был заменён коллегией из девяти архонтов — высших должностных лиц, которые после отслуженного срока становились бессрочными членами Ареопага. Архонты, естественно, комплектовались исключительно из эвпатридов.

СОЛОН
К концу VII века до н.э. значительная доля земельного фонда афинского полиса оказалась в руках жадных эвпатридов. Бедность и нищета обрушились на Аттику. Разорившиеся крестьяне закладывали землю, отдавали до 5/6 урожая своим богатым согражданам, продавали детей в рабство, а нередко продавали в рабство и себя. Налоговая база страны стремительно сужалась, ещё неокрепшее государство катилось в пропасть. Наконец и до эвпатридов (правда, не самых жадных) дошло, что надо что-то делать. На их счастье, в Афинах жил удивительный человек, чья мудрость и патриотизм признавались и богатыми, и бедными. Это был Солон — потомок древних афинских царей. В 594 году до н.э. в обстановке гражданской смуты эвпатриды, посовещавшись между собой и, конечно же, с Дельфийским оракулом, избрали Солона первым архонтом и предоставили ему чрезвычайные (диктаторские) полномочия для проведения реформ.
Дело, за которое взялся Солон, выглядело безнадёжным, но он, проявив мудрость и несгибаемый характер,  провёл-таки реформы, заложившие основы нового государственно строя. Первым делом он издал закон о немедленной отмене всех долгов и об отмене долгового рабства. С этого момента афинский гражданин не мог быть рабом.
Затем Солон разделил свободное население на четыре класса по уровню их достатка. Представители двух богатых классов (первого и второго) служили в коннице и избирались на государственные должности. Граждане среднего достатка (третий класс) призывались в гоплиты — тяжеловооружённую пехоту, а самый бедный четвёртый класс (феты), не имея средств на вооружение, лишь голосовал в Народном собрании. В итоге, немало богатых граждан незнатного происхождения попали в один класс с эвпатридами, что было шагом к единению сословий.
Законодательным органом власти стало Народное собрание. Для подготовки законопроектов  Солон учредил Совет Четырехсот (по сто советников от каждой филы). Новым судебным органом стала и многочисленная коллегия народных заседателей, избираемых из всех граждан, включая и самых бедных. Сущность политических нововведений Солона заключалась в допущении к управлению государством широких слоёв свободного населения Аттики. Так Солон заложил основы афинской демократии, которая достигла расцвета лишь через сто лет.

Задержка дальнейшей демократизации была вызвана захватом верховной власти родственником Солона Писистратом. Этот умный пышущий энергией человек в 560 году до н.э. во главе отряда телохранителей занял Акрополь и установил тиранию.  Захватив верховную власть, Писистрат конфисковал земельные владения эвпатридов, оказавших ему сопротивление, и раздал часть их земель бедным крестьянам, чем снискал народную любовь. Но всё-таки это была тирания. Писистрат распустил Народное собрание и стал единолично распоряжаться государственной казной. Как ни странно, но его тираническое правление ознаменовалось бурным ростом экономики Афин и повышением их международного престижа. Особое внимание Писистрат уделил культуре, в частности, он учредил специальную комиссию, для сравнительного изучения  многочисленных версий Илиады и Одиссеи. На основании этой работы был составлен канонический текст обеих поэм, который и дошёл до наших дней. Во времена Аристотеля эпоху Писистрата часто называли «веком Крона», то есть «золотым веком».
После смерти Писистрата (527 до н.э.) его сыновья пытались продолжить политику отца, но, не имея его талантов, удержать власть не смогли. Тирания в Афинах пала (510 до н. э.).

