32. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста
Иисус шёл оттуда, за ним следовали двое слепых и кричали: Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! Когда же он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: Веруете ли, что Я могу это сделать? Он говорит Ему : Ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: По вере вашей да будет вам. И открылись глаза их ( Мф. 9: 27- 30)
"Для чего Христос заставляет идти слепых за собой и просить их о помиловании? - Святитель Иоанн Златоуст объясняет нам, - Для того, чтобы и в этом случае научить нас убегать людской славы. Так как дом находился поблизости, то Он ведёт их туда в намерении исцелить наедине. Это видно из того, что Христос не велел никому сказывать об исцелении. Не мало также обличает это иудеев, когда слепые, будучи лишены зрения, приемлют веру по одному слуху; между тем как иудеи, видя чудеса и уверяясь в действительности их собственными глазами, поступают совершенно иначе. Заметь и усердие слепых, о котором можно судить по их крику и молению; они не просто приступили, но взывали громким голосом, ничего больше не говоря, кроме: Помилуй нас!..
Святитель обращает наше внимание:
"Христос научает нас не только ничего говорить о себе, но удерживать и тех, которые захотят хвалить нас; но если слава воздается Богу, то мы должны не только не препятствовать, но даже побуждать к тому".
Затем к Христу привели человека немого бесноватого (Мф 9:32)
"Эта болезнь была не естественная, но происходила от дьявольского злоумышления.
Когда бес был изгнан, - говорит евангелист - немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: Никогда не бывало такого явления в Израиле
( Мф. 9: 33.)
Это и особенно раздражало фарисеев...
Они не только перетолковывали Его поступки, но не стыдились говорить: Он изгоняет бесов силой князя бесовского (Мф. 9:34)...
Бесы приводят к идолам, отвращают от Бога и научают не верить будущей жизни. Бес, будучи оскорблен, не станет делать добро, когда он, и не будучи оскорблен, причиняет вред даже тем, которые служат и угождают ему. Но Христос поступает совсем иначе. Он и после стольких укоризн и поношений, ходил, - говорит евангелист, - по всем городам и селения, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф. 9: 35)...
Итак, Он ходил и по городам, и по селам, и по синагогам их, научая тем нас воздавать за злословие не злословием, но большими благодеяниями. Если ты оказываешь благодеяния своим сорабам не для людей, но для Бога, то как бы они не поступали, не переставай благодетельствовать, чтобы получить большую мзду. А кто перестаёт благодетельствовать потому, что его злословят, тот показывает, что он благотворил не ради Бога, но ради похвалы людей".
2. Господь продолжая свое благовестие по городам и селам, видев же народы, - говорит евангелист, - милосердовал о них, яко бяху смятени и отвержени, яко овцы не имущия пастыря. Тогда глагола учеником Своим: жатва убо много, делателей же мало; молитеся убо Господину жатвы, яко да изведет делатель на жатву Свою (Мф. IX, 36 -38).
"Смотри, как Он далёк от тщеславия. - обращает наше внимание Святитель Иоанн Златоуст. - Чтобы не водить всех за Собою, Он посылает учеников. Впрочем, не для того только посылает, но и для собственного обучения, чтобы, образовавшись в Палестине, как в некотором училище ратоборства, они приготовили себя к подвигам в целом мире. и сначала делает их врачами тел, чтобы после им вверить важнейшее - врачевание душ...
Жатвы, - говорит Он , - много, а делателей мало. Я, говорит посылаю Вас не сеять, но жать. Подобным образом сказал Он и у Иоанна: инии трудишися, и вы в труд их внидосте (Иоанн. IV, 38).
Этими словами Он удерживал их от самомнения, возбуждал к бодрости и показывал, что предшествующий труд был больше.".
Хотя Господь говорил,- делателей мало, но послал 12 учеников, и никого к ним не присоединил. Почему? Святитель отвечает: "Потому что впоследствии Он и двенадцатью заменил многих, не увеличив их числом, но даровав им силу."
3. И призвав,- говорит евангелист, - двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. (Мф. X,1).
