Поезд Узбекистан

  Почти каждый год, а иногда и дважды за год, если того требовали дела, мы с мужем ездили в родной Ташкент.
  Ситуация с билетами и прохождением границ постоянно менялась. Несколько лет подряд можно было ездить за полцены, договорившись с проводником, так все и ездили – на вагон, полностью и даже более заполненный пассажирами, оказывалось всего  два-три билета.
 "Даже более" это о плацкартных вагонах - значит пассажиров больше, чем полок: одну полку покупали 2-3 пассажира, как говорили проводники: " Круглым сутка спать вредно, очередем нада". Потом эту лавочку прикрыли: безбилетников стали в Кзыл-Орде пересаживать на автобусы. Те, кто так ездил, рассказывали, что выходит дороже, чем полный билет – на каждом перекрёстке в Казахстане милиция останавливает автобус и "трясёт" пассажиров.
  А одно время, когда узбеки поссорились с казахами из-за воды, те взвинтили цену за проезд узбекистанских поездов через Казахстан и узбекским железнодорожникам в целях экономии пришлось пускать поезда через Самарканд, Туркмению, чтобы на Казахстан приходилась лишь малая доля пути.
  Это было то ещё приключение : граница с Туркменией идёт по Аму-Дарье, река петляет , а ж\д прямая, вот и получалось каждый раз : узбеки провожают - трясут, туркмены встречают - трясут, потом туркмены провожают - трясут, узбеки встречают - трясут...
  И так несколько раз...
  Вот и приходилось заранее идти  на вокзал узнавать почём нынче овёс.
  На Казанском вокзале  всё, как всегда : шумно, многолюдно,  перед подачей поезда "Узбекистан"платформа перегоражевается милицией и какими-то людьми в чёрной форме : узбеков пропускают только с билетом и только с одной сумкой – деньги собирают.
Это простофиль. Бывалые давно уже в вагоне. Они загружаются ещё в отстойнике и вагон подаётся на платформу уже заполненный безбилетниками и крупногабаритным грузом.
  Поезд отправляется в 00 часов 05 минут.
  Из-за этого возле каждого вагона скандал.
  Проводники не пускают растяп-пассажиров в вагон,  безуспешно пытаясь  им втолковать:
- Вы опоздали на сутки.  Ваш поезд ушёл вчера. Он уже, наверно, в Самаре.
А бестолковые пассажиры не понимают, почему их не впускают в вагоны :
- Как это так ?! Сегодня двенадцатое. У меня билет на двенадцатое.
И такая история каждый раз возле большинства вагонов .
  Мы выбрали где поспокойней и подошли к проводникам узнать нынешние "обычаи делового оборота".
  Проводники сказали, что надо взять плацкартный билет, доплатить немного и будете ехать в купейном, а за +ещё  - уже в СВ.
  СВ не надо ! В ташкентском поезде СВ - грузовой вагон. Он завален до потолка клетчатыми сумками  с товаром. И незадачливый пассажир, решивший проехаться с комфортом, будет зажат со всех сторон этими сумками.
  Хорошо, что мы не понадеялись – взяли тут же билеты в купейный (плацкартных не было за месяц вперёд), и, когда, уезжая, через пару дней, поинтересовались  просто из любопытства, то была уже другая бригада и к плацкартному за купейность надо было доплачивать о-го-го и вышло бы дороже, чем в кассе… Непонятно – какой в этом смысл…
  Поезд "Узбекистан" - фирменный.
  Когда заходишь в вагон, красота и лепота ! Ковровые дорожки, белоснежные скатерти, на столиках в каждом купе  бело-синие, расписанные золотом чайные  сервизы "Пахта" - на лягане четыре пиалушки и чайник.
  У нас были билеты на  нижние полки. Под ними, конечно, уже было занято чьими-то вещами и ставить свои чемоданы было некуда. Поиск хозяина ничего не дал и тогда мой муж просто стал выбрасывать эти вещи в коридор. Тут же прибежали хозяева - молодые парни-узбеки и начали горячо доказывать, что они "первые заняли этот места". В общем, мы их выселили. Не без нервов.
  Как только поезд тронулся, проводники прошлись по вагону и собрали сервизы «Пахта» - «чтоб не разбились» и свернули ковровые дорожки - " чтоб не запачкались".
  Парад кончился !
  После этого они собрали с гастарбайтеров деньги – «чтобы не было неприятностей на  границах».
  Впрочем, это от неприятностей в виде транспортной милиции гастеров не спасало.
  У меня  было тогда ещё два паспорта : российский я уже получила, а узбекское гражданство ещё сохранялось.  И я  хотела выехать из РФ по зелёному  паспорту – мне так надо было : проще будет в Ташкенте оформлять всякие документы. 
Обратилась за помощью к проводнику, но он за это не взялся, старший – и слышать не хотел, говорил, что это невозможно.
  Я решила этот вопрос с пограничниками сама, они без лишних разговоров разрешили и поставили мне отметку о выезде в зелёный паспорт.