КЛИСФЕН
Свержение тирании вызвало вспышку междоусобной борьбы, в результате которой к руководству Афинами пришёл древний род Алкмеонидов, более других пострадавший от политики Писистрата. Во главе Алкмеонидов стоял Клисфен, который осуществил величайшую реформу, практически завершившую демократизацию афинского полиса. Эти реформы проводились с 508 по 500 годы до н.э.
Основной самоуправляющейся ячейкой государства Клисфен сделал дем. Раньше демом называли небольшое селение, вроде деревни, но в «клисфеновский дем» могло входить от одной до нескольких деревень, а в Афинах — целый городской квартал. Свободнорождённый житель дема (мужчина, достигший 18 лет) вносился в специальный список и становился членом демоса — всего гражданского коллектива Афинского государства.
Клисфен разбил Аттику на три области: 1) город Афины, 2) побережье и 3) внутренняя (земледельческая) часть, и каждую из этих территорий он подразделил на 10 округов (триттий), примерно равных по населению и содержащих от одного до нескольких демов.
Прежние четыре филы Клисфен упразднил, заменив их на десять новых. А теперь внимание! Каждая клисфеновская фила была составлена из трёх триттий — по одной из каждой области Аттики. (Триттия по-гречески — одна треть). То есть в каждой из этих трёхлоскутных фил оказались жители Афин, побережья и внутренней области полиса. Новым филам были присвоены имена древних героев Аттики. В итоге прежние родовые вотчины эвпатридов оказались разбросанными по разным филам, чем была ослаблена власть родовой знати.
Народное собрание было собранием абсолютно всех граждан, достигших 20 лет. Собиралось оно до 40 раз в год. Органом, готовящим законопроекты, был Совет Пятисот (Буле). Каждая фила направляла в Буле 50 членов, которые выбирались ЖЕРЕБЬЁВКОЙ по демам.  Стало быть, Буле представлял собой случайную выборку из всего демоса, и эта выборка отражала весь спектр настроений, господствующих в народе. Законопроекты, подготовленные Советом Пятисот, становились законами после обсуждения в Народном собрании.
Гражданская судебная власть полностью перешла от аристократического Ареопага к Народному суду. Состав Народного суда тоже комплектовался жеребьёвкой — по 600 человек (не моложе 30) из каждой филы. Ограничение в 30 лет было введено потому, что 30-летние мужчины обычно уже имели семьи, и были более ответственны в своих решениях.
Для реального руководства страной была учреждена коллегия из 10 стратегов, по одному от каждой филы. Стратеги избирались открытым голосованием. Занять эту должность реально могли лишь хорошо образованные граждане не моложе 30 лет, способные руководить войсками. Как правило, это были представители афинской знати.
Чтобы избежать рецидивов ненавистной тирании, Клисфен ввёл остракизм. Каждый гражданин писал на глиняном черепке имя потенциального тирана. Политик, получивший большинство голосов, подлежал изгнанию на 10 лет. Изгнанник не лишался прав и имущества, и по истечении срока высылки мог возвратиться в Афины.