Как же они изгоняли духов? Святитель отвечает: "Повелением и властью Христа". Далее Святитель рассматривает апостолов по порядку, обращая наше внимание, что Иуд было два, один Иаковлев, а другой Иуда Искариотский, иже и предаде Его (Мф. X, 4). Евангелист не стыдится говорить: иже предаде Его. Так евангелисты никогда ничего не скрывают, - даже и того, что казалось предсудительным. Впрочем, самый первый и верховный из апостолов был человек неученый и простой. А остальные? Рыбари, мытари. Четверо из них были рыбари, двое мытари- Матфей и Иаков, а один и предатель. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; Идите же наипаче ко овцам погибшим дома Израилева (ст.5).
Не подумайте, говорит Он, будто за то, что они Меня поносят и называют беснующимся, Я питаю к Ним ненависть и отвращение; напротив, Я стараюсь исправить их прежде других, и запрещаю ходить к другим народам; к ним посылаю учителями, врачами."
4. Ходя же, - говорит Господь,- проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; (ст.7)
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание: "Видишь достоинство апостолов?.. Они не отказываются, не уклоняются от повелений, как поступали древние; но, слыша и об опасностях, и о войнах, и о несносных бедствиях, с совершенной покорностью принимают повеления, как проповедники Царствия...
Затем, чтобы их проповедь удобнее могла расположить к вере, Господь говорит: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (ст.8).
Последним наставление он смиряет их высокоумие и предостерегает от сребролюбия...
Вы ничего не даёте тем, которые принимают вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды: это Моя благодать. Так и другим давайте, потому что нельзя найти цены, достойной этих даров.
Потом, исторгая тотчас же и самый корень зол, говорит: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха (9, 10)...
Потом, в предупреждение вопроса: откуда же мы будем получать необходимое пропитание? - говорит: ибо трудящийся достоин пропитания своего (Мф. 10, ст.10), - желая показать, что им должно получать пропитание свое от учеников..."
5. Он (Господь), сказав трудящийся достоин пропитания своего, давал ученикам правило не требовать большего, - продолжает Святитель Иоанн Златоуст, - а доставляющих им нужное вразумлял, что они делают это не по щедрости, но по долгу.
В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; (ст.11)... Если принимающий вас человек будет достоин, то он непременно даст вам пропитание, особенно, если вы, кроме необходимого ничего более не потребуете...
Продолжая то же наставление, говорит: и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится (ст.12 -13)..."
Святитель отмечает, что Господь готовил апостолов быть подвижниками благочестия и проповедниками вселенной; а потому, приучая к умеренности и делая их достойными любви, говорит: А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; ( ст.14 - 15).
Таким образом, и сами апостолы освобождались от забот, и принимавших удостоверяли, что пришли к ним единственно для спасения их, как тем, что ничего с собою не приносили, так и тем, что входили не ко всем без разбора. Господь хотел, чтобы апостолы славились не одними чудесами, но более чудес - своими добродетелями."
6. "Должно употреблять все старание, - советует Святитель,- чтобы наслаждаться миром как дома, так и в церкви. И в церкви предстоятель даёт мир, и это служит образом мира, даруемого Христом; и потому предстоятеля должно принимать с таким усердием, представляя ему не столько трапезу, сколько свое расположение...
Церковь есть общий всех дом, куда мы входим за вами, по примеру апостолов, почему и входя, тотчас же, по заповеди Христовой, всех вообще приветствуем миром...
Дом этот (наша Церковь) несравненно важнее; здесь хранятся великие наши сокровища, здесь все наши надежды. И что здесь не велико, что недостопочтимо? И трапеза здесь почтенней и сладостней твоей домашней трапезы, и светильник - твоего светильника; и эта сокровищница несравненно превосходней и необходимей твоей сокровищницы, потому что в ней положены не одежда, но милостыня...
Здесь и ложе лучше твоего: успокоение, доставляемое Священным Писанием, приятнее всякого ложа. И если бы мы соблюдали совершенное согласие, то кроме этого не имели бы другого дома. А что это не трудно, свидетельствуют три тысячи и пять тысяч верующих, которые имели и дом, и трапезу, и душу одну. У множества верующих , говорится, было едино сердце и душа едина (Деян. IV, 32)."