  Как только мы прошли границу, тут же прибежал  проводник и, весело поздравив меня с удачей, попросил у меня денег «за удачное решение вопроса», я ему также весело отказала - ведь он мне ничем не помог.  Тогда пришёл старший, более солидный проводник  и грозно стал требовать  денег – ему я тоже отказала. Он разозлился и забрал у меня второе запасное одеяло.
  Когда они опять чего-то там начали, к ним подошёл мой муж, посчитал сколько они собрали с гастеров и сказал, что будет следить сколько они раздадут на границах. Отношения сразу стали любезными и мне любезно вернули второе одеяло…
  Никаких особых проблем в дороге у нас не было. Только в Бузулуке зашли милиционеры, пересчитали билеты и всех по головам, немного огорчились совпадению, но не пали духом и тут же собрали с гастарбайтеров небольшую мзду.
  На верхних полках в нашем купе ехало двое гастарбайтеров : огромного роста таджик , с большими коровьими губами и такими же, как у коровы огромными ресницами,  он не понимал ни слова ни на каком языке, кроме таджикского (в сложных ситуациях к нему прибегал личный переводчик), и  очень общительная, весёлая девушка-узбечка, по её словам, отработавшая год официанткой в московском ресторане, и радовавшаяся, что научилась украшать блюда: теперь ей цены не будет на узбекских свадьбах.
  У неё было просрочено всё, что только может быть просрочено, и вообще она ехала по паспорту сестры, но проверяльщики, взяв в руки её документы и даже не раскрывая их, говорили, что у неё всё в порядке.
  А  к таджику обязательно каждый раз цеплялись, тогда  он медленно слезал с полки, медленно одевал ботинки и, если вопрос не решался одной медленностью, доставал деньги.
  Русских, гастарбайтеров-пенсионеров и женщин никто не трогал.
Когда за окном пейзаж изменился и поплыли скучные ровные, как стол казахские степи, жизнь в вагоне оживилась.
  В Казахстане вагон превращается в трамвай : билетов не продают, а людям надо ехать. И от станции до станции садятся казашки и ходят по вагонам непрерывным потоком, предлагая копчёную рыбу и  носки  из "берблюжьей" шерсти.
  Впрочем, в перестроечные времена этот традиционный  ассортимент изменился : они стали предлагать китайский ширпотреб, точно такой же, какой им навстречу предлагали пассажиры, вынужденные как-то добывать деньги другого государства.
В Арыси в поезд садятся подростки-менялы, курс у них невыгодный, но надо же, выйдя из поезда, иметь при себе местные деньги, вот пассажиры и меняют.
  Когда мальчишки уходят в следующий вагон, заходят какие-то солидные мужчины, кто-то из них в форме, и грозно спрашивают не поменял ли кто-нибудь деньги у  нелегальных менял и сейчас все незадекларированные деньги они будут отбирать.  Несколько простофиль, в том числе и я, признались, что поменяли понемногу.  Тогда, пугая протоколом и высадкой из поезда, они начинают отбирать деньги .
Я ничего не отдала, как они не пугали меня протоколом.
   На границе эти вышли. Зашли новые. Поезд ещё стоял, а в вагон сели 10-15 парней-узбеков с инструментами и на глазах изумлённых пассажиров молниеносно начали откручивать панели на потолке и на полу вагона, доставая оттуда свёртки и коробки с лекарствами, быстро пакуя их в огромные клетчатые сумки. В степи показались костры возле которых стояли грузовики с откинутыми бортами, поезд замедлил ход и из тамбура полетели сумки. Когда все сумки были выгружены, поезд остановился на несколько секунд: вышли женщины-узбечки с сумками ампул. После чего поезд резко набрал скорость, нагоняя расписание. И на полном ходу въехал на специально огороженный путь. Появились милиционеры и начали досматривать сумочки и барсетки пассажиров на предмет не везёт ли кто-нибудь лишний пузырёк лекарств.
Доехали мы нормально. Поезд в Ташкент теперь приходит через 5 минут после закрытия метро. Не торгуясь взяли такси – забыли местный менталитет и водитель всю дорогу ёрзал – страдал, что мало запросил, поэтому доехав, увеличил сумму в 1, 5 раза – мы расхохотались и согласились, только сказали, чтобы он за это внёс нам вещи, открыл квартиру и вкрутил пробки.


Рецензии
Прям, зачитался - люблю восточный калорит! Ну, читать-то легко и весело, а вот прокатиться в таком поезле не хотел бы.

Творческих успехов и находок и счастливых дорог!

Андрей Жеребнев   11.12.2024 18:52     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и за пожелание творческих успехов.

Зоя Федоренко-Сытая   12.12.2024 14:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.