ПЕРИКЛ
Перикл сын Ксантиппа родился в 494 году до н.э. уже в клисфеновских Афинах, в деме «Холарг», входящем в филу «Акамантида». Детство великого политика прошло в обстановке начавшейся войны с персами. После изгнания врага из Балканской Греции война перешла в фазу освобождения Эгеиды - островов и малоазийского побережья Эгейского моря. В 477 году до н.э. освобождённые полисы Эгеиды объединились в так называемый Делосский морской союз и начали вносить средства для борьбы с персами в общую казну, которая хранилась в храме Аполлона на островке Делос.
Самым знаменитым в Афинах в то время был эвпатрид Кимон сын Мильтиада, победителя персов при Марафоне. В должности адмирала афинского флота Кимон одержал ряд блестящих побед. Его слава достигла апогея  после великой победы в 466 году до н.э., когда флот Персии просто перестал существовать. И примерно тогда же на политической арене Афин появляется Перикл, происходивший, как и Клисфен, из аристократического рода Алкмеонидов.   
Свою первую работу в коллегии стратегов  (465 до н.э.) Перикл испол¬нял вместе с Эфи¬аль¬том, тогдашним лидером демократов. Вероятно, тогда же политики подружились, и Перикл, несмотря на аристократическое происхождение, решил посвятить свою жизнь дальнейшей демократизации Афин. Но в этом ему противостоял консерватор Кимон, пользующийся огромным влиянием во всех слоях афинского общества. Во второй половине 60-х начинается открытая борьба Перикла с Кимоном.
В 464 году до н.э. на юге Пелопоннеса произошло катастрофическое землетрясение, и тут же восстали подвластные спартиатам илоты. Спарта оказалась на грани гибели и обратилась за помощью к Афинам. Эфиальт считал, что Афинам не следует помогать своему вечному сопернику, Кимон же был противоположного мнения. Как ни странно, но Народное собрание поддержало Кимона, и тот отправился в Спарту с отрядом из 4000 гоплитов. Однако Спарта передумала и отвергла помощь от Афин. Эта неувязка понизила политический вес Кимона.
В 462 году до н.э. Эфиальт, воспользовавшись отсутствием Кимона, сумел лишить Ареопаг последних остатков его былых полномочий. Вернувшийся из неудачного похода Кимон попытался протестовать, но за уважительное отношение к Спарте впал в немилость народа и был подвергнут остракизму. Это случилось в 461 году до н.э. Вскоре при невыясненных обстоятельствах Эфиальт был убит. Теперь главным политиком Афин стал Перикл. Поначалу он был одним из десяти равных стратегов. Но вскоре занял должность стратега-автократора, обладавшего огромной, фактически, диктаторской властью.
В 460 году до н.э. в Египте вспыхнуло антиперсидское восстание. Перикл послал на помощь восставшим 250 кораблей. Однако через четыре года восстание было жестоко подавлено персами, афиняне с союзниками потеряли все корабли и около 20 тысяч убитыми. Это была катастрофа, Периклу грозило изгнание, но он выкрутился. Сославшись на возросшее влияние Персии, он вынудил союзников, число которых в тот момент приближалось к 200, перенести общую казну Делосского союза в Афины. Это событие  (454 до н.э.) ознаменовало рождение Афинской империи (официально, Афинского морского союза).
Опираясь на мощь флота, афиняне постепенно превратили своих союзников в  бесправных сателлитов. Все их попытки вырваться из когтей империи подавлялись силой оружия и насаждением марионеточных проафинских (естественно, демократических) режимов. Кроме того, в 450 году до н.э.  Перикл, начал политику создания «клерухий» — колоний вооружённых афинских граждан, поселённых на землях, отнятых у «бунтовщиков». Эти «колонии», следили за сохранением в покорённых полисах афинских порядков. Так у Афин, а фактически, у стратега-автократора Перикла, появился доступ к огромным денежным средствам Делосского союза.
Занимая около 30 лет высшую государственную должность, Перикл превратил Афины в процветающую страну. Все свои выдающиеся управленческие и ораторские способности он положил на благо родного города. Историк Фукидид дал замечательную характеристику форме власти Перикловых Афин: «По имени это была демократия, на деле же власть принадлежала первому гражданину».
Делосские деньги позволили Периклу не только создать мощный флот и украсить город прекрасными строениями, но, главное, эти деньги позволило ему вывести граждан Афин на широкую дорогу дальнейшей демократизации.
Первым делом Перикл провёл через Народное собрание ряд законов об оплате общественных работ. Гоплиты и матросы стали получать по 6 оболов в день. Члены Буле — по 5 оболов, заседатели Народного суда — по 2 обола. Естественно, такие законы подняли популярность Перикла в среде демоса. Более того, он провёл закон о выдаче беднякам по 2 обола для посещения театральных постановок. И наконец в 451 году до н.э. для разогрева афинского патриотизма он инициировал закон, ограничивающий афинское гражданство лишь людьми, у которых оба родителя были коренными афинянами.
Чтобы обеспечить работой неимущих, он превратил государство в крупнейшего работодателя: строились корабли и арсеналы, в портовом Пирее была возведена хлебная биржа. Для защиты Афин со стороны суши Перикл убедил Народное собрание выделить средства на постройку крепостных стен, объединивших Афины с Пиреем (расстояние от Афин до Пирея около 8 км).
Наконец, в 449 году до н.э. Перикл предложил декрет, разрешавший использовать из казны Союза 9 тысяч талантов для финансирования грандиозной программы создания величественных сооружений на Акрополе. Чтобы оценить уровень этих расходов отметим, что годовой доход Афин того времени составлял примерно 400 талантов плюс 600 талантов от союзников, итого, около 1000 талантов (около 27 тонн серебра). Умножив эту сумму на 9, получаем 243 тонны серебра. Ни одно государство того времени не располагало такими большими денежными средствами.