7. Святитель продолжает свою проповедь: "Тогда домы были церкви, а ныне церковь сделалась домом. Тогда и в домах не говорили о житейском, а ныне и в церкви не говорят о духовном.
Вы и здесь поступаете как на торжище; и когда говорит Сам Бог, не только не слушаете Его в молчании, а занимаетесь разговорами совсем о других предметах...
Я не властен оставить этого дома; нам необходимо оставаться здесь, доколе не отойдём из настоящей жизни. Итак, вместить ны (2 Кор. VII,2), - как увещевал Павел. Это сказано у него не о трапезе, но о сердце и расположении... Того же и мы (священники) от вас требуем: любви, приязни сердечной и искренней.
Многое ведь побуждает нас к взаимному общению: всем нам предлагается одна трапеза; один Отец породил нас; все мы произошли от одной утробы; всем подаётся одно питие, и не только одно, но из одной Чаши...
Но скажешь, что мы не можем равняться с апостолами. И я в этом согласен, и не мало не спорю; мы не стоим не только их, даже и тени их. Но при всем том мы должны исполнять свое дело.
Мы имели общение (все вместе) в духовной трапезе; будем иметь общение в духовной любви... "
"Для многих служит достаточным побуждением к дружбе не только то, что имеют общий стол, но и то, что они из одного города; - продолжает Святитель Иоанн Златоуст, - а мы, у которых и град, и дом, и стол, и путь, и дверь, и корень, и жизнь, и глава, и Пастырь, и Царь, и Учитель, и Судия, и Творец, и Отец, и все общее, - какое будем иметь извинение, удаляясь от общения друг с другом? Не требуете ли и от нас чудес, какие творили апостолы, приходя проповедовать: чтобы и мы очищали прокаженных, изгоняли бесов, воскрешали мёртвых?
Но то и будет самым сильным доказательством вашего благородства и любви, если будете веровать в Бога, не требуя залогов. Бог, как по этой причине, так и по другим, прекратил чудеса...
Ищи не чудес, но спасения души. Не ищи того, чтобы видеть одного мертвеца воскресшим, когда знаешь, что все мёртвые воскреснут; не ищи, чтобы видеть слепца прозревшим, но смотри, как ныне все начинают получать лучшее и полезнейшее зрение. Научись и сам смотреть целомудренно, и исправь твоё око.
Подлинно, если бы мы жили все, как должно, то язычники дивились бы нам больше, нежели чудотворцам...(В отличии от чудес) Жизнь непорочная не может подвергнуться никакому подозрению, - напротив, добродетель заграждает уста всем."
8. Святитель Иоанн Златоуст призывает нас:
"Итак, будем упражняться в добродетели; она составляет великое богатство и великое чудо. Она доставляет истинную свободу, являет её и в самом рабстве, не освобождая от рабства, но самих рабов делая почтеннее свободных; а это гораздо важнее, чем дать самую свободу. Она не делает бедного богатым, но и в самой бедности делает его достаточнее богатого. Если ты хочешь и чудеса совершать, то освободись от грехов - и все тобою будет сделано. Возлюбленные, грех есть самый злой бес. И если его из себя выгонишь, то сделаешь более, нежели те, которые изгоняют тысячи бесов.
Послушай, что говорит Христос: однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лук.X, 20). Также пред крестным страданием, призвавши учеников, сказал им: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Иоанн. XIII. 35), - а не потому что будете изгонять бесов.
Святитель призывает нас исправлять свою жизнь и делать добрые дела.
" Если ты из жестокосердного сделался милостивым, то исцелил сухую руку; если, оставивши зрелище, пошел в церковь, то исправил хромую ногу; если отвратил глаза свои от блудницы и от красоты чужой жены, то отверз слепые очи; если вместо сатанинских песен выучил духовные псалмы, то, будучи прежде немым, стал говорить. Вот самые великие чудеса! Вот дивные знамения! Если мы непрестанно будем совершать такие чудеса, то посредством их сделаемся великими и удивительными, и всех прочих привлечем к добродетели, и достигнем будущей жизни, - которой да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
Свидетельство о публикации №224072900650