Ахиллесовой пятой афинской демократии (как, впрочем, и всякой демократии) были демагоги. Управлять мыслями и чувствами нескольких тысяч по большей части малограмотных людей можно было лишь хорошо поставленной речью. Человек, не умевший красиво, страстно и убедительно говорить, не имел шансов сделать политическую карьеру. И Перикл был прекрасным оратором, получившим за свою страстность и убедительность прозвище «Олимпиец». Видевший его историк Фукидид пишет: «Перикл, опираясь на свой авторитет и ум и будучи, очевидно, неподкупнейшим из граждан, свободно сдерживал народную массу, и не столько она руководила им, сколько он ею».

С ходом времени в Афинах стали набирать популярность идеи радикального народовластия, и эти настроения распалялись рвущимися к власти демагогами. Паразитическая психология захватывала малообеспеченные слои демоса, которые требовали, чтобы государство их содержало. Это раздражало культурную элиту. Так Сократ в диалоге Платона «Горгий» сокрушается: «Я <…> только и слышу, что Перикл, впервые установив и введя жалованье, превратил афинян в лодырей, трусов, пустомель и корыстолюбцев». Аристотель характеризует Афины при Перикле как охлократию (то есть власть толпы), дескать, «люди знатного происхождения систематически устранялись от участия в делах управления, а при назначении на должность решающую роль играла жеребьёвка».
 Менялся и Перикл. За время своего правления (461 — 431 до н.э.) он из 33-летнего честолюбца — осторожного, скромного и соблюдающего все предписания тогдашней морали — превратился в 63-летнего уверенного в себе человека весьма свободных взглядов.
 
Около 445 года до н.э. 50-летний политик развёлся со своей женой-аристократкой и вступил в брак с эмансипированной иностранкой — милетянкой Аспасией. Сократ, лично знавший Аспасию, считал, что именно она организовала знаменитый кружок Перикла, куда входили скульптор Фидий, философ Анаксагор, софист Протагор и отец истории Геродот. Афинское общество с раздражением отмечало рационализм Перикла, граничащий с безбожием.
 
В его внешней политике проступают признаки авантюризма и переоценки военно-экономической мощи Афин. После первого более-менее удачного года Пелопонесской войны Перикл преисполнился гордостью за построенное им государство. Его речь на похоронах павших (431 до н.э.) превратилась в панегирик Афинам.
« ... Я утверждаю, — говорил он, — что город наш — школа всей Эллады <...> и то, что моё утверждение — не пустая похвальба в сегодняшней обстановке, а подлинная правда, доказывается самим могуществом нашего города, достигнутым благодаря нашему жизненному [то бишь демократическому] укладу. <...> Чтобы прославить нас, не нужно ни Гомера, ни какого-либо другого певца, который доставит своей поэзией преходящее наслаждение, но не найдёт подтверждения в самой истине. Все моря и земли открыла перед нами наша отвага и повсюду воздвигла вечные памятники наших бедствий и побед». Естественно, Фукидид что-то добавил от себя, но он слышал эту речь и, несомненно, верно передал её дух.
Однако в следующем году (430 до н.э.) в разгар эпидемии так называемой чумы, настроение демоса изменилось. Фукидид приводит речь теряющего власть Перикла к Народному собранию. Перикл объясняет афинянам, как важно для них держать в повиновении своих союзников: «Дело идёт о потере вами господства и об опасности со стороны тех, кому оно ненавистно. Отказаться от этого владычества вы уже не можете, даже если кто-нибудь в теперешних обстоятельствах из страха изобразит этот отказ как проявление благородного миролюбия. Ведь ваше владычество подобно тирании, добиваться которой несправедливо, отказаться же от неё — весьма опасно».
 
После смерти Перикла (429 до н.э.) разгорелась жёсткая борьба между различными политическими группировками. Поддержкой народа зачастую пользовались харизматичные демагоги с тираническими амбициями. Такими были Клеон и Алкивиад. Вот выдержка из речи Клеона, произнесённой в 427 году до н.э. в разгар Пелопонесской войны: «Не забывайте, — обращается Клеон к Народному собранию, — что ваше владычество над союзниками — это тирания, осуществляемая против воли ваших подданных, которые злоумышляют против вас. <...> На их дружбу вы не можете рассчитывать: они подчиняются, лишь уступая силе». Бросается в глаза повторение демагогом-Клеоном слов благородного Перикла о тирании Афин.

Так что за строй был в Афинах в середине V века до нашей эры? Учитывая, прямое участие всех граждан в работе Народного собрания, Совета Пятисот и Суда присяжных — это была полнейшая уравниловка. Подсчитано, что за полвека каждый гражданин по нескольку раз попадал в Буле и даже становился в нём председателем. Ни одна из существующих ныне стран не может похвастаться таким равноправием своих граждан. Многотысячные собрания афинян прямым голосованием принимали и меняли законы и назначали себе высшее руководство. То есть это была многотысячная толпа, облечённая высшей властью и осознающая силу своей власти.
Заметим, что Народные собрания проводились в среднем каждые десять дней. А чем занимались граждане в перерывах между собраниями? Они жили своей обычной жизнью. Крестьяне выращивали хлеб, оливки и виноград, и в этом благородном деле им помогали рабы. Ремесленники, тоже с помощью рабов,  изготовляли замечательные изделия из глины, кожи и металлов. Рыбаки ловили рыбу, торговцы торговали. У всех были дети и жёны, начисто лишённые гражданских прав. И всем им были нужны деньги. Поэтому решения, которые принимали граждане, всегда оценивались ими, как выгодные или невыгодные для себя. Так что усреднённый глас народа поддерживал решения, выгодные подавляющему большинству. И стратеги думали о том же и искали пути, приносящие всем как можно больше денег и рабов. К сожалению, эти проблемы решались в основном военными средствами. Правда, грубую суть своей власти афиняне прикрывали речами о демократии и культуре, которые они несли побеждённым.
Действительно, разве не цинично звучали слова Перикла о том, что Афины — школа для Эллады. То есть всем иностранцам следовало учиться у Афин и подражать им. Хотя доход Афин на 60 процентов обеспечивался данью, наложенной на союзников, формально, тоже демократов.
И всё-таки все современники Перикла отмечали полное отсутствие лично у него сребролюбия. Он действительно хотел обогатить свой народ, украсить Афины шедеврами искусства, наводнить их гениальными людьми и радоваться славе великого города.

Удивительным было то время, и ещё более удивительными были те люди. Они стремились всё доводить до совершенства. И демократия их впечатляет своею классической законченностью. А вот насколько она могла быть образцом для подражания, это большой вопрос. Афины были богаты и прекрасны, но не вследствие их демократического устройства, а из-за великолепно поставленного ограбления половины Эллады, и главное, благодаря управленческому таланту человека, умевшего искусно рядить свою тиранию в демократические одежды. И эта популистская сторона демократии не потеряла до наших дней своей обволакивающей силы. Просто обхохочешься, когда вспоминаешь современные страны с такими названиями как: Корейская Народно-Демократическая Республика, Демократическая Республика Конго, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия.
Да и в самой Греции демократия далеко не всегда сочеталась с процветанием. В экономически и культурно развитом Коринфе правила тирания, в Фивах — олигархия, в Сиракузах в период их максимального могущества и процветания — тирания. В IV веке до н.э. греческие демократии уступили место монархиям, а в итоге всех подмял под себя олигархический Рим.


Рецензии